Крупными монгольскими племенами в то время были хамаг монголы, джалаиры, кэрэиты, мэркиты, найманы, и др. Крупным и влиятельным племенем были кэрэиты. Они обитали главным образом между Хангайским и Хэнтэйским хребтами, в долинах рек Орхона и Толы.2
Джованни дель Плано Карпини пишет о начале державы татар. Есть некая земля среди стран Востока, которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался йека-монгал то есть великие монгалы сами же себе они именовали татарами от некоей реки, которая течет через их страну и называется Татар; третий народ назывался меркит, четвертый мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделились по областям и государям.3
Во второй половине XII в. у монголов-кочевников почти во всех племенах уже выделились богатые скотоводы, степная скотоводческая знать - нойоны. В условиях кочевой жизни племена часто враждовали из-за пастбищ или звероловных угодий. Столкновения эти иногда отличались своей жестокостью и приводили к тому, что разбитое, ослабленное племя переходило в полную зависимость к племени-победителю.1
Племенные союзы, возникшие после разложения родового строя в начале XIв., в процессе своего дальнейшего общественного развития начали складываться в государственные объединения первоначального типа. К числу таких государственных образований принадлежит объединение «Хамаг монгол улус», образовавшееся в бассейне рек Онона и Керулена. Государство типа «Хамаг монгол» существовало также у кереитов и найманов, однако между ними шла упорная борьба за власть.2
Около 1140 года Кабул, прапрадед Чингиса, стал первым вождем правившим всеми монголами, и первым Хо-Лома, принявшим титул хана. Объединенное им племя вышло на арену широкой азиатской политики. Главным соперником монголов была еще одна растущая держава на юге, царство, обычно называемое Цзинь (Золотое). С запада и юга Цзинь граничила с мощными державами Си Ся и Сон и очень нуждалась в спокойствии на северных границах. Отсюда ей грозил Кабул и монголы. 3
Во времена Кабул-хана и Есугея янна - монголы были полностью хозяевамив северной гоби. Будучи монголами, они конечно же захватывали лучшие пастбища, протянувшиеся от озера Байкал на восток до отрогов гор, известных под названием Хинган, на границе с современной Маньчжурией. 4
Под руководством хана по имени Кутула монголы вместе с повстанцами из Маньчжурии снова напали на государство Цзинь. Позже Кутула с четырьмя братьями погиб в ходе междоусобиц. Около 1160 года при обстоятельствах, не оставивших след в истории, Цзинь нанесли монголам сокрушительное поражение. Их кланы вновь остались без лидера, монголы перестали быть нацией.
Есугэй из рода борджигинов, попытался восстановить власть над монголами, но его отравили татары до того, как он успел собрать достаточное количество последователей, чтобы называться ханом.5
В молодости Ейсуге не терял времени даром и постепенно набирался Жизненного опыта, который потом пришелся ему очень кстати.В описываемый период во главе кераитов стоял Тогрул. Ейсуге помог ему вернуться к власти в своем клане. После этого они стали «клятвенными братьями», по крови, и этот альянс через некоторое время сыграет особую роль в возрождении монголов.
Случайная встреча изменила судьбу Ейсуге, а вместе с ней и всего мира. В один прекрасный день он охотился с ястребом на берегу Онона и увидел всадника. Этобыл Чиледу, младший брат вождя соседнего племени меркитов,живших в лесахна севере- западе.
Ейсуге помчался домой, прихватил с собой двух братьев и с ними бросился вдогонку за медленно катившейся подвозкой. Чиледу заметил неожиданную опасность и попробовал затаиться за холмом, трое братьев погнались за ним. Чиледу пустил лошадь в галоп, братья за ним – и гнались, пока не поняли, что не догонят. Тогда они вернулись, подхватили узду верблюда и не спеша двинулись по зеленой степи, увозя молодую Хулан, которая металась в своей тележке, рыдая от горя и безысходности.1
Оэлун любила своего настоящего мужа и совершенно не желала сделаться невестой «героя» Есугея. Но у Оэлун не оставалось выбора, приходилось принять Есугея как второго мужа и защитника жизни. Прошло шесть месяцев, Есугей вернулся в свой лагерь на Ононе после весеннего набега на татар, и Оэлун сообщила мужу , что забеременела.2
Жизнь не много значила в Гоби. Дети в этом уголке Северной Гоби не учились переносить страдания; они были рождены для них. После того как их отнимали от материнской груди и приучали к кобыльему молоку, предполагалось, что они позаботятся о себе сами. Они учились быть наездниками, используя для этого овец и удерживаясь на них, уцепившись за их длинную шерсть.
