Смекни!
smekni.com

Вещное право (стр. 3 из 4)

По мере развития хозяйственной жизни возникла необходимость обеспечить устойчивость гражданского оборота, а также защитить права не только римских, но и иных лиц. Поэтому и появляется данный вид собственности, который не признавался и не защищался квиритским правом, однако получил защиту у претора.

Преторская собственность, в частности, возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации или не гражданином Рима.

Такие сделки не признавались квиритским правом, и соответственно квиритское право собственности не переходило от продавца к покупателю. На этом основании недобросовестный продавец мог потребовать возвращения ему проданного имущества. Если же такой продавец обращался с соответствующей просьбой к претору, то последний выяснял действительную волю сторон при заключении сделки, игнорировал факт несоблюдения формальностей и, руководствуясь принципом "доброй совести", средствами своей власти защищал право покупателя, в частности, отказывал продавцу в выдаче формулы иска, необходимой для судебной защиты его квиритского права.

Например, преторской собственностью было имущество, полученное по наследству эмансипированным сыном (ранее в особом порядке освободившимся от власти отца). По квиритскому праву, эмансипированный сын терял право на наследство своего отца, но претор признавал за ним такое право.

В дальнейшем разделение собственности на квиритскую и бонитарную становилось число номинальным.

Перегринская собственность развивалась одновременно с преторской и выделилась в особый вид, т.к. перегрины имели особый статус, в частности, обладали меньшим объемом прав, чем римляне. Со временем, когда различия в статусе римлян и перегринов стали постепенно исчезать, перегринская собственность слилась с преторской.

Итак, с развитием торгового оборота его интересы пришли в проти­воречие с общинно-государственной и патриархально-семейной собствен­ностью. Побеждает частная собственность. С развитием преторской собственности – в период поздней республики – в Риме начинает оформляться и устанавливается индивидуальная частная собственность как исключительное правовое господство лица над вещью. Принципиальная позиция римских юристов – собственник может делать со своей вещью все, не запрещенное законом.

После третьего века различия всех видов собственности сглаживаются, а при Юстиниане исчезает категория "квиритская собственность".

Таким образом, право собственности в Риме, как и в современном праве, включало все три правомочия собственника: право владеть, пользоваться, распоряжаться.

Защита права собственности. Из всего разнообразия гражданско-правовых способов защиты права собственности надлежит выделить виндикационный и негаторный иски, содержание которых в своих основных чертах сохраняет значение и в современном Гражданском кодексе Российской Федерации.

Виндикационный иск (reivindicatio) предоставлял право невладеющему собственнику истребовать свою вещь у владеющего несобственника. Цель иска – возврат вещи (со всеми плодами и приращениями) собственнику, восстановление собственника в его прежнем правовом положении (реституция).

Негаторный иск (actionegatoria) предъявлялся собственником, сохраняющим право владения на вещь, но испытывающим ограничения своего права.

Например, собственник предъявляет негаторный иск к нарушителю своего права – к тому, кто пытался ограничить право собственника, присваивая себе какой-нибудь сервитут (пользовался проходом и проездом через землю собственника или спускал на его двор дождевую воду со своего двора, не имея на это права и т.п.).

Следует отметить, что ГК РФ формулирует эти два традиционных римско-правовых иска – виндикационный и негаторный – в практически неизменном виде. В российском праве они, сохраняя вещно-правовую природу, применяются для защиты любого законного (титульного) владения, в том числе для защиты прав арендаторов, залогодержателей, хранителей и т.д.

ПРАВА НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций, залоговое право):

Право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако несобственник имеет ряд прав в отношении данной вещи. Очевидно, что несобственник не мог иметь таких же широких правомочий по отношению к вещи, как сам собственник, поэтому права на чужие вещи (jurainrealiena) именуют также ограниченными вещными правами. Другими словами, это права с ограниченным содержанием полномо­чий. Объектами этих прав служили чужие вещи.

Сервитуты (servitutes). Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены еще законами XII таблиц: например, "никто не мог сажать деревья ближе 5-9 футов от соседнего участка" и т.д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут – право на чужую вещь или право пользования чужой вещью. Сервитуты ограничивали наиболее абсолютное право частной собственности и в то же время для всего класса собственников делали это право более полным. Сервитуты, в частности, выражали хозяйственную целесообразность более рационального пользования землей. При мелком землевладении собственники одних (господствующих) участков получали право прохода, проезда, прогона скота к дороге, пастбищу, источнику воды и т.п. через участок (служащий участок) соседа. "Не существуют сервитуты ни для людей, ни для имений, если не представляют интереса для соседей" (Д.8.1.15). Сервитутное право давало возможность собственнику восполнить недостатки принадлежащего ему участка.

