43. Курманжан-Датка (1811–1907)
Родилась она в семье простого кыргыза кочевника из рода Монгуш на Алае. На 18-м году жизни ее выдали замуж, за человека которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился и она вопреки обычаям, не пошла к мужу, а осталась в Юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-датка освободил ее от брачного соглашения и сам женился на ней. Роль личности Курманжан в истории Кырг-на велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи круп-м родоправителем она в то же время на определенном этапе являлась выразителем политич-х интересов масс. Она была умной и дальновидной представительницей своего народа. После смерти Алымбека, она отомстив убийцам мужа собрала вокруг себя свиту преданных ей батыров и стала правительницей алая. Ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худояр-хан., присвоившие ей звание «датка» (соответсвует чину генерала царской армии) К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоеденен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-алайская, Науканская, Гульчинская, Узгенская и Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманжан – Юморбек, Качибек, Асанбек и Батырбек. Правда она оставалась богатой, владела многочисленным поголовьем и пользовалась авторитетом у кыргызов., но когда двое из ее сыновей и два внука были обвинены в контрабанде, даже Курманжан со своим влиянием не смогла их выручить. Любимый сын Камчибек был казнен, а остальные закованы в цепи и сосланы на каторгу в Сибирь. Датка была раздавлена духовно, ее здоровью был нанесен непоправимый удар, она раздала свое имущество и уединилась в родном аиле. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 г.
44. Колониальная аграрная политика царизма в КР
Новое адм. деление в крае, не учит-сь характер родоплеменной орг-и жизни кыргызов. КР вошел в состав Туркестан. генерл-губернатор-ства. Территория кыргызов делилась между 4 областями: Семиреченской, Сырдарьеинской, Ферганской, Самаркандской. Численность кыргызов – 500000. области – на уезды, уезды – на волости, кот-м подчинялись айылы. Население КР – 73 волости, управлялось избираемыми на 3 года волостными и старшинами. Управл. аппарат – полувоенный: во главе областей и уездов – царские оф. и участковые приставы. Нов. власть запретила межплеменные и род. войны, ликв-ла рабство, упор-ло налог. систему. это положит. сказалось на развитии общества. Вся полнота власти – местн. феодалам.
Адм-терр. деление принесло кырг. народу ряд новшеств: стали утрачиваться век. традиции род. взаим-й, завис-ть от род. верхушки. Выборность – разрушился институт наслед. власти, упр-е по рос. законам – конец произволу верх. и местн. эшелонов власти.
Хоз-во и быт – остался трад-м, но орг-сь земледельч. хоз-ва, плем. животновоство, пчеловодство, садоводство. Нов. города, поселения, рем. произ-во, горн. промысел. кустарные пред-я, зарождалась угольн., нефтепераб. пром-ть. Появился раб. класс.
Но тяж. налог. пресс, экономика КР – сырьевой придаток Р. Кочевники облагались кибиточной податью, сумма налога определялась и аила в целом, но осн. тяжесть несли ряд. кочевники. земледельцы обл-сь 2 видами налога: херадж – с посвен. земель и танап – с огород-бах. культур. кроме этого – разл. повинности.
Колон. политика царизма – при решении зем. вопроса. сразу после присоединения – переселение рус. крестьян на удобные для земледелия угодья. Интересы кыргызов не учитывались. Цар. прав-во стремилось создать прослойку из зажит. крестьян – опора власти. Кажд.крестьянину – 39 десятин земли, осв-е от налогов на 15 лет, от воин. повинности, безвозвратная денеж. ссуда.
В 1891 г. – «Степное уложение» – земли кыргызов – государственные. Это дало право на изьятие пахот. земель, пастбищ в люб. время. кыргызов лишали земель. Выгоняли на безводные терр-и. в конце 19 в. КР – плацдарм для переселения избытка крест. населения, источник деш. сыпрья для рус. пром-ти и рынок сбыта промыш. товаров. но были прогресс. явления – кыргызы стали приспос-ся к товарно-денеж. системе капитализма.
45. Андижанское восстание 1898 г.
