Эти захваты вызвали весной 1794 г. восстание, которое возглавил участник войны за независимость США Тадеуш Костюшко. Обещание отменить крепостное право привлекло в его армию крестьян. Повстанцы одержали несколько побед над войсками противника. Однако силы были неравны. 29 сентября 1794 г. Т. Костюшко попал в плен. В октябре 1794 г. фельдмаршал граф А.В. Суворов-Рымникский штурмом овладел предместьем Варшавы — Прагой — и вступил в польскую столицу. Восстание было подавлено. Поражение восстания привело к окончательному уничтожению польской государственности. Осенью 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия осуществили третий, окончательный раздел Польши. Австрия завладела Малой Польшей с Люблином. К Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой. Границей ее стали Неман и Западный Буг. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Волынь.
Внешняя политика Павла I (1796 — 1801 гг.) была такой же противоречивой, как и внутренняя. С одной стороны, император осознавал опасность нарушения политического равновесия в Европе, исходящую от революционной Франции, и поддержал участие России в антифранцузской коалиции с Австрией и Пруссией. Но, с другой стороны, Павел не хотел поддерживать политику ненавидимой им матери, и он отозвал корпус, отправленный в августе 1796 г. Екатериной II для борьбы с Францией.
Решив получить базу на Средиземном море, Павел I в 1797 г. взял под свое покровительство Мальту. Однако в 1798 г. Наполеон Бонапарт, проигнорировав этот факт, захватил остров. Магистр бежал, и русский император был избран гроссмейстером Мальтийского ордена. В том же 1798 году Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию с Великобританией, Австрией, Османской империей и Неаполитанским королевством. Командование сухопутными войсками император поручил вышедшему в 1797 г. в отставку фельдмаршалу А.В. Суворову. На Средиземном море объединенная русско-турецкая эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова захватила остров Корфу. Весной 1799 г. русская армия, возглавляемая А.В. Суворовым, разгромила французов при р. Адде (Северная Италия). Летом того же года русско-австрийские войска разбили противника при р. Требия и у Нови. Однако успехи пожилого фельдмаршала тревожили австрийцев, которые намеревались захватить все освобожденные русскими земли. В августе 1799 г. австрийцы оставили без поддержки корпус генерала А.М. Римского-Корсакова под Цюрихом. Спеша ему на помощь, А.В. Суворов с армией осуществил беспримерный переход через Альпы менее чем за месяц, с боями преодолев трудный перевал Сен-Готард. Однако войска А.М. Римского-Корсакова в Швейцарии были уже разгромлены французами.
В начале 1800 г. Павел I отозвал армию в Россию, разорвал союз с Австрией и заключил мир с Францией. Это привело к быстрому ухудшению отношений между Россией и Великобританией. Павел заключил антианглийский альянс с Данией и Швецией. Более того, в начале 1801 г. донские казаки были выдвинуты из Оренбурга в индийский поход (Индия – колония Британии), однако новый император Александр I, занявший 11 марта 1801 г. место убитого отца, остановил эту авантюру.
Народы Российской империи в XVIII в. Национальный и конфессиональный состав Российской империи в XVIII в.
К концу XVIII в. население Российской империи составляло 37 млн. человек. По мере присоединения новых территорий доля русского населения снижалась. По переписи 1719 г. русские составляли 70%, а к концу столетия — 49% жителей страны. В результате колонизации присоединенных земель росло русское население Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Среди переселенцев были и вольные люди, и ссыльные, и казаки. Захват русскими помещиками земель кочевых народов часто вызывал восстания коренных народов не только против дворян, но и против всего русского населения (Башкирские восстания 1730-1750-х гг.).
Вхождение в состав Российской империи Прибалтики также сопровождалось переселением туда русских. Правительству было очень важно разбавить протестантское и католическое население Эстляндии, Лифляндии и литовских земель православными.
Беспрецедентны темпы освоения вошедших в состав России в конце XVIII в. земель северного Причерноморья. Уже в 1793 г. в Крыму и на Кубани проживало около 300 тыс. русских.
Разделы Речи Посполитой (1772, 1791 и 1795 гг.) и присоединение к России белорусских и западно-украинских территорий не только несколько увеличили число православных в России (за счет белорусов), но вызвали к жизни т.н. «еврейский вопрос», так как в Российской империи появилось значительное количество евреев. В 1791 г. для них была введена «черта оседлости», то есть определена территория (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия), за пределами которой им жить запрещалось.