Выносливость была первым качеством, которое унаследовал Чингисхан, получивший при рождении имя Темучин. 3
О точной дате рождения Чингисхана-1155,1162 или 1167 год - историки до сих пор не договорились.4
В один из дней одна тысяча сто пятьдесят пятого года в урочище Делиун-Балдах, на правом берегу реки Онона,в юрте супружеской четы Есугей-бахадура из монгольского племени кият-бoрджигин и Оэлун-фуджин из рода олкунут(ветвь племени кунграт)родился мальчик , сжимая в ладони правой руки сгусток запекшей крови , похожей на кусок ссохшейся печени. Молодые родители нарекли своего младенца- первенцаТемучином.1
Он родился в отсутствие отца - тот совершал набег на одно из враждебных племен. Как роды, так и поход были удачными неприятель был взят в плен, и суеверный отец дал младенцу имя плененного им Темучина.2
Слово «темучин, темучжин, темоджин», по мнению ряда исследователей, означало на древнемонгольском «кузнец». Дети Есугая назывались борджигинами, потому ясун –кость Темучжина назывался кият-борджигин.
Повзрослев, возмужав, Темучжин отличался от всех высоким ростом, крепким телосложением, открытым челом, достаточно длинной бородой и, наконец, «кошачьими глазами». Эти серо-зеленые глаза страшно интриговали историографов.
Помолвки у монголов совершались очень рано. Темучжину еще не исполнилось девяти лет, когда отец взял его с собой на поиски невесты. Есугай намеревался начать «турне» с родственников Оэлун, то есть с родни из олхотунского рода, который в ту пору кочевал по Восточной Монголии, в окрестностях озера Буир. По дороге отец и сын сделали остановку у другого унгиратского вождя, по имени Дэй-сечен. Отвечая на вопрос Дэй-сечена о цели поездки, Есугай сказал, что он едет в страну унгиратов за невестой для сына. Есугай последовал за Дэй-сеченом и оказался под войлочным сводом дома кочевника. На следующий день Есугай официально попросил руки Борте для Темучжина. Оставив сына у Дей-сечена, Есугай сел на лошадь и поехал домой.3
Когда Темучину исполнилось лет девять-десять, его молодой отец скончался, отравленный своими врагами, буирнорскими татарами. Большинство родичей и подчиненных Есугей-бахадура предательски отвернулось от его семьи, и Темучин, его мать Оэлун и братья вынуждены были жить охотой и рыбной ловлей.4
Обстановка в семье была непростая – одной единственной женщине приходилось растить четверых своих детей и двоих приемышей. Неудивительно, что два старших мальчика, Темучин и его сводный брат Бектер, вступили в соперничество между собой.
Бектер попытался успокоить полубратьев так же, как «матушка Оэлун», то есть напомнив о необходимости единства перед лицом общих врагов.
Братья направили стрелы и выстрелили. Сделав свое дело, они ушли.1
Прошло не так много времени, тайчиуты, родственники борджигинов, напали на стойбище Хулан. Темучин бросилcя спасаться один и бежал через лес, где притаился, пока через девять дней голод не заставил отдаться в руки тайчиутов. Его захватили как пленника. Неделю – другую Темучина, как заключенного, держал вождь тайчиутов Кирилтук. По приказу Кирилтука Темучина перевозили из стойбища в стойбище. Его не связывали, а надели колодку, тяжелый деревянный брус с отверстием для головы и рук. Колодку, передвижной позорный столб, до самого последнего времени надевали на преступников по всей Монголии и Китаю. К колодке была приделана цепь, за которую водили заключенного, потом опутывали ею. 2
Вероятно, от приказа казнить Темучжина удержал Таргутай-Кирилтуха остаток уважения к Есугай-баатуру. Позднее Таргутай также признавался, что отдать приказ о казни ему помешала некая необоримая сила, которую он почувствовал.3
Однажды ночью Темучина поместили вместе с человеком по имени Шоркан-шира, членом одного из подчиненных тайчиутам племен, который не горел желанием хранить верность своему жирному господину. Он позволил двум своим сыновьям расслабить колодку, чтобы Темучину было удобнее спать. На следующую ночь Темучин пользуется удачным моментом. Он вырывает цепь из рук своего сторожа, замахнувшись колодкой, бьет его по голове и устремляется к лесу.4
Благодаря своей хитрости Темучин был жив, и благодаря тому, что он делался все мудрее с годами, он становился центром, притягивающим к себе людей орды. В нем сочетались отвага и осторожность.5
Почти вся собственность Темучжина состояла из его лошадей. Однажды, когда восемь из них, в том числе легендарный мерин серебристо-белой масти, паслись возле юрты, степные грабители их угнали. Узнав о беде - для этих несчастных лишиться восьми лошадей значило погибнуть, - Темучжин вызвался немедленно отправиться на поиски мародеров. Он
Появился живой невредимый, со всеми восемью лошадьми, возвращенными его отвагой.
Темучжин уже достаточно поправил свои дела, чтобы задуматься о женитьбе. Он помнил, что ему, еще девятилетнему, отец сосватал Борте, дочь Дэй-сечена, вождя унгиратов.