Глубокие социально-экономические и политические корни имело Андиж-ое восстание 1898 г., причиной его стал всеусиливающийся царский гнет. Восстание, активное участие в котором принимали узбекские, кыргызские и таджикские трудовые массы, было направлено против царского самодержавия. Узбекских и кырг-их дыйкан, ремесленников Андижанского, Маргеланского и Ошского уездов возглавил Муххамед-Али-Халиф и Мулла-Сабир-Суфиев.17 мая более 200 чел.-к двинулись в г. Андижан, которые разделились на 2 группы, по пути к ним присоединялись др., общее количество 12 тыс. 18 мая напали на военный гарнизон, но понесли потери. Одновременно в разных уездах стали восставать жители. Царские власти наводили охваченные восстанием р-ны карательными отрядами. Андиж-ое восстание 1898 г. было вызвано нац-но-колланиальным гнетом и направлено против царского самодержавия. Несмотря на то, что восстание кончилось поражением, оно нанесло ощутимый удар по царской власти.
46. Обще народное восстание 1916 года
Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Среди других народностей Туркестанского края, как признавался туркестанский генерал-губернатор Куропаткин, кыргызы были наиболее бесправными в пользовании землей. Столь же остро стоял земельный вопрос и в среде трудового коренного оседлого населения в районах на юге Кыргызстана. В документах того времени отмечалось, что за долги у кыргызов отнимали и продавали во всех случаях прежде всего земельное имущество. Началом восстания на всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента в Самаркандской области 4 июля 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Поводом к восстанию послужил изданный 25 июня 1916 г. царский указ о мобилизации на военно-тыловые работы мужского населения в возр. от 19–43 лет. Глухое недовольство, зревшее в народных массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан – коренных жителей края в уездных и областных городах Ферганской области. Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства, но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Восстание выделило также «главарей» из числа феодально-байской верхушки аила. Некоторые из них остались верными восстанию до конца, разделив участь повстанцев, погибших в борьбе с карателями или репрессированных. Другие предали восставших, перейдя на сторону карателей, активно содействуя подавлению восстания. А большинство, боясь потерять власть и влияние на своих сородичей, бежало вместе с основной массой повстанцев в Китай. Народно-освободительное в целом восстание 1916 г. сопровождалось, однако, и рядом кровавых межнациональных столкновений, от которых пострадала часть переселенческого и коренного населения края. Трагичными были по своим последствиям внезапные нападения восставших на переселенческие поселки в южной части Семиречья. Здесь, главным образом в Пишпекском и Пржевальском уездах, были разгромлены 94 переселенческих поселка. Нападения сопровождались убийствами и избиениями, нередко зверскими, без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыргызское и другое мусульманское население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, при их попустительстве и даже содействии жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или нет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 процента. Почти 150 тыс. человек бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства трудового люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей головой, спасали жизнь кыргызским семьям. Историки восстания (например, К. Усенбаев) приводят примеры выступления на стороне повстанцев и отдельных русских крестьян.
48. Творчество акынов-заманистов Калыгула Бай уулу и Арстанбека Бойлоша уулу
Калыгул Бай уулу (1785–1855 годы). Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» («Конец мира») он воспевал ушедшие времена, осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Некоторые его стихи глубоко лиричны. представитель течения «заманизма» – историко-филосовского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце. Родился в Карой-Сарай И-Кульской котловины в зажиточной семье. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» (конец мира) он начертал новый тип соц-х отношений, которые позволили бы вернуться к традиц-му образу жизни. Он воспевал ушедшие времена, прославлял «хороших» и «добрых» родоправителей, заботящихся о благе бедных сородичей. Он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. В его стихах обличается кокандский произвол, безмерные ханские налоги. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» (конец мира) он начертал новый тип соц-х отношений, которые позволили бы вернуться к традиц-му образу жизни. Он воспевал ушедшие времена, прославлял «хороших» и «добрых» родоправителей, заботящихся о благе бедных сородичей. Он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. В его стихах обличается кокандский произвол, безмерные ханские налоги. Его поэзии присущи гражданственность, патриотизм.