Группа прогрессивных турецких офицеров направила письмо сестре и сыну лейтенанта Шмидта. В нем говорилось: «Клянемся... великому гражданину Шмидту... что будем бороться до последней капли крови за святую гражданскую свободу, во имя которой у нас погибло немало лучших граждан. Мы клянемся еще и в том, что будем всеми силами и мерами стараться знакомить турецкий народ с событиями в России, чтобы общими усилиями завоевать себе право жить по-человечески...»
Турецкие революционеры призывали народ следовать примеру России и Ирана, где уже началась революция. Один из основателей движения младотурок, Абдулла Джевдет, опубликовал обращение «К турецким соотечественникам», в котором говорилось: «Все угнетенное население — мусульманское и немусульманское — объединяйтесь! Объединяйтесь! Бедные и богатые, слабые и сильные, женщины и мужчины, молодые и старые, объединяйтесь!.. Посмотрите на Россию, посмотрите на Иран...»
Революционные организации стали выдвигать более радикальные демократические требования. Основанная в 1902 г. «Мусульманская федерация» выступала за провозглашение республики и участие в Национальном собрании представителей всех народов империи. Ее программа включала пункты об улучшении положения рабочих, предоставлении мелкого кредита крестьянам, ремесленникам и лавочникам и т. п.
Под влиянием русской революции усилились стихийные антиправительственные выступления в различных провинциях империи, начались волнения в армии и на военном флоте. Наиболее значительным выступлением этого периода было Эрзурум-ское восстание 1906 г. Более года султанские власти не могли овладеть положением в городе и примыкающем к нему районе. Хотя эти выступления были неорганизованными, они свидетельствовали о нарастании революционного кризиса и складывании в стране революционной ситуации. Правящим классам становилось все труднее и труднее управлять страной старыми методами. Нередко солдаты отказывались стрелять в народ. В Анатолии потерпела неудачу попытка властей натравить турок и курдов на армян. В ряде случаев правительству приходилось идти на уступки: смещать губернаторов, отменять смертные приговоры и т. п. Все это свидетельствовало об углублении «кризиса верхов».
Важную роль в создании революционной ситуации играло усилившееся под влиянием русской революции 1905 г. освободительное движение угнетенных народов империи. Активизировалось национальное движение арабов. В Йемене усилилось вооруженное сопротивление турецким властям. Особенно широкий размах приобрело национальное движение против турецкого гнета в Албании и Македонии.
На юге Албании были созданы национальные революционные комитеты, возглавившие повстанческое партизанское движение. В течение 1906—1907 гг. боевая деятельность вооруженных отрядов албанских повстанцев значительно расширилась.
В Македонии еще летом 1903 г. вспыхнуло крупное народное восстание. Большая турецкая армия жестоко подавляла это выступление. Вмешались и великие европейские державы, обязавшие турецкое правительство провести в Македонии некоторые реформы. Но это лишь осложнило положение македонцев.
Под влиянием русской революции 1905 г. наступил новый подъем национально-освободительной борьбы. Быстро росла численность чет — вооруженных отрядов македонских патриотов. Македонские демократы добивались освобождения своей родины путем народной революции при участии всех национальностей, населяющих Македонию, в том числе и турок.
Складывание в Османской империи революционной ситуации способствовало росту активности младотурок. Комитет «Единение и прогресс» приобрел значительное влияние среди офицерства. Центр деятельности младотурок переместился из-за границы на родину. Учитывая сложившуюся в стране обстановку, лидеры младотурок сближаются с армянскими, македонскими, албанскими и другими национально-революционными организациями. Но это сближение носило тактический характер. Вожди младотурок не отказывались от своей шовинистической, великодержавной позиции.
В конце 1907 г. в Париже состоялся съезд младотурок и буржуазно-революционных организаций других национальностей Османской империи, который принял решение о подготовке вооруженного восстания с целью восстановления конституции 1876 г. Восстание предполагалось начать в августе 1909 г..
В принятии решения о вооруженном восстании сказалось влияние методов борьбы русского народа против царизма. На руководители младотурок понимали вооруженное восстание не как восстание народных масс, а как выступление воинских частей под руководством офицеров, связанных с комитетом «Единение и прогресс».
