СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Сущность и основные принципы вещного права
II. Вещь как объект правового регулирования
III. Право собственности на вещи
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы непосредственно связано с той ролью, которую оказывают институты римского частного права на современное развитие российской юридической науки. Это также связано с тем, что с развитием экономических реформ в России, в том числе с появлением отношений частной собственности на землю, в российском гражданском и земельном праве возрождается такая разновидность вещных прав, как земельные сервитуты (ст. 274-276), и появляется возможность установления сервитутных прав на жилые дома и другие недвижимости. Ограниченные права пользования чужими земельными участками неизбежны в условиях существования различных собственников на землю, а в нашем гражданском праве эта категория получает еще более значительное развитие (с ее помощью, в частности, решается проблема квалификации прав государственных и муниципальных предприятий – не собственников на закрепленное за ними имущество). В этом смысле сегодня особенно важны ст. 271-273 ГК РФ[1], регулирующие отношения между собственником здания и собственником земли, на которой оно стоит, ряд положений которых аналогичен римскому институту суперфиция.
Наконец, в новый Гражданский кодекс РФ частично введен такой важный, но забытый за прошедшие 80 лет институт, как владение с его чисто римскими атрибутами законного и незаконного владения (ст. 301), исходящими из римского понимания justа и injustacausapossessionis, c введением понятий добросовестного и недобросовестного владельца (ст. 302-303), сходного с римским институтом bonafideipossessor. Особенно важна ст. 305 ГК РФ о защите прав добросовестного владельца, не являющегося собственником[2].
Целью данной работы является необходимость определить сущность вещного права в системе римского частного права.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать сущность и основные принципы римского частного права.
2. Описать вещь как объект правового регулирования.
3. Осветить такое понятие как право собственности на вещи.
Предмет исследования – вещное право.
Объект исследования - система римского частного права.
В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:
1. Анализ источников и используемой литературы.
2. Сравнительный метод.
Данная работа была написана с использованием учебной литературы.
I. Сущность и основные принципы вещного права
В своем классическом состоянии гражданское право Древнего Рима достигает особенных успехов. Проводится разграничение гражданского права на вещное (собственность, владение, сервитуты, залог) и обязательственное (обязательства из договоров, из деликтов).
Традиционно считается, что под вещным правом римляне понимали возможность непосредственно и независимо от чьей-либо воли воздействовать на вещь. Воздействовать – это значит владеть, пользоваться и распоряжаться вещью[3].
Однако существуют и иные точки зрения на сущность вещного права. Так, В. Б. Романовская и Э. Б. Курзенин на страницах своего учебника утверждают, что совокупность принципов, институтов и норм, которую сегодня традиционно именуют вещным правом, регулирует отношения по поводу имущества, под которым понимаются предметы окружающего мира, по своей природе могущие быть предметами индивидуального человеческого распоряжения[4]. Они также подчеркивают, что в римской юридической культуре не было специального обозначения для этой области права[5].
Более сложна система рассуждений, касающихся сущности вещного права, которая изложена в учебнике под редакцией И. Б. Новицкого и И. С. Петерского[6]. Они считают, что в основе вещного права лежало право на вещи. Из всей совокупности прав на вещи, по их мнению, раньше всех оформилось право владения, за которым непосредственно стоит право частной собственности. Они считают, что в системе римского частного права, данные понятия отождествлялись, так как и то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства – ius in re. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на лицу (res aliena), то возникали права, in re aliena, права на чужую вещь.
Из сущности вещного права непосредственно вытекают основные принципы вещного права, которые на наш взгляд, изложены в работе В. Б. Романовской и Э. Б. Курзенина.
По их мнению, всякое вещное право представляет непосредственную юридическую связь лица (субъектаэтого права, которым может быть не только конкретный человек) с вещами, и все членысообщества признают эту связь, ограничивая тем самым собственные притязания на тот жепредмет. Поэтому вещное право — по своему юридическому содержанию – имеетабсолютный характер; вещное право абсолютно в том смысле, что вытекающие из неготребования адресуются, безусловно, и без исключения всем членам сообщества ипредставляют обособление прав индивида по поводу вещи относительно всех прочихсочленов[7].
