План
1. Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение
2. Египет в XVIII — начале XIX в.
3. Сирия, Ливан и Палестина в 50—60-х годах
4. Захват Алжира Францией. Борьба алжирцев против французских колонизаторов
5. Проникновение европейских держав и США в другие страны Магриба
6. Колониальные захваты эпохи домонополистического капитализма и сопротивление африканских народов
7. Образование Республики Либерии
1. Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение
Аравийский полуостров был наиболее отсталым регионом арабского мира. Феодальные отношения сосуществовали здесь с весьма сильными пережитками первобытнообщинного строя и довольно широко распространенным рабством. Кочевники-бедуины и оседлое население оазисов распадались на множество зачастую враждовавших между собой племен. Хозяйственные потребности населения Аравии, угроза иностранного порабощения (со стороны Османской империи, Ирана, а также европейских колонизаторов) порождали тенденцию к объединению мелких княжеств, которая реализовалась в весьма сложных и противоречивых условиях крайней экономической и политической отсталости.
В Йемене еще в XVII в. развернулось направленное против турецких захватчиков объединительное движение, которое возглавили руководители мусульманской секты зейдитов — последователей Зейд ибн Али (VIII в.). Зейдиты занимают промежуточное положение между суннитами и шиитами. Глава секты — имам объединял в своих руках духовную и светскую власть. Изгнав турок, зейдиты образовали независимый имамат Йемен, границы которого не были стабильными.
Расположенный в юго-восточной части Аравийского полуострова Оман в 40-х годах XVIII в. освободился от иранской оккупации. Восстановив свою независимость, он превратился в сравнительно крупный и сильный имамат, власть которого распространялась также на о-в Занзибар (Восточная Африка) и некоторые районы восточного побережья Персидского залива. Имам Омана был главой мусульманской религиозной секты ибадитов, возникшей в VIII в. и названной по имени ее основателя Абдаллаха ибн Ибада. Большинство населения Омана принадлежит к этой секте.
После изгнания в 1783 г. иранцев с Бахрейнских островов там возникло независимое арабское княжество.
Захваченное в XVI в. турками на северо-востоке Аравийского полуострова княжество Кувейт в первой половине XVIII в. также приобрело фактическую независимость от Османской империи.
Таким образом, на юге и востоке Аравии тенденция к объединению была локализована пределами отдельных княжеств. Она серьезно ослаблялась династическими, племенными и религиозными интересами и противоречиями.
Более ярко объединительное движение проявилось во внутренних районах северо-западной части Аравийского полуострова, в княжествах Неджда. Здесь знаменем объединительного движения арабских племен стало религиозное учение ваххабитов.
Основоположником этого учения был недждский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). В 40-х годах XVH1 в. он стал призывать мусульман вернуться к традициям раннего ислама, возродить «истинную» веру. Он резко осуждал сохранившиеся племенные культы, основанные на доисламских первобытных верованиях и как бы символизировавшие сепаратизм отдельных племен. Ваххабиты отстаивали аскетическую простоту нравов, отвергали праздность и предметы роскоши, пение и музыку, употребление вина, кофе, табака. Западные авторы называют их «пуританами пустыни». Ваххабиты считали турецких пашей отступниками от веры, а султана — лжехалифом. Иначе говоря, ваххабизм в религиозной форме сочетал идеи преодоления племенного сепаратизма и объединения Аравии с призывом к борьбе против турецкого господства. Эта идеология отражала также протест кочевников-бедуинов и крестьянства земледельческих оазисов против усиливавшейся эксплуатации и их идеалы социального равенства.
Ваххабитское учение принял эмир небольшого недждского княжества Дарийя — Мухаммед ибн Сауд. Династия Сауди-дов развернула борьбу за подчинение других княжеств, завершившуюся в 1786 г. превращением Неджда в единое феодально-теократическое государство. После смерти Абд аль-Ваххаба Саудиды стали также и религиозными руководителями ваххабитов и теперь стремились распространить свою власть за пределы Неджда. В конце XV11I — начале XIX в. они подчинили побережья Персидского залива и Красного моря, заняв Хасу, значительную часть Омана, Бахрейн, Кувейт, Хиджаз (включая Мекку), и объединили, таким образом, под своей властью почти всю Аравию. Затем развернулась борьба за Сирию и Ирак. Ваххабиты громили войска турецких пашей, но в Ираке и Сирии они не встретили такой поддержки населения, как в Аравин.
В соседних с Анатолией арабских странах контроль Османской империи был сильнее, чем в Аравии. Однако и их правители зачастую проявляли самостоятельность и неподчинение Стамбулу.
