Наука и техника
Бурные социально-экономические процессы в русской жизни петровской эпохи не могли не сказаться на успехах отечественной науки, особенно политической и экономической географии, истории, этнографии, отчасти — экономической теории. Эти успехи проявились в организации экспедиций В. Атласова, Д. Мессершмидта и В. Беринга; создании при участии Петра I «Гистория Свейской войны», появлении трудов выдающегося экономиста И.Т. Посошкова.
Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так, уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Российская Академия наук имела, в отличие от западноевропейских, твердый государственный бюджет, так как распространение просвещения, по замыслам Петра Великого, являлось государственным делом.
В это время развивается типографское дело, и с 1708 г. осуществляется переход на новый («гражданский») шрифт; с 1702 г. выходит первая русская печатная газета – «Ведомости». При Кунсткамере и Академии наук открываются первые публичные библиотеки. Несомненным плюсом было расширение культурных связей с Западной Европой, чему способствовала и отправка за границу русских «волонтеров» (всего свыше 1 тыс. чел.) и приглашение на службу в России иностранцев, хорошо знавших науки и ремесла.
Литература
Введение Петром I в 1708 г. «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность, способствовало распространению грамотности и интереса к литературным произведениям.
В петровскую эпоху сохраняются традиционные литературные жанры, но в них появляются новые сюжеты, герои, выражаются новые идеи:
В жанре бытовой повести ярким примером подобных процессов можно считать «Гишторию о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Данное произведение отражает те идеи, что стали символом эпохи, повествуя, как дорога к власти открывается незнатным, но талантливым людям.
Петровский дипломат, один из просвещеннейших людей своего времени Антиох Кантемир создал такие сатирические произведения как «Куму своему», «Филарет и Евгений», также писал он оды и басни. В эпиграммах Кантемир высмеивал, прежде всего, лень и непросвещенность, что тоже является характерным знаком времени.
К абсолютно новым явлениям русской литературы можно отнести любовную лирику, получившую распространение под влиянием французской «галантной поэзии».
Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка – его перу принадлежат учебник по теории поэзии и одни из первых литературно-критических работ.
В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра). В песнях-жалобах отражались обстоятельства нового времени - тяготы рекрутской и крепостной жизни.
Архитектура
Господствующим архитектурным стилем на протяжении практически всего XVIII в. являлось барокко. В Россию барочные традиции пришли вместе с другими петровскими новшествами.
В любимом детище императора Петра I — Санкт-Петербурге — иностранные и русские мастера (Д. Трезини, Ж.В. Леблон, Браунштейн, В. Туволков, Б.К. Растрелли, А.К. Нартов, А.Ф. и И.Ф. Зубовы, А. Матвеев, братья И. и Р. Никитины и др.) внедряли новые принципы градостроительства. Принцип регулярности построек впервые был применен при проектировании и строительстве Санкт-Петербурга. Для администрирования и организации строительных работ была создана Канцелярия городовых дел.
Под руководством Д. Трезини и М.Г. Земцова были построены: Собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, здание Кунсткамеры (совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем, Г. Кьявери), созданы дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. В первой четверти XVIII в. закладывались здания Гостиного двора, Биржи, Адмиралтейства и Кунсткамеры.
Активно шло строительство и в Москве — возводились Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве петровской эпохи окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).
Ведущим живописным жанром становится портрет: А.М. Матвеев - «Автопортрет с женой» (первый двойной портрет).
Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).
К основным художественным стилям первой половины XVIII в. следует отнести: барокко (А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты) и рококко (П. Ротари и братья Грот), характеризующееся подчеркнуой грациозностью, обилием деталей и аксессуаров.
Большое распространение с конца XVII в. получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт, русские мастера А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга») и М. Махаев — автор серии видов Петербурга.
Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I).
Появляется новый вид искусства — скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А. Шлютер, Н. Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»).
Театр
В 1702 г. по распоряжению Петра I был создан публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание — «Комедийная храмина». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. В 1706 г. театр перестал существовать, не пользуясь успехом у зрителей.
В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы со своими пьесами, что, однако, не находило отклика у народа. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший традиции Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х — при Шляхетском кадетском корпусе. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные (например, театр Шереметевых).
В первой половине XVIII в. закладывались основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде.
Музыка
Главным новшеством петровской эпохи в области музыки можно назвать появление профессиональной светской музыки, не только разрешение, но и поощрение танцев. Однако преимущественно в России первой половины XVIII в. звучали сочинения западноевропейских композиторов, а то, что создавали русские музыканты, оставалось под влиянием итальянской композиторской школы.
Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское песнопение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни.
Быт и нравы
В области быта и нравов, пожалуй, более всего отразилось то, как сильно хотел Петр Великий сделать Россию подобной европейским державам, и то, как часто изменения происходили только внешне. Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). Не только присутствовать, но и танцевать на ассамблеях обязаны были все служилые люди. Курение табака, считавшееся в XVII в. тяжким преступлением также вменялось в обязанность. По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений — многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами.