Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное образовательное учереждение средняя образовательная школа «Диалог»
Секция Истории
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме «Преемственность царской власти во время смуты в Российском государстве»
Ромащенко Леонида Викторовича
учащегося 8 класса МОУ СОШ «Диалог»
Центрального района.
Руководитель
Аристов Юрий Сергеевич, учитель истории,
I квалификационной категории
Новосибирск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. История вопроса и источники
Глава 2. Подтверждение гипотезы
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Многие исторические труды посвящены проблеме смутного времени. Такие историки как К. Валишевский, В.О.Ключевский ( Ключевский 1988)[1] , написали объемные и содержательные научные работы по истории и хронологии 1598-1613 годов. Но безусловно первая и серьезная работа по данной проблеме принадлежит великому русскому историку Н.М Карамзину. Попытки анализа и изучения можно найти еще у современников Смуты таких как: патриарх Гермоген, некоторые другие церковные деятели и даже сама Марина Мнишек. Сам факт наличия реакции на события смутного времени подчеркивает то, что сам период достоин изучения. Смутное время является периодом перехода от “истовой” власти к “неистовой” ,т.е к власти не от Бога, в сознании русского простолюдина. При детальном изучении этого бесконечного узла противоречий можно вполне составить представление о сознании и мышлении людей того времени, и не только русских и не только низших слоев общества. В течение изучения, которое длится до сих пор, событий и происшествий смутного времени самые главные факты такие как , причины и причастность Годунова к угличскому убийству, подлинность Лжедмитрия , и.т.д, много раз изменялись с изменением правящих кругов в России, а это значит что события происходившие тогда , важны для правителей и 100 и 200 и 300 лет спустя.
Актуальность проблемы очевидна. Как пишет Д.С.Лихачев, «все формы общественного сознания, обусловленные в конечном счете материальны основанием культуры, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями, и от взаимного влияния друг на друга различных культур» В дальнейшем мною будут рассмотрены и сопоставлены работы современников Смуты и нынешних историков с целью выявить их отношение к понятию “Божественной власти” и персонализации власти в России.
Глава 1. История вопроса и источники
Вышеизложенные теории изучаются давно. Уже современники выказывали свое мнение по поводу причин Смуты, а именно «Повесть о преславном Российском царстве» (автор неизвестен), «Богомольная грамота патриарха Гермогена о прекращении гражданской войны». Все они видят Смуту как наказание, посланное Богом русскому народу за грехи. Данное мнение понятно: все эти люди жили в то время , когда каждое более или менее важное событие виделось божьей волей. Такое устройство сознания тоже в какой-то мере повлияло на формирование династического кризиса и на смуту в целом.
Состояние русской монархии и отношение народа к ней отражается, в том числе и в многочисленных художественных произведениях, таких как «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Долгое время об этом старались не писать, так как это затрагивало некоторые отрицательные стороны самодержавия, и писатель мог быть подвергнут преследования. Самые известные мыслители, писавшие о русском менталитете и отношении с властью – это Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев. В их работах ,на наш взгляд, очень правильно и четко построены схемы русского менталитета. В течение долгих исторических исследований сформировалась четкая модель человека времен Средних веков. Модель россиянина времен средних веков во многом отличалась но, в главном, в проблеме восприятия всего как воли Бога она полностью соответствовала европейской модели. В любом случае сознание россиянина воспринимало личность царя как высшее, данное богом. Историкам, при таком положении дел, было просто определить последовательность и причины развития истории и общественной мысли в рамках одной страны. Для историка Карамзина, посвятившего целые главы в «Истории государства Российского» проблемам Смуты, ее причина кроется в династическом кризисе.
На сегодняшний день написано достаточное количество трудов, затрагивающих историю смуты и проблемы верхов и низов. К самым выдающимся сочинениям можно отнести: «Российские императоры» (К.Валишевский), «Курс русской истории. Том 3.» (В.О.Ключевский) . Как и любой важный исторический факт Смута изучается всесторонне и тщательно, что не можете не вызвать разногласия в отдельных аспектах у разных исследователей. Но истинная загадка и сложность изучения Смуты заключается в том, что те самые малоизученные факты являются ключевыми во всем вопросе. К примеру, убийство малолетнего Дмитрия в Угличе. В дальнейшей истории Смуты оно сыграло гигантскую роль. Некоторые считают, что это было вовсе и не убийство, остальные разделяются на тех, кто считает Бориса Годунова непричастным к убийству и тех, кто считает его заказчиком убийства. (В частности составители учебных материалов считают его повинным в убийстве Дмитрия, в то же время К. Валишевский не считает его заказчиком )
При группировке и анализе источников, можно выявить определенные закономерности и их связи .
Во-первых, все историки видят корень проблемы в предыдущем царе Иване IV Грозном. Многие отмечают ,что характер его правления сделал то, что и привело к событиям смуты. Именно его чрезмерная самодержавная жестокость, борьба с аристократией и естественное уничтожение потомков привело к тому, что по пришествию на трон слабого Федора, Россия уже была обречена на Смуту и гражданскую войну.
Во-вторых, отмечается реакция мистической, религиозной части народного сознания на происходившее. Так, еще в начале XVII века, во времена царствования Бориса Годунова , среди народа начали ходить слухи о том, что в разных частях страны происходят мистические , «дьявольские», события, которые нельзя объяснить никак кроме как назвав карой божьей.
Исходя из вышеизложенного и после анализа некоторых других подобных исторических событий, можно сформулировать некую гипотезу.
Все происходившее после смуты развивалось по определенным алгоритмам, которые можно ярко и четко видеть в начале семнадцатого века, подчинявшимся народному мышлению и подстраивавшимся под самодержавную власть, а сдвиги произошедшие в русском обществе повлияли на дальнейшую историю страны.
