Смекни!
smekni.com

Усиление колониальной эксплуатации и освободительная борьба народов Индии (стр. 5 из 7)

В июле 1905 г. было опубликовано постановление английских колониальных властей о разделе Бенгалии. Против него выступали не только различные слои национальной буржуазии, но бенгальские заминдары, опасавшиеся повышения платежей за свою землю. В борьбу включались и широкие массы трудящихся. Против раздела выступали не только индусы, но и мусульмане. В августе в Калькутте начались митинги и демонстрации протеста. Принимались резолюции, призывавшие бойкотировать английские товары. 16 октября 1905 г. — день, когда закон о разделе Бенгалии вступал в силу, по предложению Национального конгресса был объявлен днем национального траура. По шеей Бенгалии не разжигали очагов. Все, кроме детей и больных, соблюдали строгий пост. Закрылись фабрики, магазины, базары. Тысячи людей с пением национального гимна "Привет тебе, родина-мать!" направились к берегам рек совершать религиозные омовения. Патриоты требовали, чтобы индийцы — служащие английских государственных учреждений, которые вынуждены были ходить на работу, в знак траура сняли обувь. "Многие повиновались, — писала одна из газет, — и улицы предоставляли любопытное зрелище, когда сотни бабу {служащих.— Лег.) спешили в конторы со своей обувью в руках".

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. "Он проводился под патриотическим лозунгом, свадеши (букв. "своя земля"), давшим название этому движению. Главной щелью движения свадеши было развитие своего, национального (андийского производства. Участники митингов торжественно заявляли: "Призывая бога всемогущего быть нашим свидетелем перед потомками, мы даем эту торжественную клятву, что, насколько это возможно, мы будем употреблять изделия отечественного производства и воздерживаться от употребления иностранных изделий. Да помоги нам бог".

Инициаторы движения призывали собирать средства для развития национального производства, устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы. Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами. Выступая на митинге в Калькутте, Тилак говорил: "Свадеши охватывает все области жизни. Свадеши соответствует тому, что в Англии называют национальным единством и патриотизмом.

Свадешизм включает это понятие и, кроме того, выражает нечто большее: все то, что означает национальное единство и патриотизм, взятые вместе".

Вскоре лозунг свадеши был дополнен лозунгом свараджа (букв, "свое правление"). Во время митингов и демонстраций раздавался призыв "Индия для индийцев!".

Начавшись протесты против раздела Бенгалии, движение становилось общеиндийским. Оно стало массовым в Пенджабе и Бомбейской провинции, охватило другие области страны. Национально-освободительное движение народов Индии впервые приобрело сознательный демократический характер. Против британского империализма выступали либеральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских помещиков, особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, рабочий класс, крестьянство. Все это свидетельствовало о пробуждении Индии.

В условиях начавшегося революционного подъема возросли авторитет и влияние Индийского национального конгресса — единственной общеиндийской политической организации. В его руководстве преобладали "умеренные", выражавшие интересы либеральной буржуазии и примыкавших к ней групп помещиков. Они старались придать движению мирный, и легальный характер. "Умеренные" трактовали лозунг свараджа как требование весьма ограниченной автономии Индии в рамках Британской империи. Свадеши означало для них стремление к усилению позиций индийского крупного капитала, требование политики таможенного протекционизма и государственной поддержки индийской фабричной промышленности. Они стремились выхолостить политический смысл движения свадеши, использовать его для распространения влияния буржуазии на индийский пролетариат. Один из лидеров "умеренных" заявил: "Движение свадеши — это только прелюдия к нашему стремлению войти в великое братство промышленных наций Запада по возможности без внутренней борьбы между трудом и капиталом".

По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность "крайних" и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно-демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс. Они вели агитацию не только среди интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города, но и среди рабочих, их агитаторы обращались к крестьянству. Но, вовлекая трудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, "крайние" объективно содействовали распространению идейного и политического влияния национальной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы не выдвинули своей аграрной программы. Обращаясь к крестьянству, эти мелкобуржуазные революционеры апеллировали к религиозным чувствам. Агитация среди рабочих тоже велась главным образом под религиозными и национальными лозунгами.

Следует подчеркнуть, что "крайние" не имели единой политической организации. Под этим именем объединялись разношерстные мелкобуржуазные группы. Более решительные из мелкобуржуазных демократов создавали подпольные организации. Они считали, что их главная задача — подготовка вооруженного восстания. Так, в Бенгалии в 1905 г. была создана подпольная организация "Общество прогресса", в программе которой говорилось: "Политическая независимость Индии невозможна без насильственного изгнания жадных и себялюбивых чужеземцев. Мы можем, однако, избавиться от них не иначе, как свергнув власть установленного правительства посредством вооруженного национального восстания... Наше основное внимание должно быть обращено на организацию восстания". Но эти группы готовили восстание заговорщическими методами. Их участники придерживались тактики индивидуального террора.

Тилак был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это "пассивным сопротивлением". В известном смысле Тилак выступал как предшественник Ганди.

Если внутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.

Состоявшийся в 1906 г. в Калькутте съезд Национального конгресса по предложению Тилака включил в программу Конгресса требование свараджа, "такого же, как в доминионах и в самой Англии". Тилака поддержал тогда председатель съезда, старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи. В своей вступительной речи он сослался на пример русской революции 1905 г. "Если русские крестьяне, — заявил Наороджи, — не только подготовлены к самоуправлению, но сумели вырвать его у царя, величайшего деспота вселенной, если просыпается Китай на востоке Азии и Персия на западе Азии, если Япония уже проснулась, а Россия героически борется за свое освобождение, то можем ли мы оставаться бесправными подданными деспотизма?".

Движение свадеши продолжало нарастать, приобретая все более массовый и боевой характер. С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти местные патриотические союзы. Их членов называли национальными волонтерами. Волонтеры, среди которых было много учащейся молодежи, пикетировали английские магазины, агитировали за свадеши. В некоторых сельских районах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафы на нарушителей бойкота, следили за порядком в своей местности.

В конце 1905 г. начались экономические забастовки железнодорожных и других рабочих. Сильный отклик по всей стране имела забастовка части рабочих Восточно-Индийской железной дороги в июле 1906 г. Ее участники не ограничились одними только экономическими требованиями, они выступили против расовой дискриминации, требуя замены употребляемого колонизаторами с презрением названия "туземцы" словом "индийцы".

Весной 1907 г. в Восточной Бенгалии происходили массовые выступления крестьян против заминдаров и ростовщиков. Используя то обстоятельство, что большинство помещиков здесь были индусами, колонизаторы пытались направить крестьян на путь религиозной розни. Однако вскоре крестьяне стали выступать и против помещиков-мусульман. Против бенгальских крестьян были посланы английские войска.

Важным очагом революционного движения становился Пенджаб. Сильное недовольство крестьянства в районе Равалпинди и некоторых других округах вызывали объявленное властями в конце 1906 г. повышение ставок поземельного на лога и водного сбора, а также подготовка закона, который Должен был лишить индийцев права на землю в районах, где колониальные власти построили новые оросительные сооружения. Пенджабские националисты, возглавляемые видными представителям" "крайних" Ладжпат Раем и Аджит Сингхом, выдвинули требование снижения поземельного налога и водного сбора и отмены ограничений прав земельных собственников в районах, где были созданы новые оросительные сооружения. В городах Пенджаба происходили многочисленные митинги, в которых наряду с рабочими, ремесленниками, купцами участвовали и крестьяне окрестных деревень.