По своим объективным задачам назревшая в Китае буржуазная революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией — страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи — свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.
Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революционной ситуации.
После подавления восстания ихэтуаней продолжались локальные стихийные выступления в различных провинциях. Наиболее крупным из них было-восстание, охватившее в 1901 — 1905 гг. провинцию Гуанси.
В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации буржуазно-демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае "Общество восстановления суверенитета", которое объединяло революционные организации провинций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань "Союз китайского возрождения", возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Революционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была "Школа дополнительных знаний" в Учане.
Активизировалась и либеральная буржуазно-помещичья оппозиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.
Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость "изменений в законодательстве". Была провозглашена "новая политика".
В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена "на неопределенное время".
Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.
Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать "железнодорожный устав", "торгово-промышленный устав", проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники "новой политики" уделяли модернизации армии.
"Новая политика", не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.
В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя — Пу И. Отец Пу И — Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.
Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905— 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.
На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.
Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.
Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников — Н. К. Суд-зиловским (Русселем).
Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.
Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь "нашла русскую литературу.
И тогда она поняла, что русская литература — наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса — угнетатели и угнетенные!
Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем".
Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.
Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение "Союза китайского возрождения" и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый "Китайский революционный объединенный союз", или "Объединенный союз" ("Тунмынхой"), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган "Объединенного союза" газета "Минь бао" ("Народная газета"). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.
"Объединенный союз" стал влиятельной политической организацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организации союза. Росло влияние "Объединенного союза" в армии.
Социальный состав членов "Объединенного союза" был неоднородным. В нем участвовали представители национальной буржуазии, мелкой буржуазии города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-помещичьи элементы. Программная декларация "Объединенного союза", составленная Сунь Ятсеном, предусматривала "изгнание маньчжурских варваров", "возрождение Китая", "установление республики", "уравнение прав на землю".
В тот период Сунь Ятсен выдвинул "три народных принципа". Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере "Минь бао", а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.
Первый принцип — национализм — означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы "Объединенного союза" не предусматривали открытого выступления против империалистических держав. Сунь Ятсен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начинал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капиталистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты "не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым", и выражал надежду, что "бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут понимать, что возрождение четвертой части человечества будет благодеянием для всех".
Второй принцип — народовластие — предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.