Далее с помощью соотнесения трудов историков разных эпох, анализа исторических документов и сравнения других подобных событий я попытаюсь обосновать данную гипотезу.
смутное время власть россия история
Глава 2 . Подтверждение гипотезы
1. У всех авторов: будь то неизвестный написавший «Повесть о преславном российском царстве», или В.О.Ключевский, отмечается особый народный настрой. «Что стали, что оплошали? Чего ожидаете и зачем врагов своих к себе допускаете, а пагубному корню и зелью даете в земле укорениться и, как злой горькой полыни, пуще расплодиться?! Или того ждете, чтобы вам сам тот великий столп святыми своими устами изрек и повелел бы вам против врагов встать и вас на кровопролитие поднять? Сами знаете, его ли это дело — повелевать кровь проливать?! Ей-ей, никогда от него, государя, такого наставления не будет, ибо и сам он,— государь великого разума, понимания и мудрого ума,— полагаю, мыслит, чтобы не от него началось, но им бы добро свершилось, его бы непреклонной стойкостью и молитвами к богу, а вашим бы старанием, ополчением на врагов и мужеством » - пишет автор «Повести о преславном российском царстве». Из данного текста видно , что народ абсолютно потерял самостоятельность оставшись «без царя в голове и царя в Кремле», то есть захватчики не встречали физического сопротивления и в отличие от прошлых коллизий ,которые происходили с россиянами в данной ситуации люди не могли выбрать вожака для освобождения и лишь только могли выбрать атамана для грабежа. Понятно в такой ситуации иноземным магнатам наподобие Мнишеков никакого труда не составляло привести на трон того, кого им хотелось, а ситуация с «ожившим» Дмитрием способствовала этому. Подобное положение являлось уникальным в русской истории. Если рассматривать другие исторические эпизоды, такие как 1812 год, или 1941-1945, то отлично видно, как весь народ организовывается под чьим-то началом для борьбы, а не старается переждать бедствие. Конечно, и в Смутное время произошло «соединение» всех слоев общества для борьбы , опять же под началом Минина и Пожарского ,но лишь только в конце, когда большой урон был нанесен и наступил момент наивысшего «возмущения» ситуацией. Это одно изменение. Есть и другое. О нем особенно точно и хорошо написал К.Валишевский. «Сравнительно мирное состояние достигнутое Борисом при помощи временных мер, было только перемирием. Борьба должна была возобновиться; и еще свежее воспоминание о пережитых в царствование Грозного ужасах позволяло предвидеть, какова она будет. Как из своего сердца, Иван успел вырвать и из сердца своих подданных всякое чувство жалости. Бояре и крестьяне, то жертвы, то палачи, то зрители, то исполнители его кровавых оргий, стали похожи на диких зверей, которые не могли уже, увидев друг друга, не оскалить зубы. Всякое доверие, даже в самых обычных отношениях, казалось , было потеряно. Приятель, одалживая свое друга ,требовал залог, в три раза превышавший стоимость ссуды , и взимал четыре процента в неделю! Грабили без стыда, выжидая поры, когда будут истреблять друг друга без пощады.
Таким образом и общество уже разрушалось , ряды его расслаивались, рассыпаясь прахом; тревожным в этом отношении служило грозное и непрерывное умножение «гулящего люда» - казачества. В этом явлении, которое объясняли разными причинами, при ближайшем исследовании невозможно не распознать прямого последствия династического перелома, приготовленного в Угличе. Испытание застигло еще неокрепший организм в процессе наслоения и внутреннего слияния. Вплоть до смерти Федора, совершалась ли эволюция или шла революция, работа эта охранялась железной оправой , которою князья из дома Калиты сумели окружить то огромное горнило , где они нагромождали и перетирали собственные части сплава. Этой защитой была автократия, воля царя самодержавная, безусловная и заменяющая собой все то, что в созревших обществах сплачивает людей, мешает им бросится и истребить друг друга. Но вот эта железная оправа рушилась». Как верно отмечено, Иван Грозный «приговорил» Московское царство, посеяв страх, переросший в ненависть к ближнему, на Смуту и гражданскую войну. Долгое время охраняемое и соблюдаемое твердой рукой царя государство не перенесло восшествия слабосильного Федора на трон, а «озверевший» народ и могущественные кланы бояр сделали свое дело. Такое повторилось, когда на трон взошел одновременно жестокий и далекий от управления монарх Николай II. Чем его правление кончилось известно всем. И, наконец, третье. «В обществе, безусловно, произошел какой-то моральный сдвиг, действовал кризис нравственный. Достаточно вспомнить, как москвичи «целовали крест», т.е. клялись во имя всего святого сначала Годунову, потом первому самозванцу, захватившему трон, потом царю Василию Шуйскому, потом польскому королевичу Владиславу… И в очередной раз становились клятвопреступниками. А чего стоит основанное на лжи самозванство! Причем часто на лжи взаимной: одни назывались царями, не имея никаких прав на престол, другие, если и не зная наверняка, то уж догадываясь, что имеют дело с узурпаторами, делали вид, будто им верят…» - пишет историк С.В.Бушуев. В этой статье отражается третье изменение в национальном сознании, которое заставляло присягать народ различным людям, не имеющих прав на трон. Причины этого сдвига были различны. Возможно, люди были не верны своим клятвам из-за желания добиться установления истинной власти и приблизится к ней. Оно опять проснулось и во времена дворцовых переворотов и во время восстания декабристов, когда желание спокойной жизни возобладало над здравым смыслом, и заставляло принять на трон любого претендента и принести присягу неизвестному человеку.