Введение
1. Открытие внутренних районов Африки
2. Европейские христианские миссии
3. Берлинская конференция 1884—1885 гг.
В XIX в. в отношениях европейских держав с Африкой обнаружились новые тенденции. Постоянно растущее производство промышленных и других товаров требовало новых рынков. Все большее значение начали приобретать источники сырья. После отмены работорговли, сыгравшей важную роль в генезисе капиталистического строя, усилия европейских держав были теперь направлены на захват и колонизацию Африканского континента. К 1876 г. европейцами было захвачено только 10% африканской территории: опорные пункты, разбросанные по всему африканскому побережью. Сведения о внутренних районах Африки были крайне отрывочными, неточными. Еще в самом начале XIX в. в Европе существовали лишь весьма смутные сведения о центральной Африке, на карте континента не было указано ни одно из больших озер, не исследованы бассейны великих африканских рек: Нигера, Конго, Замбези.
Решение географических проблем, сбор сведений о странах и ее обитателях, теснейших образом переплеталось с задачами политического, идеологического и экономического проникновения европейцев во внутренние районы Африки. Путешественники-исследователи нередко являлись армейскими офицерами, миссионерами, агентами торговых фирм. Почти все географические открытия, в том числе и те, которые были сделаны путешественниками исключительно во благо науки, рано или поздно ставились на службу интересам колониальных держав. Вслед за путешественниками в Африку направились религиозные миссии. Борьба с работорговлей не только на морских путях, но и на континенте была использована европейскими державами как повод к дальнейшей экспансии в глубь материка.
1. Открытие внутренних районов Африки
Систематическое исследование Африки началось с конца XVIII в. К 1778 г. в Англии была создана «Ассоциация для содействия исследованию внутренних частей Африки », или сокращенно «Африканская ассоциация». В 1831 г. она слилась с основанным в Лондоне Королевским географическим обществом. Географические общества стали создаваться и в других странах континентальной Европы — в 1821 г. возникло Парижское географическое общество, в 1828 г. было основано Берлинское общество землеведения. Во второй половине XIX в. географические общества появились и в ряде других европейских стран.
Экспедиции в Африку снаряжались одна за другой. Если учесть все наиболее известные экспедиции XIX в. в глубь континента и распределить их по десятилетиям, то получается следующая картина: с 1791 по 1850 г. их было 24; с 1851 по 1860 г. — уже 27; с 1861 по 1870 г. — 29; с 1871 по 1890 г. — было осуществлено более 120 экспедиций. К концу века были окончательно решены научные проблемы, связанные с реками Нил, Нигером, Конго и Замбези; открыты и нанесены на карту большие озера Африки; собраны и обобщены данные о землях центрального и восточного регионов и населяющих их народах.
В 1795 г. шотландец Мунго Парк совершил свое первое путешествие в глубь Западной Африки. В 1814 г. француз Рене Кайе начал свои путешествия по Сенегалу. Француз Молье в 1818 г. исследовал массив Фута Джаллон и открыл истоки Сенегала, Гамбии и Рио-Гранде. В 1823 г. экспедиция англичан Клаппертона и Денкхема, пройдя из Триполи через Сахару, обследовали Борну и район возле озера Чад. Несколько лет спустя был открыт путь от озера Чад до Нигера, исследованы области Кано и Сокото. Особенно важное научное значение имело путешествие немца Барта, который в течение пяти лет (1850—1855) обследовал Западный Судан от Маси-ны до северной части Камеруна. Его труд «Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке» до сих пор не утратил своего научного значения.
Изучением Восточной Африки активно занимались Великобритания и Германия в лице командированных ими английских и немецких военных и миссионеров. В1858 г. англичане Бертон и Спик достигли берегов озера Танганьики. В том же году Спик открыл озеро Викторию. Они первыми из европейцев проникли и в Буганду. В 1864 г. британец Бекер нанес на карту озеро Альберт. Немецкие миссионеры Крапф и Ребман в 1843—1852 гг. исследовали район Кении, открыли гору Килиманджаро. Немецкий офицер Рошер в 1859—1860 гг. изучал область Кильвы и достиг северной оконечности озера Ньяса.
Исследованиями районов центральной Африки прославил свое имя шотландец Дэвид Ливингстон. В1840 г. он был послан в Южную Африку по заданию «Лондонского миссионерского общества» с целью изучения бассейна реки Замбези. После успешного его выполнения в 60-х годах он возглавил новую экспедицию, финансовое обеспечение которой осуществляло уже английское правительство. Кроме того, Ливингстону было предложено занять пост британского консула в Центральной Африке, и он принял это предложение. Ему была поставлена задача «распространять английское влияние» в области Великих озер.
