Исключение Белинского из университета – яркий факт социальной биографии его поколения. Он и сам сознаёт, что изгнание из университета – политический акт, месть за вольнолюбивые настроения. Но именно эти первые удары, сознание своей враждебности всему бюрократически-чиновническому строю, закаляют и формируют его характер.
Важным этапом в формировании особой общественно – политической мысли Белинского стало вступление в кружок своекоштного студента Н.В. Станкевича (1813 – 1840). Ненависть к крепостному праву, помещичьему произволу и самодержавию связывала Станкевича и Белинского. Белинский сразу же внёс в беседы страстность философско – политических споров, близких к самым наболевшим и болезненным вопросам политической современности. Именно Белинскому кружок в значительной мере обязан приближением к животрепещущим проблемам жизни.
Кружку Станкевича – и прежде всего самому Станкевичу – принадлежит значительное место в том мучительном процессе поиска новых идейных путей, который характерен для Белинского. Он шёл своим путём, оказывая существенное влияние на весь кружок. В яростных спорах со всеми друзьями, с многими из которых он навсегда разойдётся, формировалось новое, самостоятельное мировоззрение молодого Белинского, с таким блеском и силой выраженное им в его будущих работах.
1.2 Журнал "Телескоп" и период "примирения с действительностью"
Первые литературные опыты Белинского появились ещё в студенческие годы в безвестном и недолго существовавшем журнале "Листок". Московская и петербургская печать отмечали отсутствие ясной и определённой направленности "Листка". Однако журнал с каждым номером приобретал более серьёзный вид; в нём появился критический отдел, театральные рецензии, чаще печатались стихотворения.
Для плеяды деятелей сороковых годов исключительную роль сыграл журнал "Телескоп". Достаточно сказать, что в нём начали литературную жизнь Белинский, Огарёв, Герцен, Гончаров, Станкевич, К. Аксаков и что рядом с ними печатались Пушкин, Чаадаев, Полежаев, Тютчев, Кольцов. Журнал Надеждина ставил перед современниками существенные вопросы. Самобытность и народность русской культуры, необходимость повсеместного распространения просвещения и, наконец, проблема изображения действительности как главная задача литературы – вот основные темы большей части статей, стихотворений, рассказов и рецензий журнала. Проблема просвещения имела исключительное значение, деятели "Телескопа", как и остальные представители русской общественной мысли не могли не обратить внимания на ограниченный и чудовищно узкий круг людей, допущенных до образования. Прогрессивное, просветительское направление "Телескопа" обратило на себя внимание властей. Уваров, ревезируя университет, отмечал в своих отчётах оппозиционность журнала. В этой связи он подверг грозному разносу не только оригинальные материалы, но и переводные статьи "Телескопа", которыми занимался Белинский. Ответом на реакционные идейные установки Уварова, на его грубые внушения и полицейские окрики были многочисленные политические выпады Надеждина как в оригинальных статьях, так особенно в переводных, против "официальной народности", казённо – полицейского искусства.
Важным этапом в деятельности Белинского стал его фельетон "Литературные мечтания". Именно с "Литературных мечтаний" началась широкая известность Виссариона Белинского. Статья Белинского ставила самые насущные вопросы складывающегося русского художественного реализма. Широкий философский взгляд позволил Белинскому осмыслить различные явления русской литературы и сопоставить их с историческим развитием России. История русской демократической критики начинается с этой статьи Белинского. Её сила состояла в том, что, отвечая на вопрос о характере и существе русской литературы, он объединил эстетические требования реализма и народности литературы с критикой российской действительности. Белинский осудил продажную, заказную литературную продукцию, служившую правительственной идеологии и начинавшую наводнять литературный рынок начала 1830-х годов. Осудил он и светскую "альбомную" литературу салонов и гостиных. Очень важна для русского общества была мысль о разладе между тем, что называлось тогда обществом, то есть избранным кругом образованных людей, и обширной массой народа, лишённого этого образования. "Поверьте, - пишет Белинский, - что русский народ никогда не был заклятым врагом просвещения, он всегда готов был учиться; только ему нужно было начать своё учение с азбуки, а не с философии, с училища, а не с академии".Это требование союза народа с образованной частью общества пронизывало всю литературно – философскую деятельность Белинского. "Литературные мечтания" призывали к борьбе с казённым патриотизмом во имя народной литературы. Защита прав человеческой личности, идея освобождения человека легла в основание всех философско – эстетических теорий Белинского в период деятельности в "Телескопе" и привела молодого критика к литературному открытию – к идее реализма.
