Ядром государственного строительства были области на северо-западном побережье озера Виктория. Долгое время
государство было не велико. Расширение его территории относится к XVII—XVIII вв. Кабака Буганды Кьябагу завоевал страну Бусога, расширив тем самым пределы страны до озера Кьога. Его преемник Джунджу присоединил страну Буду, лежавшую к югу от Буганды. К началу XIX в. границы владений государства вновь значительно расширились. Этому способствовало и наличие крупных вооруженных сил, которыми не обладала ни одна страна в Восточной Африке. Общая численность бугандийской армии составляла около 150 тысяч воинов. В ее рядах несли службу 131 военачальник различных рангов. В личном отряде, окружавшем кабаку, было 3 тысячи воинов с 23-мя военачальниками. При дворе была особая тайная полиция, во главе которой стоял сабангази, старший из братьев матери кабаки. Он пользовался полным его доверием. О могуществе царей Буганды можно судить по наличию и размерам военного флота. В его состав входило до ЗОО военных кораблей.
К середине XIX в. Буганда достигла наивысшего расцвета и стала крупнейшим государством Межозерья. Владения царей Буганды простирались от озера Кьога на севере до реки Кагера на юге; на западе они достигали озера Альберта; на востоке были покорены племена багешу и элъгуми, жившие на склоне горы Эльгон. Кабаке Буганды были подчинены и острова в северной части озера Виктория — архипелаги Сессе и Увума.
Вся страна была поделена на десять областей — саза. Стоявшие во главе их наместники (басаза), собирали налоги, следили за прокладкой дорог, наблюдали за порядком в области, организовывали военные отряды и т. п. Области, в свою очередь, делились на округа (гомбололо), главам которых подчинялись деревенские старейшины. Во всех областях и в столице существовали базары. За порядком ведения торговли наблюдали особые лица, которые устанавливали цены и собирали торговые налоги. Они же разбирали тяжбы и споры, штрафовали провинившихся. На всех переправах водных путей взимались пошлины.
5. Суахилийская цивилизация
Своеобразный характер носило историко-культурное развитие прибрежной океанской зоны Восточной Африки. Первые поселения на побережье были местного, т. е. африканского происхождения. Арабы их называли «страной зинджей* (страной черных).
«Страна зинджей» не была, однако, централизованным государственным образованием. Это были отдельно развивающиеся общества на побережье, находившиеся на разных стадиях развития — от родоплеменных до раннеклассовых.
Еще в средние века на Восточном побережье Африки сложилась суахилийская цивилизация — цепь «городов-государств», протянувшаяся от современного Сомали на севере до Мозамбика на юге. Она возникла в результате длительных исторических (торгово-экономических, культурных, политических) контактов между местным африканским населением, с одной стороны, и пришельцами из Аравии, районов Персидского залива и Индии — с другой.
Первыми, кто стал создавать свои поселения на побережье, были персы, позднее их сменили арабы, которые появились в регионе еще до ислама. С VII в. арабские поселения стали приобретать большое значение и из малых торговых факторий превращались в крупные городские центры. Это было связано с переселениями целых родов и племен, бежавших из Аравии вследствие междоусобных войн. Было несколько «волн» переселений с Востока вплоть до XII в., когда на восточноафрикан-ском побережье началось активное распространение ислама. Переселения стимулировали развитие прибрежных городов прежде всего как центров торговли с внешним миром.
В 975 г. арабы-сунниты построили город Килву, ставший впоследствии столицей всех арабских поселений Восточной Тропической Африки, когда они объединились в один султанат. Позднее в Килву прибыло много персов из Шираза. Весь восточный берег Африки был усеян арабскими поселениями. Наиболее значительными из них были Пате, Момбаса, Занзибар, Ламу, Малинди, Мафия, Пемба, Чоле, Софа ла и др. Известно 175 восточноафриканских прибрежных городов и поселений, свыше 65% из них были прямо связаны с морской торговлей.
Арабские переселенцы, выстраивая города, обносили их стенами, разводили вокруг них плантации, на которых в основном использовался рабский труд. Рабовладение было распространено во всех султанатах. Рабов использовали не только на месте, но и большими партиями вывозили в Аравию,
Персию, Индию и другие азиатские страны. С восточного побережья Африки также вывозилась слоновая кость, черепашьи панцири, а из Малинди и Момбасы, ставших к XII в. главными торговыми центрами побережья, и железо местной выплавки. Ввозились же ткани разных типов, керамика, стекло, другие товары.
