В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед (он происходил из семьи торговца и сам пять лет занимался торговлей в Бушире), провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение»). Написанная в подражание Корану, она стала священной книгой бабидов.
Баб утверждал, что каждой эпохе истории человеческого общества соответствует своя религия, изложенная пророками в соответствующих священных книгах. Такими священными книгами были Пятикнижие, Евангелие, Коран. Теперь наступила эпоха новой религии и новой священной книги — Беяна. Однако, утверждал Баб, представители власти и высшее духовенство не хотят расстаться со старыми порядками, поэтому земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он призывал создать на основе новой религии священное царство бабидов, утверждая, что первоначально оно будет создано в главных провинциях Ирана.
В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин. Все отказавшиеся принять Беян, в том числе и иностранцы, должны быть изгнаны из священной страны бабидов, а имущество их конфисковано и разделено. Ряд положений, выдвигаемых Бабом (обязательная уплата долгов, тайна торговой переписки, признание ростовщических процентов справедливым делом, право выезда из царства бабидов для торговцев, организация хорошей почты, введение единой денежной системы и т. п.), соответствовали интересам иранского купечества.
В первый период бабидского движения — до 1848 г. — Баб я его сторонники пытались привлечь на свою сторону шаха, придворных, высшее духовенство, не обращаясь непосредственно к народным массам. Но власти начали преследовать бабидов, в 1847 г. Баб был арестован и заключен в крепость. Неудача пропаганды среди власть имущих, репрессии заставили бабидов обратиться непосредственно к народным массам.
Сам Баб выступал прежде всего как представитель купечества. Об этом свидетельствовало содержание практических требований его программы, стремление осуществить ее путем привлечения на сторону бабидов шаха и высшего духовенства. Однако своей проповедью равенства, призывом к созданию царства справедливости, утверждениями о том, что мир переполнен несправедливостями и притеснениями, он завоевал симпатии ремесленников и крестьянства. Эта сторона бабидской пропаганды отражала общий протест широких народных масс против феодального гнета.
Особенно большую популярность бабидская проповедь приобрела среди ремесленников и крестьян в пригородных деревнях. В связи с этим усилилось влияние тех учеников Баба, которые были теснее связаны с народом и шли дальше своего учителя, развивая антифеодальные, демократические элементы его учения.
Выходец из крестьянской семьи, мулла Мухаммед-Али из Барфоруша (в провинции Мазендеран на севере Ирана) учил, что с наступлением бабидского царства иранцы будут свободны от выполнения феодальных повинностей и уплаты налогов. Он утверждал, что «все люди, бывшие до сих пор высокими и важными, станут низкими, а люди низкие — высокими». Мухаммед-Али барфорушский призывал к установлению общности имущества. «Люди пойдут по базарам,— говорил он,— и, читая молитвы, возьмут из лавок все, что хотят». Эти проповеди встречали горячую поддержку крестьян и ремесленников, отражая их стремление ликвидировать феодальную эксплуатацию. По всей стране, особенно в провинциях Азербайджан, Гилян и Мазендеран, быстро росло число приверженцев нового религиозного учения.
4. Начало бабидских восстаний. Бабидский центр Шейх-Таберси
В 1848 г. большое число сторонников Баба собралось в г. Бар-форуше (ныне Баболь). Это совпало с получением известия о смерти шаха Мухаммеда. Вступление на престол нового шаха, Наср-эддина, сопровождалось обычной в таких случаях в Иране борьбой различных придворных клик и замешательством властей. Бабиды сочли этот момент подходящим для выступления. Они открыто вооружались. После нескольких стычек с отрядами местных ханов около 700 вооруженных бабидов оставили Барфоруш и обосновались в 20 км от города, в лесу, у гробницы Шейх-Таберси. Они построили здесь укрепленный лагерь. Вскоре из окрестных деревень и из отдаленных районов сюда собралось до 2 тыс. человек, в основном крестьян и ремесленников. Во главе со своими руководителями Мухамме-дом-Али барфорушским и Хусейном Бошруйе они пытались осуществить планы создания «царства справедливости».