Белинский в поисках силы, которая соединила бы народ и прогрессивную часть общества, пришёл к понятию литературы, выросшей на народной почве и питающейся народными преданиями. Основой такого взгляда были совершенно оригинальные и своеобразные философские и эстетические принципы, подготовленные всем ходом развития русской философской мысли и самой русской литературы.
"Литературные мечтания" привели к резкому перелому в отношениях участников "Телескопа", но неизбежность этого назревала исподволь. Будущих столпов славянофильства совершенно не устраивали оппозиционные и реалистические мотивы в статьях "Телескопа". Особенное противодействие вызывало идейное направление статей Белинского. Литературно-политические взгляды, которые Белинский развивал в "Литературных мечтаниях" и других своих статьях в "Телескопе" и "Молве", приобрели исключительное значение и выдвинулись на первое место потому, что он начал обоснование самой передовой эстетической теории, опирающейся на идею реализма. Несмотря на идеалистические философские начала, Белинский наиболее последовательный преемник освободительных традиций и зачинатель нового этапа революционной борьбы личности, идея свободы личности. Это и позволило молодому критику сказать новое слово в литературе, отменить обветшавшие эстетические теории и критические методы, наметить перспективу нашего литературного развития и до конца разоблачить все виды реакционной феодально-дворянской идеологии.
Статьи и рецензии Белинского 1835-1836 гг. развивали и углубляли мысли, высказанные им в "Литературных мечтаниях". Как и первая большая статья, статьи Белинского следующих двух лет были направлены прежде всего против идеологии самодержавно-крепостнического государства, нашедшей свое выражение в теории "официальной народности". Как и в "Литературные мечтания", статьи 1835-1836 гг. излагают и общественно-политические, и эстетические взгляды Белинского, выковавшиеся в постоянной, неустанной борьбе с крепостнической действительностью и её защитниками в реакционных изданиях того времени.
Понимание огромных задач, стоявших перед человечеством, задач, для решения которых необходима была яростная борьба против защитников насилия и невежества, часто вызывала Белинского на призвание к самопожертвованию, к готовности отдать свою жизнь за свои убеждения, претерпеть ради них всякие лишения и страдания.
В своих статьях Белинский неоднократно обращался к молодежи, требуя от неё выбора такой деятельности, которая приносила бы пользу родине. Особенно часто он обращался к начинающим литераторам, которые, не имея выдающегося дарования, губили свои молодые годы в погоне за литературной известностью..
Борьбе с аристократией Белинский отвел не мало самых страстных полемических страниц в статьях 1835-1836 гг. Выпады против неё он рассыпал всюду, и все они исполнены горячей ненавистию к родовым и сословным преимуществам и защищали личные достоинства человека. "Мы уже теперь не ослепляемся знаменитостию рода, незаслуженными отличиями... Имя ничего; важно дело..." - бросает Белинский мимоходом в статье "О стихотворениях Баратынского.
Восторгаясь, как и в "Литературных мечтаниях", в статье о Кольцове русским народным характером, поэзией русских сказок, Белинский вместе с тем вновь указывал на "простодушие младенческого ума" русского простолюдина, на то, что русский народ "еще не живет полною жизнью". но вместе с тем Белинский считал, что у русского народа "настоящее уже интересно как шаг, как переход к прекрасному будущему", что у него "это будущее еще в зародыше, ещё в зерне, но уже так богато надеждами..." В этих словах нашла выражение твердая вера Белинского в силы и будущее русского народа.
В период самостоятельного редактирования "Телескопа" и "Молвы" Белинским одним из важнейших противников его стал журнал "Московский наблюдатель" и его идейный вдохновитель – С.П. Шевырёв. В журнале Шевырёва Белинский усмотрел опасные для развития отечественного искусства литературно – политические тенденции. Не случайно в одной из первых же полемических заметок он назвал "Наблюдатель" "светским журналом".
Вскоре, в 1836 году, Белинского судьба свела с М.А. Бакуниным. В размышлениях Белинского о нравственности, о лицемерной сущности общественных отношений крепостнического общества он нашел прямую поддержку.