Смекни!
smekni.com

Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя (стр. 2 из 5)

оперный ораториальный гендель композитор

В этот период назрел творческий перелом - композитор отказался от эстетики оперы seria и обращается к жанру оратории, считая его более прогрессивным. Следует целый ряд ораториальных сочинений: среди них выдающееся место принадлежит ораториям на библейские сюжеты - "Самсону" и "Мессии". Но теперь вместо ожидаемого успеха Гендель приобретает нового сильного врага - духовенство. Его концерты бойкотировались, в дни его выступлений специально устраивались приемы в состоятельных домах. Ни упорство, ни сила характера не могли побороть всеобщей вражды и оппозиции. Положение оказалось безысходным, и Гендель решил покинуть Англию. Осенью 1741 года композитор принимает приглашение из Дублина провести там цикл концертов. Восторженный прием в Ирландии возродил в музыканте веру в себя. Воодушевленный, полный новых планов Гендель вернулся в Лондон. Но никогда еще отношение к композитору не было столь враждебным. Однако произошло политическое событие, которое сыграло решающую роль в жизни композитора. В 1745 году претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт организовал восстание в Шотландии и двинулся со своей армией на Лондон. Волна патриотизма охватила народ Англии. Гендель встал на сторону передового общественного движения и выразил в музыке чувства, мысли и настроения большинства англичан. Оратории, сочиненные в этот период принесли признания и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пяти лет. На закате жизни композитор достиг прочной славы, но он по-прежнему остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает много произведений светлого характера, в том числе "Музыку для фейерверка" В 1750 году Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон его сражает несчастье - он слепнет. Но даже в таком состоянии он дает концерты и величием импровизаций по-прежнему поражает слушателей. Выполняя волю Генделя, его похоронили на кладбище в Вестминстере.

Основные жанры

Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria и пастораль), светская и духовная хоровая музыка, камерная вокальная музыка, сборники инструментальных пьес (клавесинных, органных, оркестровых) и многочисленные оратории.

Гендель был до мозга костей светским художником, сочинявшим только для театра и концертной эстрады, это наложило отпечаток на его композиторский стиль. Когда в Италии зародилась комическая опера, ему было около пятидесяти лет. И композитор откровенно и с сожалением говорил, что слишком стар для работы в новом жанре. Тем не менее, выразительные приемы буффа нашли впоследствии отражение в его героических ораториях.

Гендель всегда противился исполнению своих произведений в церкви, и высшее духовенство препятствовало при жизни композитора попыткам трактовать его оратории как культовую музыку. Даже орган - старинный церковный инструмент был перенесен Генделем в концертный зал, и вместо фуг и хоральных прелюдий, на нем зазвучали светские мотивы итальянских скрипичных концертов. И в наше время многие из его возвышенных оперных арий знакомы в виде церковных напевов, а его блестящие, проникнутые светским духом оратории часто воспринимаются как своеобразная разновидность пассионов Баха.

Несмотря на общность стилистических признаков, свойственных всей музыки той эпохи, и единство национальных истоков, музыка Баха и Генделя значительно разнятся по своей эстетической направленности. Бах связан с философско-созерцательной культовой линии в музыке. Гендель же опирается главным образом на театрализованные образы и завершает "светскую" культуру ряда предшествующих поколений.

Героика опер и торжественная декоративность придворных балетов, лирика народных песен и красочность массовых танцев, блестящая импозантность концертных пьес и интимная углубленность камерного музицирования - эти и многие другие черты светской музыкальной культуры подготовили особенности геделевского стиля, созвучного передовым художественным идеалам XX века.

Сущность "генделевского" в музыке выражена в его монументальных ораториях. Гендель пришел к ним после многолетней работы в музыкальном театре. В них он воплотил смелые драматические замыслы, которые ему не удавалось осуществить в рамках современной оперы seria. Как своеобразное преломление оперного жанра, они образуют связующее звено между старой итальянской оперой и реалистической драматургией классиков революционной эпохи. Они прокладывают тот новый путь в музыкальной эстетике, которые венчают лирические трагедии Глюка, музыкальные драмы Моцарта, симфонии Бетховена.