Фактическое содержание вещного права заключено в конкретных и вполнереальных по своим жизненным проявлениям формах господства над вещью. Причем далеконе обязательно, чтобы господствующий субъект извлекал из своего вещного права прямые инепосредственные (а нередко и вообще какие-либо определяемые) выгоды или благаматериального характера из своих отношений с вещью.
В этом смысле вещное правонепрагматично и имеет безусловный характер.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что вещное право регулировало отношения по поводу вещей. Объектом были те или иные предметы окружающего мира, которые могли находиться в индивидуальном владении, пользовании, распоряжении.
II. Вещь как объект правового регулирования
В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами. С их точки зрения, вещь – это определенная часть живой или неживой природы[8].
Классификация вещей, согласно нормам римского частного права достаточно многообразна и исходит из тех признакам, которые воспринимались римскими юристами, как ведущие.
Римский юрист II века Гай под вещью понимал:
· телесные предметы (rescorporalеs) – все материальные предметы внешнего мира;
· бестелесные вещи (resincorpoles) - вещи нематериальные, т.е. ненаделенные реальным существованием. Это определенные права (например, наследство, обязательство, узуфрукт).
Для раннего состояния римского права характерно деление вещей на манципируемые и неманципируемые.
Манципируемые вещи (resmancipi) – главные средства земледелия, наиболее ценное имущество (земля, рабы, крупный домашний скот), отчуждение которого осуществлялось в сложной форме – в виде манципации (древнейшая сделка купли-продажи).
Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей являлось достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она уже была исполнена.
Неманципируемые вещи (resnecmancipi) – остальные предметы домашнего обихода (мебель, продовольствие, мелкий скот), которые могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю[9].
В сочинениях римских классических юристов было разработано и широко применялось в практике разрешения судебных дел деление на вещи в обороте и вне оборота, вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные.
Вещи в обороте (resincommercio) – это объекты купли-продажи, мены, дарения. Они могли принадлежать каждому и свободно отчуждаться третьим лицам. Вещи, изъятые из оборота (resextracommercium), не подлежали отчуждению. Это священное имущество – храмы, предметы религиозного культа; публичные вещи и общие вещи – дороги, площади, гавани, театры, бани, а также море, свободно текущая вода, то есть то, что нельзя продать, подарить.
Вещи движимые (resmobiles) – пространственно перемещаемые вещи (например, согласно Институциям Гая это те вещи, которые приходят в движение собственной силой: рабы, животные, мебель, другая утварь). Вещи недвижимые (resimmobiles) – земельные участки и все созданное на них (строения, насаждения), кроме того – недра и пространство над землей.
К неделимым вещам (resindivisibiles) относились те, которые при делении утрачивали свою субстанцию (корабль, шкаф). Делимые вещи (resdivisibeles) сохраняли свою субстанцию при делении, их часть – это «прежнее целое, но в уменьшенном объеме» (масло, вино, песок).
В случае невозможности материального разделения вещи она переходила в собственность одного, а другие наследники получали денежную компенсацию.
Вещи потребляемые (resconsumptibiles) – те, которые материально уничтожаются при их однократном использовании (продукты, деньги – самые потребляемые в мире вещи).
Вещи непотребляемыe (res non consumptibiles) не уничтожаются от употребления (обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (платье, обувь).
Вещи, наделенные родовыми признаками (genues), определялись весом, мерой, числом (зерно, вино, песок). Родовая вещь юридически считалась не подверженной гибели, ибо она всегда могла быть заменена другой однородной вещью, или другой партией однородных вещей. Отсюда правило: «Generanonpereunt» («Род не погибает»).
Вещи индивидуально-определенные (species), в отличие от родовых, могли быть выделены из числа подобных им вещей (например, раб Октавий, имение Аттика) и были ценны именно своей индивидуальностью. Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-опреленной вещи договор прекращался, так как должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Такие вещи замене не подлежали, а риск случайной гибели вещи нес ее собственник.