Большой популярностью пользовались романы Ли Баоцзя (1867—1906). В его лучшем романе "Наше чиновничество" ост-росатирически изображено разложение государственного аппарата тогдашнего Китая. "Все продается, и все покупается, а в промежутках этих торгов рушатся человеческие судьбы, угнетается народ", — писал Ли Баоцзя. Его роман "События 1900 года" характерен своей антиимпериалистической направленностью.
С романом "Наше чиновничество" перекликается роман У Вояо (1866—1910) "За двадцать лет". Большой популярностью пользовался роман Лю Э (1857—1909) "Путешествие Лао Ца-ня". В 1905 г. вышел роман Цзэн Пу (1871—1935) "Цветы в море зла", первое произведение китайской литературы, в котором сочувственно показывались революционеры.
Большинство авторов обличительных романов не занимали последовательно прогрессивных позиций в основных вопросах общественной жизни страны. В творчестве У Вояо, например, постепенно начинают преобладать сентиментальные и эротические мотивы, у Лю Э обличение чиновников и сочувствие угнетенному народу сочетаются с реформистскими иллюзиями и прямой враждебностью к революционерам. Однако обличение этими авторами правящей верхушки имело огромное общественное значение. Их романы привлекли внимание прогрессивной общественности, способствовали росту национального самосознания и подъему революционного движения.
Прогрессивные стороны творчества этих писателей подготовили почву для художественной и публицистической деятельности великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881— 1936)—основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал главным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника "Зарубежных рассказов", включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.
Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказываются за приближение театрального искусства к современности. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, создали театральное общество "Весенняя ива", поставившее "Даму с камелиями" А. Дюма-сына и "Хижину дяди Тома" Г. Бичер-Стоу.
В изобразительном искусстве наметилось движение к совершенствованию национальных форм. Новое направление в китайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840—1896), обогативший традиционную китайскую живопись "гохуа" (картины на шелковых или бумажных свитках, которые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861—1957). Народный лубок и гравюра откликались на крупнейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884— 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая карикатура.
Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Национальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце "Ихэюань" ("Парк безмятежного отдыха"). Замечательные образцы парковой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).
Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и деревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.
Если в начальный период агрессии капиталистических держав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894—1895 гг., она распространилась и на население Северногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский империализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, открытие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрекли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслуживавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали арендную плату.
Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугублялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.
Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.
Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влиянием пользовались тайные общества, в частности "Ихэтуань" (сОтряды мира и справедливости"), или, как его иногда называют, "Ихэцюань" ("Кулак во имя мира и справедливости"). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества "Ихэтуань" начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных колонизаторов.
Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: "Поддержим Цинов, смерть иностранцам!" Члены общества поставили своей целью изгнать "заморских дьяволов" из Китая. Их призывы находили всеобщую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропаганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.
Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: "Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родителей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их". Они верили, что выполнение соответствующих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для вражеских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов последователей общества "Ихэтуань" входили особые приемы кулачного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали называть "боксерами"), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: "Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить соотечественников от страданий".
В отрядах повстанцев было много молодежи, в том числе 12—13-летние подростки. В отдельные специальные отряды объединялись девушки, замужние женщины, вдовы.
Ненависть к "заморским дьяволам" проявлялась в разгроме христианских церквей, выступлениях не только против иностранных миссионеров, но и против китайцев, принявших христианство. В одной из песен повстанцев говорилось: "Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы". Ихэтуани осуждали движение за реформы.
Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и придворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэ-туаням. Маньчжурская знать и китайские феодалы боялись расширявшегося стихийного выступления масс. Но та часть маньчжурской знати и китайских феодалов, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных позиций, надеялась использовать ихэтуаней в своих интересах, обуздать и приручить их вождей. Губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и согласился включить ихэтуаней в сельское ополчение.
4. Вмешательство иностранных колонизаторов
Вожди ихэтуаней проводили в тот период по отношению к иностранцам тактику "устрашения", требовали их ухода из Китая, угрожая в случае невыполнения этого требования свирепой расправой, однако воздерживались от открытых нападений. Несмотря на это, дипломаты империалистических держав обвиняли повстанцев в бесчинствах и зверствах и требовали от китайского правительства "принятия решительных мер".
В конце 1899 г. по требованию американского посланника Юй Сянь был смещен с поста губернатора. Новый губернатор, Юань Шикай, двинул против ихэтуаней войска, которые вместе с находившимися в Цзяочжоу немецкими солдатами усмиряли население.
В декабре 1899 г. на совещании посланников иностранных государств было выработано совместное требование китайскому правительству жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней. В марте 1900 г. империалистические державы потребовали от китайского правительства усиления репрессий, открыто угрожая военным вмешательством. В апреле в Дагу прибыли военные корабли Англии, США и других: империалистических держав.
Действия Юань Шикая и открытое вмешательство колонизаторов вызвали новый подъем народного движения. Весной 1900 г. антиимпериалистическое восстание вслед за провинцией Шань-дун охватило столичную провинцию Чжили. Отряды ихэтуаней направились к столице. К маю движение охватило не только сельские местности, но и города. Десятки тысяч крестьян и ремесленников, среди которых преобладала молодежь и были женщины, с красными или желтыми повязками на головах, вооруженные большими мечами и длинными пиками, неся огромные знамена с надписью: "Следуйте по правильному пути Неба, да здравствуют Цины, смерть иностранцам!", приближались к Пекину.
Тысячи солдат правительственных войск переходили на сторону повстанцев. Вооруженные выступления ихэтуаней охватили Маньчжурию. Их прокламации распространялись в Центральном и Южном Китае.
Положение цинского правительства стало угрожающим. Его армии были бессильны преградить повстанцам путь на Пекин. В правящем лагере не было единства. Цыси колебалась. Многие представители правящей верхушки опасались, что продолжение открытой борьбы с ихэтуанями приведет к быстрому перерастанию антииностранного движения в антифеодальное, направленное против правящей цинской династии. "Войско богдыхана, — говорил один из вождей ихэтуаней, — будет драться заодно с нами, но если цинская династия не станет помогать нам и не будет на нашей стороне, то знайте, что тогда мы низвергнем династию, но спасем китайский народ от заморских дьяволов".