Смекни!
smekni.com

Превращение Китая в полуколонию (стр. 9 из 11)

щательного комитета, а военным губернатором и командующим войсками был утвержден полковник Ли Юаньхун, еще вчера служивший маньчжурскому правительству. Позднее главой революционного правительства в Учане стал видный деятель "Объединенного союза" Хуан Син.

Учанское восстание послужило сигналом к быстрому развертыванию революции по всей стране. В течение нескольких дней была ликвидирована власть цннского правительства в примыкающих к Учану городах Ханькоу и Ханьяне. Затем на сторону революции перешли другие города и провинции. В октябре революция победила в провинциях Хунань, Цзянси, Шэньси, Шаньси, Юньнань, в ноябре — в Аньхое, Цзянсу, Гуандуне, Чжэцзяне и др. В начале ноября в руки восставших солдат и рабочих перешел Шанхай. 15 провинций отказались подчиняться цинскому правительству.

В большинстве этих провинций происходили вооруженные столкновения между революционными отрядами и правительственными войсками. Наибольшие размеры гражданская война приобрела в Центральном Китае, куда были направлены главные силы правительственных войск.

Войска, восставшие в Учане, Шанхае и других городах, стали ядром революционной армии. Она формировалась из добровольцев — крестьян, рабочих, студентов, мелкой буржуазии городов. Корреспондент одной из русских газет писал в октябре 1911 г.: "Центральный Китай объят мужицкой революцией. В-города стекаются сельчане, землепашцы, вооруженные мотыгами, свозят припасы революционерам, присоединяются к отрядам, дают лошадей и арбы для передвижения. Арсеналы мелких городов опустошены, оружие роздано населению. В занятых революционерами городах устраиваются патриотические шествия со знаменами, на которых имеются надписи: „Освобожденный Китай".

В революционных событиях активно участвовали рабочие. Вскоре после начала революции 15 тыс. рабочих-строителей Сы-чуань-Ханькоуской железной дороги присоединились к револю-ционерам. Их возглавили передовые рабочие, получившие первую выучку классовой борьбы в большевистских организациях КВЖД. Рабочие активно участвовали в свержении старой власти в Ханькоу и Шанхае.

Видную роль в революционных событиях сыграли студенты и учащаяся молодежь. Первый в Китае, Учанский студенческий союз был организован по типу делегатских собраний и старостатов революционного студенчества России. Молодые патриоты вступали добровольцами в революционную армию.

Хотя успехи революции были достигнуты в результате самоотверженной борьбы народных масс, в новых органах власти преобладающее положение захватили либералы. В некоторых

провинциях власть перешла к совещательным комитетам. Либералы стремились ограничить размах революции, прийти к соглашению с феодалами и пекинским правительством.

Первые успехи революции предвещали конец господства цинской династии. Один из находившихся в Пекине иностранных корреспондентов писал: "Правительство в Пекине было уже мертво, и империя лежала в развалинах. Восстание смело в четыре недели все: правительство, кабинет и министров, исчезнувших из виду. Императорская армия, которая должна была взять Учан, оказалась парализованной. Столица была охвачена паникой..."

В этой трудной обстановке Цины решили призвать к власти Юань Шикая. Юань Шикай, предавший в 1898 г. реформаторов, бывший одним из палачей антиимпериалистического восстания ихэтуаней, до 1908 г. играл видную роль в правительственном аппарате. Он пользовался большим влиянием в Бзйянской (Северной) армии, командный состав которой в значительной степени состоял из его приверженцев. Участие Юань Шикая в реформах правительства Цыси в первые годы XX столетия давало основания надеяться на сближение Юань Шикая с либеральными элементами южных провинций, в которых победила революция.

В середине октября регент назначил Юань Шикая генерал-губернатором центральных провинций и возложил на него подавление восстания. Но хитрый политикан выжидал. Только убедившись, что его поддержат империалистические державы, а с либералами Юга, возможно, удастся договориться, он согласился возглавить борьбу с революцией. При этом Юань Шикай добился предоставления ему неограниченных полномочий. Он был теперь назначен премьер-министром и командующим войсками цинского правительства.

27 ноября войска Юань Шикая заняли Ханьян, но их дальнейшее наступление было приостановлено. На фронте сложилось известное равновесие сил. С самого начала Юань Шикай стремился установить контакт с руководителями революционного Юга с целью вызвать раскол в руководстве революционной армии. В начале декабря были прекращены военные действия в районе Учана и Ханькоу. Начались переговоры, во время которых было достигнуто соглашение о прекращении военных действий в других провинциях. При обсуждении политических вопросов представители Юань Шикая соглашались на установление конституционной монархии, но представители революционной армии требовали отречения Цинов и провозглашения республики.

