Смекни!
smekni.com

Историческое развитие Черногории (стр. 1 из 4)

Историческое развитие Черногории

Содержание

1. Черногория в Средние века

2. Черногория в Новое время

2.1 Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.

2.2 Развитие независимой Черногории в 1878 — 1914 гг.

Список использованных источников

1. Черногория в Средние века

В период римской империи территория нынешней Черногории входила в состав иллирийской провинции Диоклея. В VII в. область была заселена дуклянами (славянами, близкими по происхождению к сербам), которые в скором времени попали под влияние византийской культуры и почти одновременно с сербами приняли православие. В IX в. они основали княжество Дукля, которое в конце того же века было завоевано Византией. С XI в. область стала называться Зетой по одноименному названию притока реки Морача. В конце XII в. Черногория вошла в состав Сербского королевства Неманичей (была до 1042 г. независимой). Однако после битвы на Косовом поле в 1389 г. Зетская жупа, охватывавшая современную Черногорию и Северную Албанию, вновь стала самостоятельной. Управляемая наследными жупанами (Бальшичи — в 1356—1421 гг., Черноевичи — в 1427—1516 гг.), Зета представляла собой типичное феодальное государство, в котором весьма существенную роль играла местная православная церковь. Внешняя политика Зеты сводилась к борьбе с турками и венецианцами, чье взаимное соперничество способствовало сохранению Зетой самостоятельности в течение всего XV века. в 1484 г. турки вынудили Черноевичей удалиться в неприступные горные области страны и захватили плодородные равнины Зеты, включив их в состав Османской империи. С тех пор название «Черногория» вытесняет термин «Зета».

Несмотря на официальное включение Черногории в состав Османской империи (Скутарийский, или Скадарский санджак) в 1499 г., население горных районов сохранило фактическую независимость и образовало своеобразную теократическую республику во главе которой стоял владыка, митрополит Черногории. Центр находился в самом крупном населенном пункте страны — Цетинье.


2. Черногория в Новое время

2.1 Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.

Общественно-экономическое положение Черногории в составе Османской империи. Черногория считалась султанским хасом, однако в ней не было владений турецких феодалов, и турецкому правительству так и не удалось укрепить свою власть в Черногории, зависимость которой от Порты была слабой и фактически сводилась к уплате черногорцами дани (харача), нередко собиравшегося с помощью военной силы.

Отсутствие плодородных пригодных для обработки земель лишило черногорцев жизненно необходимых продуктов питания. Присоединение к Венеции далматинского побережья преградило им доступ к морю и еще больше осложнило их жизнь.

Черногорцы имели также военные обязательства перед Портой: они должны были защищать границу от нападений извне. Особые условия, сложившиеся в Черногории, оторванность от внешнего мира, необходимость защиты своей свободы от турецких посягательств, привели к тому, что на основе существовавших ранее кнежин там образовались территориально-административные единицы — племена, состоявшие из нескольких братств. Племенные объединения стали и военно-политическими союзами. Они совместно защищались от нападений и вели военные действия. Племена оказывали защиту своим членам, в них строго соблюдались порядки местного права, включавшего в себе некоторые архаические обычаи, например кровную месть. В каждом племени имелся свой збор (скупщина) — собрание всех взрослых членов, решения которого были обязательными. В Черногории существовал и общий представительный орган — збор, или скупщина. На нем решались наиболее важные вопросы внутренней жизни, отношений с турками, Венецией и другими государствами. Решения выносились митрополитом, главным кнезом и остальными воеводами.

Несмотря на существование этого общечерногорского представительского органа, племена были очень разобщены и постоянно враждовали друг с другом. Межплеменная рознь разжигалась и турецкими властями. В этих условиях единственным фактором, объединявшим черногорцев, была православная церковь, которая на протяжении веков способствовала поддержанию и развитию национального самосознания, что было очень важным в условиях антитурецкой борьбы. Это идеологическое оружие успешно использовалось Цетинской митрополией и ее владыками, роль которых постоянно усиливалась. Их резиденцией был Цетинский монастырь, расположенный высоко в горах.

На протяжении ХVII в. турецкое правительство стремилось лишить черногорцев автономных прав и заставить их регулярно платить налоги. Эта политика встречала активное сопротивление, которое возглавляли и поддерживали митрополиты.

Европейские государства, учитывавшие важное стратегическое положение Черногории на Балканах и заинтересованные в войне против Турции, периодически обращали свое внимание на этот маленький народ. Так, Венеция, воевавшая с турками, стремилась установить свой протекторат над Черногорией.

В ХVII в., особенно в период войны «Священной лиги» с османами, черногорцы вели частые боевые действия против турок, надеясь на помощь Венеции. Однако Венеция не могла им оказывать постоянную поддержку. В 1692 г. турецкие войска вновь вторглись в Черногорию, овладели Цетинским монастырем и разгромили его.

