Смекни!
smekni.com

Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка (стр. 2 из 8)

Административная деятельность милиции. Это наиболее ёмкое направление в деятельности ОВД. Её содержание состоит в непосредственном, практическом осуществлении аппаратами, службами, подразделениями и сотрудниками милиции общественной безопасности, органами и сотрудниками милиции других служб функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений административно-правовыми средствами. Эта деятельность регламентируется нормами административного права. Административная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.

С точки зрения обеспечения правопорядка, нас больше интересует внешняя деятельность ОВД. Она состоит в осуществлении основных функций милиции, которые реализуются административно-правовыми методами и средствами. Данная деятельность включает в себя следующие виды: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление контроля за соблюдением законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется ОВД в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств посредством поведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование и проверка документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Уголовно-процессуальная деятельность ОВД выражается в трёх направлениях: производство в пределах определённой законом компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации[2].

Итак, рассмотрев основные направления деятельности ОВД, каждое из которых направлено на поддержание правопорядка, мы можем сделать вывод, что обеспечение правового порядка является главной и основной (можно даже сказать единственной) функцией органов внутренних дел.

II. СМИ, как «четвёртая ветвь власти» в государстве.

2.1.Правовые основы деятельности СМИ.

Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29)[3].

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закон «О средствах массовой информации», принятый парла­ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра­нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех­нические устройства, предназначенные для производства и рас­пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас­совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши­ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого­воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак­лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус­тимость подобного вмешательства.

В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон­сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно­го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре­дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред­стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре­вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.

Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос­сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не­сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас­совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ­ствующих федеральных законов.

Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве­ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута­цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода­тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион­ными технологиями.

Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко­торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание[4].

Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За­кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол­жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс­кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези­дента.

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя­занности физических и юридических лиц, участвующих в предос­тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен­зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ­ственные органы имеют право приоритетного использования лю­бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад­лежности и форм собственности».

Закон «Об информации, информатизации и защите информа­ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор­мационного общества и информационных технологий. Закон оп­ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа­цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име­ются также положения о доступе к информации[5].