В отличие от Бах, Гендель с юных лет не хотел примирится ни с узостью жизни в немецкой провинции, ни с положением церковного музыканта, на которое были обретены крупнейшие композиторы XVIII века. Воспитанник органиста, писавшего в молодые годы в Галле культовую музыку, он при первой возможности порвал эти связи и направился в Гамбург, где существовал единственный немецкий оперный театр. Но пройденная им в юности художественная школа оставила в его творчестве глубокий и устойчивый след. Все последующие годы Гендель сохранял отношение к музыке как к области самых возвышенных духовных проявлениях. Противоречия лучших лет его творческой жизни было связано со стремлением создания идейной, серьезной музыки в рамках развлекательной оперы. С этого и начался его конфликт с аристократической средой, закончившийся полным разрывом с жанром серьезной оперы, которому он посвятил более тридцати лет.

Особенности стиля оперного жанра

Оперное творчество Генделя представлено жанром серьезной оперы. Он не был реформатором оперы seria. То, чего он добивался, было поисками направления, приведшего впоследствии во второй половине XVIII века к операм Глюка. Тем не менее, в жанре, уже во многом не отвечающем современным запросам, он сумел воплотить возвышенные идеалы. Прежде, чем раскрыть этическую идею в народных эпопеях ораторий, он отточил свой стиль в операх.

Проблема музыкального театра была центральной для Генделя. С неудержимой силой его тянуло к опере. Между тем, и в Германии, и в Англии, в те годы опера не имела общенародного демократического характера. Для Германии эпоха зарождения национального театра еще не наступила. В этой стране музыкальная драма культивировалась исключительно в княжеских кругах и являла собой типичный образец "позолоченного" придворного искусства. Гамбургская опера - единственный вид народного музыкального театра в Германии - распалась, так и не успев сформироваться. Ни блестящий талант Кайзера, ни гениальная одаренность Генделя не смогли спасти ее от этой судьбы. Гендель, отдавший этому театру много творческих сил, был обречен в поисках национального оперного стиля на неудачу даже прежде, чем стала очевидной материальная несостоятельность такого "фантастического" для Германии предприятия, как городской публичный театр.

Но если для Германии время расцвета народного музыкального театра было впереди, то для Англии этот момент был упущен. Интересные и самобытные пути развития национальной оперы, наметившиеся в творчестве Генри Перселла, были безвозвратно утеряны. И Гендель столкнулся с неожиданной и сложной ситуацией. Англия привлекала его демократическим укладом жизни, возможностью живого общения с широкой аудиторией. Но, в отличие от Италии и Франции, английская публика была невосприимчива к оперному искусству. Национального музыкального театра в Англии не было, а жанр большой театральной оперы, в которой Гендель смог проявить себя блестящим мастером, отвечал лишь вкусам аристократии. Но в этой среде попытки композитора выйти за рамки оперы - seria не встречали сочувствия. У Таккерея в романе "Виргинцы" есть характерный штрих в описании жизни высшего света: "золотая молодежь" считала признаком хорошего тона бойкотировать оперные постановки Генделя, демонстративно предпочитая им легковесные произведения его соперников.

С неослабевающим упорством Гендель продолжал искать свой стиль в оперной драматургии. Он насыщал свои произведения чертами героики, стремился к психологической правдивости, к обогащению примитивной механической композиции итальянской оперы, справедливо названной "альбомом арий". Но эстетика этого в высшей степени условного жанра сковывала его творческие возможности. Разрушая сложившийся стиль мифологической оперы и вызывая этим недовольство аристократической аудитории, Гендель, вместе с тем, не мог выйти за его пределы. В то время как отдельные арии Генделя достигали бессмертной славы, ни одна из его многочисленных опер не перешагнула в следующий век.

Громкий успех "Оперы нищих" привел к краху театрального предприятия, возглавляемого Генделем, и он извлек из сложившегося положения урок. Композитор понял, что симпатии демократических кругов тяготели к реалистическому искусству, что высокопарность и отвлеченность итальянской оперы-seria отожествлялась для них с отмирающей дворянской эстетикой.

И он обратил внимание на красоту и выразительность английского фольклора, к которому была столь восприимчива широкая аудитория, не ценившая его блестящих арий.

Тем не менее, путь, указываемый "Оперой нищих", был для Генделя неприемлем. "Легкожанровость", определяющая облик этой английской "балладной оперы", была ему глубоко чужда. Драматургия этой оперы опиралась на пикантную поверхность развлекательного театра эпохи Реставрации. В музыкальном оформлении не было и следа от высокой культуры национальной музыкальной школы XVII века. Оно было низведено до предельно элементарного уровня. Вопреки широкому привлечению музыкального фольклора, "балладная опера" так и не возвысилась до того уровня, которого Англия достигла в области литературы, живописи и драматического театра. Именно поэтому Гендель стал искать другой путь для выражения своих художественных идей.