Отделенный от Малой Азии горами, Ирак фактически был автономной провинцией, лишь номинально подчиненной правительству султана. С начала XVII в. здесь развернулась активная деятельность английской Ост-Индской компании, имевшей в Багдаде и Басре официальных представителей и фактории. Англичане оказывали немалое влияние на багдадских пашей. В 1817—1831 гг. в Ираке правил Дауд-паша, грузин по национальности. Он осуществил ряд реформ, целью которых было превратить Ирак в самостоятельное государство, независимое от Стамбула и Ост-Индской компании.
Иракский правитель решительно боролся с сепаратизмом местных феодалов. Ему удалось объединить арабские племена, но наступление на курдов Северного Ирака вызвало сильное сопротивление и привело к войне между Османской империей и Ираном, поддержавшим курдских феодалов. Война 1821 — 1823 гг. шла неудачно для турок и Дауд-паши: проявилась слабость его армии. После войны Дауд-паша приступил к созданию современных, обученных по европейскому образцу воинских частей. Но это сопровождалось усилением влияния в Ираке Ост-Индской компании, офицеров которой Дауд пригласил в качестве инструкторов. Правитель Ирака установил монополию на закупки и экспорт пшеницы, ячменя, фиников, поощрял выращивание хлопка и сахарного тростника.
Укрепив свою власть в Ираке, Дауд-паша прекратил уплату дани султану и стал именовать Ирак «Счастливым Вавилонским царством». Однако попытка Дауда, опиравшегося на арабских феодалов и купцов Ирака, освободиться от турецкого господства кончилась неудачей. Его реформы, носившие поверхностный характер, не могли существенным образом изменить положение. К тому же катастрофические наводнения, неурожай и, наконец, эпидемия чумы крайне ослабили Ирак. Турецкие армии, почти не встретив сопротивления, вступили в опустошенную страну. В 1831 г. Дауд-паша был низложен и отправлен в Стамбул.
Сирия являлась в XVIII в. частью Османской империи и была разделена на несколько вилайетов. В отдельные периоды власть пашей этих вилайетов распространялась и на некоторые районы сопредельных с Сирией Ливана и Палестины.
Большую часть территории современного Ливана занимал образовавшийся в начале XVII в. Ливанский эмират, находившийся в вассальной зависимости от турецкого султана.
Распространение в Сирии и Ливане христианства в доисламский период, переселение в Ливан бежавших из Сирии последователей христианских сект, существование в X—XIII вв. феодальных княжеств, созданных крестоносцами в результате крестовых походов, привели к тому, что значительная часть ливанских арабов исповедовала христианство. Большинство сирийских и ливанских христиан были маронитами, часть принадлежала к православной церкви. Первые общины маронигов возникли в Сирии в V—VII вв. Их появление связывают с именем монаха Map Марона. Признавая с XVI в. верховенство римско-католической церкви, марониты сохранили некоторые своеобразные ритуалы и обычаи. Маронитскую церковь возглавляет «патриарх Антиохии и всего Востока».
Мусульманское большинство ливанского населения тоже делилось по религиозному признаку — на суннитов, шиитов и друзов (одна из шиитских сект, составлявшая замкнутую общину).
Турецкие правители и европейские колонизаторы разжигали религиозную вражду, особенно между друзами и маронитами.
В конце XVIII — начале XIX в. в сельское хозяйство Ливана проникают товарно-денежные отношения. Происходила специализация отдельных районов на производстве различных товарных сельскохозяйственных культур. Росли ремесленное производство и торговля в городах, появились первые мануфактуры с применением наемного труда.
Расположенная к югу от Сирии и Ливана Палестина управлялась как провинция Османской империи. В Иерусалиме и некоторых других пунктах Палестины находились религиозные святыни христиан, мусульман, иудаистов.
Важное стратегическое положение этой страны давно привлекало к ней внимание европейских держав, всячески использовавших сложившуюся там религиозную ситуацию.
2. Египет в XVIII — начале XIX в.
Ослабление Османской империи привело к восстановлению в Египте политической власти мамлюков. Так назывались в средние века солдаты и командиры гвардии египетских султанов, которая формировалась из захваченных в плен или купленных на невольничьих рынках рабов («мамлюк» — букв. «раб»). Несмотря на такое происхождение, мамлюки стали привилегированным сословием феодального Египта. Они длительное время были основными представителями класса феодалов. На султанском престоле утвердились мамлюкские династии. Тем не менее мамлюки не превратились в наследственную аристократию. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа — черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встречались и добровольцы — представители различных национальностей Европы. Но мамлюком никогда не мог стать египетский араб.
Выдвинувшиеся мамлюкские дружинники становились беями. Все дружинники данного бея составляли единый клан. Нередко владения и титул бея после его смерти переходили к рядовому дружиннику. В XVIII в. было 24 бея. Самый могущественный из них находился в Каире.