Смекни!
smekni.com

Неолитическая культура Сахалина и Курил (стр. 3 из 4)

В отличие о людей общности дземон – жителей о. Хоккайдо и Курил- люди культуры Сони не строили круглых домов. Их полуподземные жилища имели четыре угла, четырехскатную крышу и очагу, расположенный в центре либо у северной стены. В одном из таких очагов на поселении Стародубское-3 археологам удалось найти кожуру орехов, горелые кости морских животных и птиц. Недалеко от очага лежали каменные наконечники острог, точильные бруски, грузило и челнок для шитья для сетей, скребок и нож из камня. На стоянке у села, Пионеры найдены кости оленя, а на поселении Кузнецово-3- позвонки крупной рыбы и тюленя. Все это красноречиво рассказывает о занятиях населения Южного Сахалина средней поры неолита.

Поселения культуры Сони состояли из пяти-шести домов площадью от 40 до 80 кв. м каждый. Жилища располагались в одну-две линии или гнездом, одно возле другого, обязательно на брегах лагун, заливов или в устьях рек. Находки костей рыбы и нерпы и связь поселений с побережьем – неопровержимые свидетельства приморской направленности экономики.

По подсчетам ученых, жители одного такого поселка контролировали около пятидесяти километров побережья с четырьмя-пятью промысловыми реками. В одном поселке проживало от 50 до 200 человек. Как и сейчас, люди расселялись на побережьях не равномерно, заселялись устья богатых рек, берега лагун и морских заливов, морские мысы с залежками морского зверя, а непромысловые участки пустовали. Предположительно на побережьях Сахалина в V-IV тыс. до н.э. могло проживать около семи-восьми тысяч человек. Меньше людей проживало в долинах крупных рек. В периоды благоденствия население острова максимально могло составлять двенадцать- пятнадцать тысяч человек. Бедствия, мор и голодовки могли приводить почти к полному запустению территории на многие годы, когда население уменьшалось многократно и не превышало двух-трех тысяч жителей.

Неолитическая культура на Северном Сахалине. Поселение Имчин-12

Практически всю обозримую историю неолитической эпохи население Северного Сахалина находилась под культурным влиянием приамурских племен. Такова была роль бассейна Амура, что вдоль берегов этого естественного пути различны племена продвигались с запада на восток. В конце их пути находился остров Сахалин, поэтому вполне естественно, что археологические культуры эпохи неолита на Нижнем Амуре и на Северном Сахалине необычайно близки друг другу. Самая изученная культура эпохи позднего неолита в этом регионе – имчинская, названная так по одноименной реке – притоку р. Тымь.

Самый известный памятник этой культуры, полностью изученный сахалинским археологом О.А. Шубиной, - это поселение Имчин_12, расположенное недалеко от поселка Ноглики. При раскопках на поселении обнаружено 8 жилищ округлой формы. Конечно же, не все они были одновременны друг другу, скорее всего поселок состоял из двух- трех домов. Место на островке в древнем устье реки было удобным, и люди здесь селились не раз и не два. На полу жилищ остались следы столбов, поддерживающих кровлю, в центре размещалась утоптанная площадка – здесь находился выход; для того чтобы покинуть дом зимой, нужно было выйти на середину пола, влезть по наклонному столбу с зарубками наверх и выползти через дымовое отверстие. Путь нелегкий, но оправданный – так люди выбирались после пурги. Кроме того, такой выход экономил тепло. Если не открывать дверь, то дом выстуживается не так скоро. Весной, летом и осенью северяне выходили через другую дверь, расположенную в стене дома.

Имчинские поселения ныне располагаются на берегах рек. Тогда же в этих местах плескались волны полусоленых лагун и эстуариев рек – уровень моря был выше современного на три пять метров. Как и другие жители побережий, имчинцы были рыболовами и охотниками на морского зверя. Большим подспорьем была охота на оленя и медведя, перелетную и боровую дичь и, конечно же, собирательство.

Для орнаментации гончарных изделий люди имчинской культуры использовали гребенчатые штампы, изготовленные из кости и дерева. Горшки были простой формы, исключительно плоскодонные, изготовленные без гончарного круга, вручную. Орнаментация керамики, найденной на поселении, полностью совпадает с узорами на сосудах некоторых локальных культур Вознесеновской общности эпохи развитого и позднего неолита на Нижнем Амуре. Рецепт приготовления глиняного теста, в состав которого входил мелко толченый моллюск с раковиной не был изобретением имчинцев. Его использовали в эпоху неолита большинство дальневосточных племен – от Амура до Курильских и японских остовов.