Собственник обремененной вещи не должен был совершать каких-либо активных действий для обеспечения сервитута, но обязывался не препятствовать его использованию. В то же время владеющий сервитутом обязывался пользоваться им "бережно", способом, наименее обременительным для собственника служащей вещи.

Различались вещные и личные сервитуты (см. рис. 6).

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, есть пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника на пользу другого. Среди вещных сервитутов различали:

– сельские (земельные) – право прохода, проезда, прогона скота, устройства водопровода, водопоя скота, черпания воды на соседнем участке;

– городские – право пристроить к стене соседа, опереть балку на стену соседа, перекинуть балкон и другие выступы в чужое пространство, направлять сток дождевой воды или провести клоаку через чужой участок.

Каждая разновидность сельского и городского сервитута имела индивидуальную правовую регламентацию. Но они обладали и общим – бессрочностью, были обременением самой земли и вместе с ней переходили к новому собственнику. Вещный сервитут устанавливался в отношении не конкретного лица, а конкретной вещи, поэтому смена собственника данной вещи не приводила к прекращению действия сервитута.

Личный сервитут – это право пользования вещью определенным лицом, т.е. подобный сервитут, устанавливался в отношении конкретного лица и прекращался с его смертью. Из личных сервитутов можно выделить узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме, право пользования чужим рабом или животным.

Узуфрукт (usufructus) – "право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением целостности субстанции" (Д.7.1.1). Примером узуфрукта мог быть земельный участок, сад или огород. Получивший право узуфрукта (узуфруктарий) мог всесторонне пользоваться вещью, распоряжаться ее плодами, но при условии сохранения самой вещи. Узус (usus) – другой личный сервитут – давал право пользоваться вещью, но без получения плодов. Узуарий не пользуется вещью как источником дохода. Можно еще отметить такие личные сервитуты, как право проживания в чужом доме (habitatio), когда, например, наследодатель предоставлял старой служанке право пожизненного пользования комнатой в доме и право пользования чужим рабом или животным (operae).

В Риме сохраняли действие сервитуты, признанные еще квиритским правом (право прохода к могилам; соседу разрешалось заходить на чужой участок для сбора плодов, упавших с его дерева).

Устанавливались сервитуты путем заключения договора, судебным решением (например, при разделе общей собственности), а также истечением давностного срока пользования.

Прекращался сервитут гибелью служащей или господствующей вещи, отказом от сервитута, его неиспользованием, истечением срока договора и некоторыми другими юридическими фактами.

Таким образом, сервитуты ограничивали право собственности или владения в пользу других лиц, выражали взаимопомощь, коллективистские начала в праве.

Правом на чужую вещь были также эмфитевзис и суперфиций – особые сделки, регламентирующие отношения наследственной аренды, которая появилась в Риме к середине IV века. Будучи разновидностями аренды, они имели общую основу с сервитутами, но отличались от них широтой прав, предоставленных арендаторам. Иначе говоря, они были "вечной арендой" – особыми вещными правами на чужую вещь, собственник которой был крайне ограничен в своих владельческих правах.

Эмфитевзис (emphyteusis) – вещное наследственное отчуждаемое право пользования чужой землей и плодами с правом изменения участка собственника, но не ухудшения его (см. рис. 7). По-другому – это аренда земли с исключительно широкими правами арендатора. Эмфитевт владел землей пожизненно, мог ее закладывать, продавать, передавать по наследству.

Применительно к государственным землям правомочия эмфитевта полно охарактеризованы юристом Павлом: "Арендованными у государства участками называются те, которые сняты внаем навсегда, т.е. с таким условием, что, пока за них уплачивается арендная плата, до тех пор не разрешается их отбирать ни у тех, кто снял их внаем, ни у тех, кто является преемником этих лиц…" (Д.6.3.1).

Эмфитевзис защищался интердиктами претора, а также исками, аналогичными виндикации, против всякого нарушителя, в том числе и против собственника. Эмфитевзис прекращался при причинении значительного ущерба арендуемому участку, неуплатой арендной платы в течение трех лет, нарушением правил о продаже эмфитевзиса.