Развертывавшиеся по всей стране стихийные выступления народных масс свидетельствовали о том, что революция нарастала более быстрыми темпами, чем это предполагали руководители комитета «Единение и прогресс». Одновременно усилилось вмешательство империалистических держав в связи с событиями в Македонии. После подавления восстания в Эрзуруме центр деятельности младотурок переместился в Македонию, где жандармерия и войска оказались совершенно бессильными в борьбе с партизанскими отрядами македонских патриотов. Комитет «Единение и прогресс» создал в Салониках свой филиал, под руководство которого фактически перешли все организации младотурок внутри империи.
Революционный подъем в Македонии и в других областях, с одной стороны, и угроза потери Македонии — с другой, активизировали младотурок. Их тревожила возможная перспектива революции, начатой и осуществленной народными массами. Кроме того, они стремились сохранить Македонию в составе Османской империи. С середины июня 1908 г. началась непосредственная подготовка к восстанию под руководством Сало-никского комитета «Единение и прогресс». В Македонии насчитывалось уже 15 тыс. членов организации. Младотурки проникли в правительственные учреждения. Их поддерживали многие-офицеры 3-го армейского корпуса.
Открытое вооруженное выступление началось по инициативе местных низовых организаций младотурок. 28 июня организация «Единение и прогресс» небольшого македонского города Ресна постановила создать из турок вооруженный отряд — чету. 3 июля отряд, возглавленный офицером турецкой армии албанцем Ахмедом Ниязи-беем, выступил из Ресны. Когда восстание уже началось, его возглавил комитет «Единение и прогресс». Отряд Ниязи-бея быстро рос и вскоре насчитывал 3 тыс. бойцов. 6 июля выступил другой турецкий отряд во главе с Энвер-беем. Ниязи и Энвер приобрели огромную популярность. Части 3-го корпуса перешли на сторону революции. Младотурок поддерживали албанские и македонские отряды, а также воинские части других корпусов.
23 июля революционные отряды вступили в Салоники. На многолюдных митингах провозглашалось введение в действие конституции 1876 г. Комитет «Единение и прогресс» направил султану телеграмму с требованием в трехдневный срок издать соответствующий указ о восстановлении конституции. Убедившись в том, что армия поддерживает младотурок, Абдул-Ха-Мид II 24 июля объявил о созыве парламента. В последующие дни по всей стране происходили массовые демонстрации и митинги.
Первые известия о революции в Турции крайне встревожили правительства империалистических держав. Английский министр иностранных дел писал 31 июля 1908 г. в секретном письме своему послу в Стамбуле: «Если Турция действительно введет настоящую конституцию и сама усилится, то последствия этого будут простираться дальше, чем можно сейчас предвидеть. Эффект этого будет огромным в Египте и в Индии». Против революции сложился единый фронт империалистических держав.
Но политика младотурок вскоре ослабила тревогу империалистов. Победа, одержанная младотурками в июле 1908 г., имела важное историческое значение лишь как первый шаг революции, как предвестник новых революционных боев. Между тем лидеры младотурок считали революцию законченной и Делали все от них зависящее для того, чтобы пресечь дальнейшие революционные выступления народных масс.
Со времени провозглашения восстановления конституции младотурки контролировали армию, реальная власть находилась в их руках. Комитет «Единение и прогресс» направил и» Салоник в Стамбул «Особую делегацию», которая фактически подчинила себе правительство. Но в его состав представители комитета не вошли. Лидеры младотурок выступили против радикальных перемен в старом государственном аппарате. На своих местах осталось большинство старых губернаторов в полицейских чиновников. Одна из местных организаций комитета «Единение и прогресс», сместившая ненавистного народу губернатора, была распущена. Такая политика отражала стремление младотурецких лидеров приостановить дальнейшее развитие революции, не допустить самостоятельных выступлений народных масс.
В декабре 1908 г. собрался турецкий парламент. Большинство депутатских мест получили сторонники комитета «Единение и прогресс», который в октябре 1908 г. провозгласил себя политической партией. Однако в состав правительства его представители по-прежнему не входили, хотя и оказывали решающее влияние на управление страной.
Теперь стала полностью очевидной нерешительность внешней и внутренней политики младотурок. Своей главной задачей они считали поддержание «порядка». Первые забастов-ки турецких рабочих подавлялись при помощи войск. По требованию английского посла младотурки жестоко подавили антифеодальное выступление крестьян в зоне английской железнодорожной концессии (Айдынский вилайет). Их лидеры стремились к сближению с империалистическими державами.