Надо иметь в виду, что в тот же период, в III-II тысячелетии до н.э., в Африке и Евразии, от Атлантики до Тихого океана, особенно там, где добывали медь и олово, в связи с расцветом первобытной металлургии получили развитие культуры бронзового века. Вся Евразия пришла в движение - начало эры метала, ознаменовалась развитием земледелия, быстрым ростом населения, обострением межплеменных конфликтов и, с другой стороны, небывалым развитием культуры и расширением обмена. Нельзя не отметить, что изменения на материке не сказались на жизни островитян. Однако, ввиду отсутствия на островах дальневосточных морей месторождений руд, необходимых для металлургии бронзы, последняя не получила здесь своего развития. Этот момент следует считать поворотным в истории региона – с него развитие социумов континентами островов пошло разными путями. В эпоху бронзы происходит дальнейшая дифференциация населения Земли в связи с разными условиями доступа к такими важнейшими ресурсам, каковыми являются рудные месторождения, плодородные земли и благоприятный для производящей экономики климат.

Именно в бронзовом веке зародились первые великие цивилизации Востока и Средиземноморья. Наиболее близким к Амуру, Приморью и островам Дальнего Востока центром такого развития в бронзовом веке стал Китай, где в III-II тысячелетии до н.э. развитие цивилизации пошло ускоренными темпами в связи с расцветом металлургии бронзы. До некоторых пор на Нижнем Амуре, в Приморье, а также на Сахалине и островах Курильского и Японского архипелагов сохранялся типичный уклад жизни, характеризующий финальный этап каменного века. Каменная индустрия достигла высочайшего развития – люди могли изготавливать орудия из любого, в том числе самого некачественного, камня. Технология расщепления для получения тонких пластинчатых отщепов овальной формы, из которых впоследствии делали ножи, скребки, наконечники стрел, была совершенной и экономичной. Первобытные коллективы эпохи позднего неолита в островном мире Восточной и Северо-восточной Азии были полностью адаптированы к жизни в островных условиях.

Однако социумы юга японского архипелага, а также приморья и Нижнего амура испытывали очень сильное давление со стороны продвигавшегося в регион населения Китая и Сибири, где в результате роста производящего хозяйства и металлургии отмечается рост населения и демографическая напряженность. Во многом это и обусловило продвижение первобытных племен с Нижнего Амура и о. Хоккайдо в III-II тысячелетии до н.э. навстречу друг другу. Объектом из экспансии был Сахалин. О продвижении амурских племен на север Сахалина во втором тысячелетии до нашей эры свидетельствуют многочисленные поселения имчинской культуры. На юге острова доказательством экспансии с континента является многослойное поселение Седых-1, где обнаружена керамика с орнаментом, точно копирующим рисунки на гончарных изделиях Вознесеновской общности Нижнего Амура. Одновременно отмечаем проникновение южных - дземонских элементов к северу и востоку от Хоккайдо.

Седыхинская неолитическая культура позднего неолита

Группа доисторических поселений Седых-1 располагается близ одноименного пресного озера на окраине села Охотское на древней песчаной косе, образованной столкновением волн Охотского моря и лагуны Тунайча. По мнению геологов, изучавших природные процессы древности вместе с археологами, в период более пяти тысяч лет назад уровень Мирового океана превышал современный на 3-5 метров. Тунайча представляла собой глубокий морской залив, соединенный с Охотским морем тремя широкими проливами. Люди жили на островках. На месте села Охотское была песчаная отмель, перемываемая волнами моря. В примыкающих долинах рек господствовали темнохвойно-широколиственные леса с участием дуба, вяза, клена, ореха и бука. Культура этого периода изучена недостаточно хорошо. Предположительно племя, обитавшее вокруг озера Тунайча, в основном специализировалось на рыболовстве.

В период между5400-4300 радиоуглеродных лет, что при пересчете календарного возраста дает IV тысячелетие до н.э., уровень моря в результате похолодания понизился на 3-4 метра, и произошло формирование современного ландшафта. Тунайча стало озером, на ее берегах выросли березовые леса, в низинах образовались заболоченные озера. В период между 4300 и 2300 лет, то есть в III –начале I тысячелетия до н.э., климат вновь становится теплее: уровень моря повышается до современных отметок, также происходит развитие лесной растительности. В этой благоприятной обстановке по берегам озером Тунайча широко расселились переселенцы с север носителе Вознесеновской культурной традиции. Их жилища погребены в песчаных береговых косах озера Тунайча на самой окраине села Охотское. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что основное ядро поселения Седых -1 располагалось у протоки, соединявшей пресное озеро Седых с лагуной Тунайча. По одноименному озеру эта культура называется сидыхинской. Радиоуглеродные датировки позволяют пометить культуру периодом в семьсот лет - от 4200 до 3500лет, в границах календарного возраста от 30 до 23 века н.э.