В VII—VIII вв. на побережье начала складываться новая этническая общность — суахили («васуахили», «васвахили» — «береговые жители»). Ее местную основу образовано бантуя-зычное население побережья, частично ассимилировавшее пришельцев с Востока. В X—XIIIвв. на восточноафриканском побережье появляется письменность, основанная на арабской графике. Возникает язык суахили, вобравший в себя многие элементы языков банту и арабского языка.
Этносоциальная структура суахилийских городов-государств и поселений выглядела следующим образом. Низшую общественно ступень занимали рабы (ватумва) — военнопленные или купленные; над ними располагались домашние рабы (вазалиа), считавшиеся «младшими членами» семьи или клана; на верхней ступени находились свободные горожане (васвахили) — свободнорожденные или дети от браков свободных и рабов, а также ширазы и арабы (ваширази и ваара-бу) или их потомки. Правили городами-государствами местные независимые арабо-суахилийские династии. Каждый город имел обычно своего правителя (султана). В XIII— XVI вв. суахилийская цивилизация вступила в период расцвета, который был прерван португальским завоеванием.
В начале XVI в. португальцы осваивают морской путь вокруг Африки в Индию, утверждаются в суахилийских городах-государствах. К 1513 г. все города от Могадишу до Мозамбика оказываются в руках захватчиков. Для управления ими учреждаются подчиненные вице-королю португальской Индии два наместничества — в Малинди и на острове Мозамбик. В 1593 г. португальцы построили в Момбасе цитадель — форт Иисус и перевели туда из Малинди северное наместничество.
Господство Португалии на восточноафриканском побережье было неустойчивым. Связь с метрополией и Гоа(португальская Индия) поддерживалась нерегулярно. Большая часть исламизированного населения побережья относилась к португальцам крайне враждебно.
В 30-е годы XVII в. начинают нарастать антипортугальские выступления. Одним из наиболее крупных было восстание 1631 г. в Момбасе под руководством Юсуфа ибн Хасана (Чин-гулиа), проходившее под знаменем джихада. К этому времени численность португальских гарнизонов была доведена до 4 тысяч человек. В ходе подавления антипортугальских выступлений уничтожались целые города с населением, осуществлялись массовые вырубки кокосовых пальм — основы хозяйственной жизни побережья.
Все возрастающую роль в антипортугальском сопротивлении в XVII в. начинает играть Омано-Маскатский султанат, правители которого в 1650 г. вытеснили португальцев из Маската. Между имамами Омана и Набаханской династией Пате, возглавившей сопротивление на побережье, сложился устойчивый союз. Во время восстаний в Пате в 1637, 1660, 1678, 1686 и 1687 гг. Оман каждый раз оказывал поддержку этому городу. В декабре 1698 г. после длительной осады оман-цы захватили форт Иисус — последний укрепленный португальский пункт в северной части восточноафриканского побережья.
6. Арабская колонизация
Утверждение Омана на побережье положило начало арабской колонизации восточноафриканского региона. Территория побережья к северу от реки Руфиджи была разбита на провинции во главе с губернаторами (вали). Был введен натуральный налог, в крупных населенных пунктах размещены арабские гарнизоны. Жизнь местного населения стала регламентироваться законами и распоряжениями, издаваемыми в Омане.
В 1741 г. к власти в Омане пришла династия Бусаиди, которая встретила сильную оппозицию на побережье. В том же году в Момбасе утверждается местный арабо-суахилийский клан Мазруи, провозгласивший независимость от Омана. Мазруи на протяжении 50-ти лет фактически контролировали часть побережья и остров Пемба. Бусаиди сохранили за собой лишь Занзибар.
В начале XIX в. влияние Мазруи на свой регион ослабевает. Воспользовавшись этим обстоятельством правитель Омана восстанавливает власть Бусаиди над побережьем и жестоко расправляется с оппозицией и членами клана Мазруи. К1840 г. правитель Омана Сеид Саид ибн Султан переносит свою столицу на Занзибар. В 1861 г. образовался самостоятельный Занзибарский султанат, в состав которого вошла значительная часть восточноафриканского побережья и прилегающие к нему внутренние территории региона.
Присутствие арабов на побережье, с одной стороны, сопровождалось развитием работорговли и неэквивалентного торгового обмена, а также нарушением ранее сложившегося баланса этнополитических сил. С другой стороны, одновременно с арабской колонизацией происходило внедрение новых для глубинных районов сельскохозяйственных культур и интенсивное распространение языка регионального общения — суахили, письменной культуры и знаний.
Народ Машона, расселившийся в районе междуречья Замбези-Лимпопо, создал высокоразвитую «культуру Зимбабве» (сер. Iтысячелетия XVIII в.), названную так по названию одного из самых значительных памятников — архитектурного комплекса — Большого Зимбабве. Всего же в районе междуречья находится около тысячи сооружений из камня.