Черногория в XVIII в. В этот период борьба черногорцев обострилась с новой силой. Она велась за полное освобождение от турецкой власти и создание собственного государства. Этот важный исторический этап начался с правления митрополита Данилы Шчепчевича из племени Негошей (1697—1735). В своей деятельности первостепенной задачей он считал ликвидацию межплеменной розни. Для этого в 1713 г. им был создан общий для всей Черногории судебный орган — «Суд владыки Данилы», состоявший из 12 племенных старейшин. Из страны были выгнаны потурченцы, вводились наказания за кровную месть.

В первой половине ХVIII в. черногорцы сумели установить политические связи с Россией. Когда царь ПетрI после Полтавской битвы обратился к молдаванам, валахам и сербам за помощью в предстоящей войне с Турцией, наибольший успех призыв Петра I имел у черногорцев, которые в 1711г. начали четническую борьбу против турок.

В 1715 г. владыка Данила отправился в Россию, где рассказал о тяжелом положении черногорцев и их борьбе за независимость. Он получил в подарок большие церковные ценности, а также значительную денежную сумму для раздачи пострадавшим от османов. Петром I была установлена и постоянная денежная субсидия Цетинскому монастырю.

Материальная и политическая помощь, которую оказывала Россия черногорцам в ХVIII в., способствовала успеху их освободительной борьбы.

В то же время Венеция стремилась сохранить свое политическое влияние на Черногорию. Преемники Данилы, владыка Савва и митрополит Василий, полностью ориентировались на поддержку России и стремились ослабить влияние Венеции, добиться полной независимости страны от Порты. Владыка Василий трижды ездил в Петербург, где просил предоставления черногорцам денежных пособий. В России он написал и опубликовал в 1754 г. « Историю Черной Горы». Этой книгой митрополит стремился привлечь внимание русской общественности к своей родине.

В истории Черногории ХVIII в. загадочным было правление самозванца Степана Малого (1767—1773). Этот иностранец неизвестного происхождения назвался русским императором Петром III спасшимся будто бы от смерти, и черногорцы признали его своим владыкой. Строгими мерами он стремился прекратить межплеменные распри, кровную месть, снова завел суд, собирал с населения налоги, употребляя их на общественные дела. Вскоре Степан Малый погиб от рук наемного убийцы, и его преобразования не были завершены. Время правления этого самозванца являлось некоторым прорывом к автократической власти. В Черногории им был установлен режим, схожий с деспотическим а государственная власть отделена от церковной. Нельзя сказать, что власть церкви в лице митрополитов постоянно и полностью доминировала в Черногории и подчинила себе другие государственные институты. С 1717 по 1830 г. в Черногории существовал институт гувернадурства (губернаторства), и митрополитам пришлось вести с ними нелегкую борьбу за власть. Гувернадуры избирались скупщиной и первоначально их функции ограничивались внешней политикой, однако затем они стали претендовать на сосредоточение в своих руках всей власти. Впоследствии митрополит Петр I Негош сумел подчинить себе гувернадуров.

В последние десятилетия ХVIII в. на Черногорию стал нападать визирь Махмуд-паша Бушатли, пытавшийся создать самостоятельное государство в Албании и присоединить к нему Черногорию. Он несколько раз опустошал и сжигал Цетинский монастырь, черногорцы пережили страшный голод. В 1796 г. Махмуд-паша вновь вторгся в пределы Черногории с большими военными силами. Черногорские племена объединившись, нанесли ему решительное поражение в битве у села Крусы. В этом сражении погиб и сам организатор и предводитель похода Махмуд-паша; его голова в качестве трофея была привезена в Цетинье.

Битва при Крусах фактически сделала черногорцев независимыми от турок и имела решающее значение для всей дальнейшей истории Черногории.

Черногория в первой половине ХIХ в. Благодаря победе над турками в 1796 г. международный авторитет Черногории значительно укрепился. Через год после этого события к Габсбургам перешли венецианские владения, и Черногория стала непосредственно граничить с Австрией, что имело большое значение для дальнейшей экономической жизни. Однако в начале ХIХ в. Черногория оставалась одной из самых отсталых стран Балканского полуострова. В стране не было городов, ее столица Цетинье являлась административно-церковным центром и представляла собой небольшое поселение.

Из-за отсутствия земли пригодной для обработки, в Черногории не было условий для создания крупного землевладения. Исключение составлял Цетинский монастырь. Даже в урожайные годы в Черногории не хватало своего хлеба и зерно ввозилось из-за границы. Основным занятием населения являлось скотоводство, которое носило полукочевой характер.