Имущество собравшихся в бабидском лагере было объявлено общим достоянием. Все бабиды обязаны были работать на строительстве укреплений, изготовлять оружие и выполнять другие работы. Питались они из общего котла. В своих донесениях о событиях в Шейх-Таберси русский посол в Тегеране писал, что бабиды «насаждают коммунизм вооруженной силой». Крестьяне поставляли бабидам лошадей, коров, овец, продовольствие, фураж и т. д.
Известие о том, что в Шейх-Таберси положено начало «царству справедливости», способствовало быстрому успеху бабидской пропаганды по всему Ирану. Во многих районах начинались волнения. Мазендеранские ханы и духовенство бежали из городов и поместий в горы. Правительство нового шаха приказало местным властям ликвидировать бабидский лагерь Шейх-Таберси своими силами, но бабиды, поддержанные окрестными крестьянами, обратили в бегство отряды мазендеранских ханов. Потерпели поражение и шахские войска, присланные в конце 1848 г. из Тегерана. Число последователей бабидов продолжало быстро расти.
Весной к Шейх-Таберси были посланы новые войска, численность которых вскоре достигла 10 тыс. С исключительным мужеством осажденные бабиды продолжали борьбу. Их ряды таяли, иссякали запасы продовольствия, наступил голод. Только в мае 1849 г., после того как осаждавшие обещали сохранить им жизнь, бабиды прекратили сопротивление. Сдавшиеся были вероломно перебиты шахскими войсками.
После разгрома лагеря бабидов Шейх-Таберси бабидокое движение продолжало нарастать в других городах и провинциях.
Среди населения г. Зенджана большую популярность завоевал бабидский проповедник Мухаммед-Али зенджанский. Он опирался на поддержку ремесленников, крестьян окрестных деревень, зенджанских купцов и пользовался огромным влиянием. Фактически город Зенджан уже в 1849 г. находился под контролем бабидов, которые готовились к вооруженной борьбе. Открытое восстание началось в мае 1850 г., когда по приказу шахского губернатора был арестован один из бабидов. Восставшие захватили большую часть города, разгромили тюрьму и освободили заключенных. Так же как и в Шейх-Таберси, все имущество бабидов было объявлено общим достоянием. В Зенджане важную роль в движении играли городские ремесленники. Ближайшими помощниками Мухаммеда-Али были кузнец Казем, хлебопек Абдула.
С конца мая начали прибывать шахские войска, посланные для подавления восстания. Но их атаки успешно отбивались зенджанскими бабидами. Рядом с мужчинами в бабидских отрядах сражались женщины и подростки. Одним из отрядов командовала бабидка, принявшая мужское имя Рустем-Али.
Под влиянием зенджанского восстания активизировалось народное движение в других районах. В начале 1850 г. вспыхнуло восстание в Йезде; оно было сравнительно быстро подавлено властями. В июне восстали бабиды в Нейризе.
Стремясь пресечь дальнейшее распространение бабидского движения, шахское правительство в начале июля 1850 г. расстреляло находившегося в заключении Баба.
Казнь Баба не приостановила бабидские выступления. Центром борьбы продолжал оставаться Зенджан. Против зенджан-ских бабидов было двинуто многочисленное войско с артиллерией. Шах приказал разрушить артиллерийским огнем занятую бабидами часть города и истреблять всех повстанцев вместе с детьми и стариками.
К концу 1850 г. после упорного сопротивления зенджанское восстание было жестоко подавлено. Еще раньше было разгромлено восстание в Нейризе, но в ответ на террор в его окрестностях началось новое восстание крестьян. Целыми семьями они бросали селения и уходили в горы. В течение длительного времени повстанцы стойко держались в горных укреплениях. Однако, отрезанные шахскими войсками от своих деревень, они были почти поголовно истреблены.
Второе нейризское восстание было последним массовым выступлением бабидов. Попытки выступлений весной 1852 г. в Барфоруше и Зенджане уже не имели массового характера и были быстро подавлены властями. Часть бабидов стала на путь индивидуального террора. В августе 1852 г. было совершено неудачное покушение на шаха. Правительство жестоко расправилось с последователями бабидов, по всему Ирану шли массовые казни.
Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.
Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.