В отношении украинцев и белорусов правительством проводилась политика русификации. В переписях их записывали русскими, их земли часто раздавались русским помещикам, самоуправление уничтожалось. В 1783 г. среди ранее свободных украинцев было введено крепостное право. Продолжалась и политика насильственной христианизации народов Поволжья, что вызывало сопротивление не только мусульман (татар, башкир), но и язычников (мордвы, чувашей и др.).
В середине — второй половине XVIII в. в состав России вошли скотоводческие кочевые племена казахов и калмыков. К концу столетия значительно увеличилось российское влияние на Кавказе. В 1783 г. Восточная Грузия добровольно перешла под власть Екатерины II. С 1770-х гг. начались регулярные экспедиции русских купцов на Аляску и Алеутские острова.
К концу XVIII в. Российская империя превратилась в крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную державу.
Образование и просвещение
Вторая полвина XVIII в. характеризуется ростом престижа образования при дворе, в высшем обществе и в более широких кругах. В особенности ярко эта тенденция проявилась в годы правления Екатерины II (1762 — 1796 гг.), разделявшей идеи Просвещения, главная из которых состоит в том, что образование — важнейшее средство преодоления не только несовершенства человеческой натуры, но и несправедливости общества. Развитие системы образования в Российской империи во многом связано с покровительством таких замечательных людей, как И.И. Шувалов (1727 — 1797 гг.) и И.И. Бецкой (Бецкий) (1704 — 1795 гг.).
Образование во второй половине XVIII в., с одной стороны, остается сословным, а с другой — серьезно расширяется сеть образовательных учреждений.
Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; к ней в 1755 г. присоединился основанный М.В. Ломоносовым при поддержке И.И. Шувалова Московский университет, в 1773 г. — Горное училище в Петербурге, в 1783 г. — Российская академия, занимавшаяся изучением филологических наук.
В этот период была создана сеть закрытых учебных заведений для дворян: Морской шляхетский корпус (1752 г.), Пажеский корпус (1759 г.), Благородный пансион при Московском университете (1779 г.). Начало женскому образованию положило Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г.
Закрытые учебные заведения создавались и для других сословий: Московский и Петербургский воспитательные дома (1763 г.), Коммерческое училище для детей купцов и мещан (1779 г.), при Смольном институте имелось мещанское отделение — Екатерининский институт.
Продолжала развиваться духовная школа. К концу столетия в России было 115 епархиальных училищ, 30 семинарий и три Академии.
Принципиально новым явлением в развитии российского образования стало резкое увеличение количества народных школ. Первым примером бессословного учебного заведения стал Московский университет, в который не принимали только крепостных, и основанная при нем гимназия для детей всяких сословий. В 1786 г. по инициативе И.И. Бецкого утвержден «Устав народных училищ», в соответствии с которым в каждом губернском городе учреждались четырехклассные, а в уездных городах — двухклассные училища. В первых двух классах обучали грамоте и Закону Божьему, в старших — математике, естественным наукам и истории. Если в начале 1780-х гг. в России было всего 8 школ, то в 1786 г. их стало 165, а к концу века — около 300.
Сосредоточием просвещения был Университет. В 1756 г. при нем открыта первая гражданская типография, где издавались учебники, словари, художественная и научная литература, первый журнал для детей, первый естественнонаучный журнал, первая неправительственная газета «Московские ведомости». Выпускники этого заведения стали первыми русскими профессорами и авторами учебников.
Показателем распространения просвещения можно считать увеличившиеся тиражи печатных изданий, рост книжной торговли, возросшее количество типографий (в особенности, после указа 1783 г. «О вольных типографиях»). Известнейшим издателем этого периода был Н.И. Новиков (1744 — 1818 гг.) — создатель общественного мнения целого поколения. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность. Он участвовал в работе типографии Московского университета, издавал учебники, исторические труды, занимался широкой благотворительностью. В 1792 г. Н.И. Новиков за свою деятельность был приговорен к 15-летнему заключению в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел в 1796 г. после смерти Екатерины II, но в общественной жизни уже не участвовал.
Не гнушалась просветительской деятельности и сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова», дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и слабостей.