Целям колонизации Африки была посвящена специальная Международная географическая конференция, проходившая в 1878 г. в Брюсселе. Она была созвана по инициативе бельгийского короля Леопольда II, биржевого дельца и финансиста, хитроумного создателя «свободного государства Конго». В конференции приняли участие председатели географических обществ европейских стран, путешественники по Африке, дипломаты. По окончании работы конференции были приняты предложения по активизации борьбы с африканской работорговлей и о распространении ценностей европейской цивилизации среди африканских народов. Было решено создать международную комиссию для изучения и цивилизации центральной Африки. На правах «покровителя» конференции Леопольд II в конце 1876 г. санкционировал образование так называемой Международной ассоциации. Под ее прикрытием он приступил к созданию бельгийской колонии в Африке. С1879 г. бельгийцы приступили к захватам территорий в бассейне реки Конго. Международные соглашения 1884—1885 гг. закрепили превращение этих земель в новое образование — «Независимое государство Конго», оказавшееся в личном владении Леопольда II1.
Руководители экспедиций, как правило, имели на руках и частные инструкции от посылающих их стран. С целью придать будущим аннексиям видимость законности требовалось установление связей с главами государственных образований и вождями племен, побуждение их к заключению договоров и двухсторонних соглашений о сдаче земель в концессии и о предоставлении европейцам исключительных прав. За откровенное проведение колониальной политики выступали и некоторые путешественники. Г. Стэнли, например, вернувшись из своего путешествия 1871—1872 гг., доказывал английскому правительству, что захват тропической Восточной Африки не представляет каких-либо трудностей, что эксплуатация природных богатств скоро окупит первоначальные затраты по колонизации. Он высказывал уверенность, что Великобритания не упустит возможности приобретения новых колоний.
2. Европейские христианские миссии
Представителями интересов европейских держав в Африке были и религиозные миссии, путь которым проложило открытие ее новых районов. Каковы бы ни были субъективные устремления отдельных представителей религиозных миссий, объективно они служили агентурой политического и экономического оправдания европейской колониальной экспансии в Африке и дальнейшему укреплению ее успехов. Английский экономист Дж. Гобсон откровенно признавал, что «империалистическое христианство прекрасно гармонирует с милитаризмом и политической автократией». По его определению, «миссионер поочередно бывает то торговцем, то солдатом, то политическим деятелем ».
Первые христианские миссионеры появились в Африке со времени открытия ее западного побережья европейцами. Попытки введения христианства в государство Конго в начале XVI в., проникновение иезуитов и доминиканцев в долину Замбези в XVII в., моравских братьев в страну готтентотов в XVIII в. не давали желаемых для миссионеров результатов. В лучшем случае христианство принимала верхушка местных обществ, и то, как правило, не надолго. В 1560 г., например, португальский миссионер-иезуит окрестил правителя страны Мономотапы, но как только попытался вмешаться во внутренние государственные дела, вскоре же был казнен.
С начала XIX в. в Западную и Южную, позже в Центральную и Восточную Африку хлынул новый поток христианских миссий из европейских стран. Разных религиозных направлений, они обосновались с 1806 г. в Сьерра-Леоне, с 1821 г. — в Гамбии, с 1833 г. — в Либерии. В 1840-е годы миссии развернули свою деятельность во всех крупных центрах западных областей современной Нигерии. В эти же годы на Золотом Береге были созданы 21 миссионерская станция. С 1828 г. среди народа фанти вело религиозную пропаганду Базель-ское миссионерское общество, среди народа эве с 1842 г. — Бременское общество.
Разные религиозные миссии были и представителями разных европейских держав. Протестантские организации действовали в интересах Англии и Германии, католические — в интересах Франции, Португалии и т. д. Показателен пример борьбы духовных миссий при дворе короля Буганды, которая приняла острый характер. В 1870-х годах в Буганде и особенно при дворе правителя большим влиянием пользовались арабы. Король Буганды Мтеза носил арабский костюм, читал Коран, часть его подданных приняла ислам. Христианские миссионеры пытались подорвать влияние арабов и ислама в стране, но не могли прийти к единству действий. Католики убеждали короля, что протестанты исповедуют ложную религию, а те в свою очередь не оставались в долгу и всячески старались очернить католиков.
С конца 1860-х годов Ватикан проводит организационное укрупнение католических миссий, создает ряд новых религиозных образований, меняет тактику в поведении и деятельности миссионеров. В 1868 г. папский престол учреждает миссионерскую префектуру Сахары и французской Западной Африки. Одновременно создаются мужское и женское Общества миссионеров Африки, получивших названия «белых отцов» и «белых сестер». С тем чтобы сделать работу своих миссионеров более эффективной, перед ними ставились задачи вживаться в образ жизни местного населения, овладевать африканскими и арабскими языками, усваивать быт и нравы населения вплоть до ношения традиционных африканских одежд, путем благотворительности и организации школьного обучения оказывать нужное влияние. До конца XIX в. народного образования в странах Африки практически не существовало. Мало было и школ, принадлежавших колониальной администрации. Дело обучения и образования находилось в руках миссионеров. В учебных планах даже немногочисленных немиссионерских школ на первом месте стояло преподавание христианской «.религии и морали». Задача школ состояла по существу не в обучении населения грамоте, а в воспитании детей в духе смирения и покорности.