Переговоры затягивались. У либеральных элементов южных провинций усиливалось стремление к соглашению с Юань Шикаем. На одном из собраний было принято решение избрать Юань Шикая президентом, если он признает республику. Одновременно усиливались позиции Юань Шикая в Пекине. В начале декабря по его требованию ушел в отставку регент Цзай Ли. Юань Шикай почти полностью освободился от контроля цинской династии.

6. Провозглашение республики. Избрание Сунь Ятсена временным президентом

В революционном лагере ощущалась острая необходимость в создании центрального правительства, которое объединило бы под своей властью все провинции, перешедшие на сторону революции. В конце ноября было создано единое командование всеми революционными войсками. Главнокомандующим стал Хуан Син, его заместителем — Ли Юаньхун.

13 декабря представители революционных провинций съехались в Нанкин для выборов временного президента Китайской республики. В связи с продолжавшимися переговорами с Юань Шикаем было решено отсрочить выборы президента, а его обязанности пока возложить на главнокомандующего. При этом Хуан Син был смещен и заменен Ли Юаньхуном, кандидатура которого больше устраивала правые либеральные элементы.

Сунь Ятсен, которого первые известия о революции застали в Америке, вернулся на родину (в Шанхай) только 25 декабря. Он был восторженно встречен народными массами. Даже делегаты нанкинской конференции, большинство которых примыкало к либералам, учитывая популярность вождя китайской демократии, выдвинули Сунь Ятсена на пост временного президента. 29 декабря нанкинская конференция, ставшая теперь Национальным собранием, провозгласила Китай республикой и избрала Сунь Ятсена ее временным президентом. Одновременно Национальное собрание обратилось к Сунь Ятсену с просьбой специальной телеграммой заверить Юань Шикая в том, что, как только переговоры между Севером и Югом будут успешно закончены, он, Сунь Ятсен, уйдет в отставку.

1 января 1912 г. Сунь Ятсен торжественно прибыл в Нанкин и приступил к исполнению обязанностей президента.

Провозглашение Китая республикой и избрание Сунь Ятсена президентом были крупной победой революции. "Напрашивается само собой, — писал В. И. Ленин, — сравнение временного президента республики в диком, мертвом, азиатском Китае и разных президентов республик в Европе, в Америке, в странах передовой культуры. Тамошние президенты республик — сплошь дельцы, агенты или куклы в руках буржуазии, насквозь прогнившей, с ног до головы, запачканной грязью и кровью...

Здешний, азиатский временный президент республики — революционный демократ, полный благородства и героизма..."*.

В. И. Ленин указывал, что "китайская свобода завоевана союзом крестьянской демократии и либеральной буржуазии" **.

По мере развертывания событий усиливалось стремление либералов ограничить революцию. "Объединенный союз", став легальной организацией, значительно расширил свой состав. Число его членов увеличилось с 10 тыс. до 300 тыс. Этот рост шел главным образом за счет буржуазно-помещичьих элементов. В организации не было единого руководящего центра. Из ее программы было устранено требование "равных прав на землю". Возникли новые политические организации правого, либерального направления.

Правые республиканцы боялись народа. Новые органы власти, возникшие в южных и центральных провинциях, стали посылать карательные экспедиции против крестьян. В Шанхае местное правительство разоружило рабочих, захвативших во время восстания винтовки из арсенала. Либералы стремились сговориться с феодалами и иностранными империалистами. Они сближаются с Юань Шикаем. В свою очередь, последний выражал готовность порвать с Цинами. Теперь он становится кумиром либералов, их лидером.

Давление либеральных элементов сказывалось на деятельности созданного Сунь Ятсеном нанкинского правительства, в котором они составляли большинство. Из всех министров только военный министр Хуан Син был видным участником революционного движения. Не удивительно, что нанкинское правительство ничего не сделало для того, чтобы углубить революцию, разрешить аграрный вопрос, удовлетворить другие экономические и политические требования народных масс.

Иностранные колонизаторы были напуганы начавшейся в Китае революцией. Сразу же после начала Учанского восстания на совещании консулов в Ханькоу обсуждался вопрос о применении вооруженной силы против восставших. Представитель Англии высказался за немедленный ввод иностранных военных кораблей. Но большинство сочло нужным выждать дальнейшего развития событий. Империалистические державы вскоре убедились, что режим цинской монархии быстро разваливается. Выяснилось также, что республиканцы не собираются посягать на неравноправные договоры. Кроме того, сказались острые противоречия между различными державами. Все это заставило их воздержаться от открытой интервенции и заявить о нейтралитете в начавшейся гражданской войне. Но нейтралитет империалистов был фальшивым. На деле они открыто поддерживали Юань Шикая. В ноябре в китайских водах находилось более 50 иностранных военных кораблей с личным составом в 19 тыс. человек. В портах высаживались десанты. Империалисты снабжали войска Юань Шикая оружием. Они оказывали всяческое давление на республиканские власти, требуя от них соглашения с Юань Шикаем.