К концу XIX в. завершился процесс превращения Китая в полуколонию держав. В результате целого ряда захватнических войн империалисты опутали Китай системой неравноправных договоров и разделили его на сферы влияния. На "арендных территориях" постоянно находились их военно-морские силы и сухопутные войска. Империалисты поставили под свой контроль все важные торговые порты Китая,создали в них сеттльменты и концессии, находящиеся под иностранным управлением. Китайское население подвергалось там унижениям и оскорблениям. У входа в обширный парк шанхайского сеттльмента висела надпись: "Вход китайцам и собакам воспрещен".
Иностранцы захватили таможни и внешнюю торговлю Китая, контролировали важные пути сообщения. В конце XIX в. развернулась острая борьба между различными капиталистическими державами за выгодные железнодорожные концессии.
Только за пять лет, с 1895 по 1899 г., Китаю было навязано семь кабальных займов на общую сумму 370 млн. лян (свыше 500 млн. золотых рублей тто курсу того времени). Многие займы навязывались путем открытых угроз. Один из китайских чиновников писал в дневнике, что во время переговоров о заЙмах китайское ведомство иностранных дел (цзунлиямынь) стало походить на ярмарку, английский посланник "рычал и бесновался, добиваясь, чтобы заем был предоставлен Англией. Можно ли было вынести столь гнусное зрелище?" К концу XIX столетия государственный долг Китая га 4 раза превышал доходы его бюджета.
К 1897 г. в Китае существовало более 600 иностранных фирм и проживало около 10 тыс. иностранцев. Колонизаторы подчиняли своим нуждам сельскохозяйственное производство страны.
Империалисты развернули идеологическую экспансию. Этой цели служили деятельность тысяч миссионеров, создание иностранцами учебных заведений, издание ими газет, привлечение китайской молодежи в учебные заведения за границей. Особую активность в этом отношении проявляли США, пытавшиеся привлечь на свою сторону китайскую интеллигенцию.
Вторжение колонизаторов способствовало распаду китайского феодального общества и развитию элементов капитализма, В ряде районов был подорван присущий феодализму натуральный характер хозяйства. Однако основа феодального гнета — эксплуатация крестьян помещиками — не только сохранилась, но в сочетании с полуфеодальной эксплуатацией крестьян компрадорами и ростовщиками по-прежнему занимала преобладающее 'положение. Национальный капитализм получил некоторое развитие, однако он не превратился в основной обществен" но-экономический уклад Китая.
Империалистический гнет и господство феодальных пережитков препятствовали развитию капиталистических отношений, закрепляли экономическую и культурную отсталость страны.
3. Реформаторское движение в Китае. Восстание ихэтуаней
Размывание натуральных форм хозяйства, развитие торговля, товарно-денежных и капиталистических отношений способствовали расширению экономических связей между различными районами страны, постепенному созданию национального рынка. Как и само становление капитализма, формирование едино-
го национального рынка в Китае крайне осложнялось феодальными пережитками, внутренними таможнями, разделом страны на сферы влияния империалистических держав, чрезвычайно плохим состоянием транспортных коммуникаций. В этой обстановке развитие товарно-денежных отношений стимулировало складывание местных, региональных рынков, что создавало определенную экономическую базу для обособленности отдельных провинций. Тем не менее рост экономических связей между разными районами, начало железнодорожного строительства, введение пароходного сообщения способствовали складыванию китайской (ханьской) нации.
Это был сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, действовали факторы, ускорявшие превращение китайской народности в нацию. Издавна сложились общность территории, единый язык, иероглифическая письменность и грамматический строй которого были общими для всех китайцев, развитая национальная культура. Усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства интересов китайского народа в борьбе против колонизаторов. В противоположном направлении продолжали действовать такие' факторы, как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, господствующее положение маньчжурской знати, большие различия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.
В конце XIX — начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развернувшаяся в конце XIX в.
Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая интересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению реформ, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабощения.
Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после франко-китайской войны 1884—1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономических и политических преобразований. Выдвигались идеи созыва парламента и превращения Китая в конституционную монархию. В одной из таких книг говорилось: "При монархии власть достается высшим, при народовластии — низшим; если Же у власти находятся одновременно и монарх и народ, товласть распределяется равномерно". К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ювэй (1858—1927). Кан Ювэй был знатоком древней китайской литературы, истории и философии. Он проявлял также большой интерес к истории и политическим теориям капиталистических стран Запада и Японии и пытался соединить некоторые положения конфуцианского учения с буржуазными идеями Запада. В своих книгах Кан Ювэй призывал проникнуться духом патриотизма. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ювэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены императором.
В 1888 г. в качестве экзаменационной работы на право занятия государственной должности он составил "Письмо к императору", в котором говорил об опасности, угрожавшей Китаю, и призывал императора "изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа". "Письмо", которое придворная клика сочла крамольным, не было передано императору, а экзаменатор забраковал его, заявив в адрес Кан Ювэя: "Он словно помешанный! Не пройдет!". Однако идеи, выдвинутые Кан Ювэем, приобрели большую популярность среди передовых представителей китайской интеллигенции.
Сильный толчок усилению реформаторского движения дала японо-китайская война 1894—1895 гг.
В апреле 1895 г. более 1200 претендентов на высшие ученые степени, съехавшихся для сдачи экзаменов в Пекин, одобрили и попытались передать императору составленный Кан Ювэем "коллективный меморандум", призывавший отказаться от подписания Симоносекского договора, продолжать войну с Японией и немедленно провести реформы. Эта петиция широко распространялась и встретила общественную поддержку. Деятельность реформаторов начинала приобретать характер общекитайского политического движения. В Пекине сторонники реформ образовали свой политический клуб — "Ассоциацию усиления государства" — и начали выпускать газету.
В 1896—1897 гг. Кан Ювэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэц-зяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, издававшие газеты. Число газет и журналов, издаваемых реформаторами, достигло тридцати. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао.
В провинции Хунань реформаторское движение возглавлял один из наиболее радикальных его представителей — Тань Сы-тун. В отличие от Кан Ювэя и большинства других реформаторов Тань Сытун считал, что борьба за реформы должна принять острый, боевой характер. "Ныне, — говорил Тань Сытун, — Китай может надеяться на возрождение лишь после то-
го, как в борьбе между старыми и новыми партиями прольются реки крови. Сегодня нужно лишь смотреть — кто смелее и упорнее".
Реформаторы превращались в заметную политическую силу. Начавшийся в 1897 г. захват "арендных территорий" еще более активизировал их деятельность. Весной 1898 г. Кан Ювэй основал "Союз защиты государства", центры которого находились в Пекине и Шанхае. Это была первая попытка создать в Китае политическую партию.
Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторонниками императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники императора склонялись к сближению с реформаторами, рассчитывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть.
В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ "О планах государства", провозглашавший политику реформ. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими теперь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 июня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем "ста дней реформ", реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы.
За это время были изданы указы, предусматривавшие реорганизацию государственного аппарата и сокращение численности "знаменных" войск, провозглашалось, что на государственные посты будут назначаться "талантливые люди из народа". В указах говорилось о поощрении национального железнодорожного строительства, фабрично-заводской промышленности, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культуры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и научных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготавливалось открытие Пекинского университета.