Министр народного просвещения России, однако, не счел приведенные доводы убедительными. Он объяснил, что при исчислении процентного соотношения евреев и христиан в школе надо брать в расчет только городское, а не все население (состоявшее преимущественно из крестьян), и что, во всяком случае, если евреи проявляют большее, чем у христиан, стремление к учебе, то это вина последних.
1 марта 1881 г. членами организации "Народная воля" было совершено покушение на Александра II, в результате которого царь погиб. В подготовке этого покушения принимала участие уроженка белорусского города Мозыря Геся Мееровна Гельфман. Для евреев России дата 1 марта 1881 г. трагична в особенности. В тот день были фактически похоронены их надежды на уравнение в правах с остальным населением России. С начала царствования Александра II правительство постепенно расширяло права евреев, стремясь достичь их “слияния с коренным населением”. Первый день весны 1881 года стал последним днем на этом пути. Еще до убийства Александра II правые газеты стали обвинять евреев в космополитизме, революционности и вредном влиянии на русскую интеллигенцию. После гибели императора в газетах много писали о Гесе Гельфман, называли убийство "делом еврейских рук". Разразившиеся через полтора месяца и продолжавшиеся более полутора лет погромы дали новому императору повод сделать резкий поворот в еврейской политике. Александр III полностью отказался от прежней цели и перешел к всемерному ограничению их прав.
3 мая 1882 г. были опубликованы "Временные правила", по которым евреям вновь запрещалось селиться в деревнях, даже в пределах "черты оседлости", приобретать недвижимое имущество вне городов и арендовать земельные угодья, открывать торговые заведения по воскресным дням и христианским праздникам. "Временные правила" еще более усугубили тяжелое экономическое положение белорусских евреев.
Был запрещен прием новых еврейских служащих на государственные должности. С 1889 г. еврей мог заниматься адвокатурой только с особого разрешения министра юстиции. В 1886 г. были введены первые ограничения для еврейских учащихся в средних и высших учебных заведениях, а в июне 1887 г. — опубликована директива министра просвещения, устанавливавшая для евреев норму в 10 % от общего числа учеников и 3 % — в Петербурге и Москве [15, с. 53-55; 21, с. 14-15; 9, с. 569].
В 1881 и 1882 годах во многих городах южной России происходили нападения христианского населения на евреев. С этого времени резко ухудшилось правовое положение российских евреев [9, с. 569].
Тем не менее, следует отметить, что общее количество евреев-студентов университетов выросло со 129 человек (3,2 %) в 1865 г., до 274 (5 %) в 1876 г. и 513 (6,5 %) в 1880 году. Общее количество евреев, обучавшихся в гимназиях и прогимназиях (без Варшавского округа), возросло с 990 (3,7 %) чел. в 1865 г., до 2.045 (5,6 %) в 1870 г., 4.674 (9,4 %) в 1876 г. и 7.004 (12,1 %) в 1880 году. При этом они составили 32,9 % всех учащихся городских сословий в мужских средних учебных заведениях Европейской России [21, с. 15; 11, с. 196].
Общее образование евреев поощрялось, но на специальное еврейское начальное обучение обращалось мало внимания. Старое хедерное и иешиботское воспитание все еще господствовало в массе народа, между тем как во многих кругах усиливалось стремление молодежи в общерусские учебные заведения. Резкие переходы от хедера к гимназии и от раввинской науки к университетской стали обычными явлениями. Усилилась борьба «отцов» и «детей», т. е. старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию с ней. Подобно западным евреям, многие образованные русские евреи ассимилировались с окружающим населением и отрекались от интересов своего народа.
Между двумя крайними слоями — отсталой правоверной массой и оторвавшейся от своего народа частью общества — стояли просвещенные люди, считавшие своим долгом работать для подъема общественного и духовного уровня еврейской жизни.
Уже в первой половине 19 в. движение Хаскала (движение, возникшее в среде евреев Европы во второй половине XVIII века, которое выступало за принятие ценностей просвещения, большую интеграцию в европейское общество, и роста образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа) проникло в Россию, и хотя ее сторонники составляли незначительное меньшинство среди российского еврейства, они развернули энергичную деятельность. В 1820–40-х гг. были основаны современные школы в Вильне и Минске, в которых наряду с еврейскими предметами изучали и общие науки.
Работу по подъему общественного и духовного уровня еврейской жизни также исполняли просветители или «маскилим», оживившие литературу на древнееврейском языке [9, с. 567-569; 22].
В середине XVIII ст. известный философ и литератор Моисей Мендельсон перевел на немецкий язык Библию, сохранив староеврэйскую графику. Это положила начало письменной литературы на идиш.
Меж тем образованные евреи того времени считали, что только на иврите можно писать научно и возвышенно, а на идиш - разве что разговаривать с поварихами.
Переломным периодам в этих отношениях была вторая половина XIX ст., когда на языке идиш возникли высокохудожественные произведения, которые вошли в золотой фонд мировой литературы [25, c. 39].
Основная масса евреев не могли оплатить обучение детей. Возникали товарищества доставки бедным евреям средств для обучения ремеслам. В 70-е годы XIX в. в Минске было создано Товарищество доставки бедным евреям г. Минска средств для обучения ремеслам.
Подводя итог можно отметить, что основанные правительством (с 1847 г.) казенные еврейские училища не были популярны. В этот период были основаны частные еврейские мужские и женские школы. Однако основание современных школ натолкнулось на решительное сопротивление ортодоксальной части еврейства, и лишь некоторые еврейские дети в России получали в первой половине XIX в. какое-либо светское образование. Распространение светского образования пошло значительно быстрее в 1860–70-х гг., когда в результате реформ Александра II было улучшено гражданское положение евреев и появились надежды на эмансипацию [1, с. 79-80; 22].
Вместе с тем, можно говорить о том, что усилия царского правительства по привлечению евреев в общие учебные заведения в 1860–70-х гг. увенчались успехом. Безусловно, тут сыграл свою роль целый ряд факторов: право повсеместного жительства и государственной службы для лиц, имеющих ученые степени, значительные льготы по отбыванию воинской повинности для получивших образования, наконец, просветительское движение среди самих евреев.
Список использованных источников
1. Баранава, А. Да пытання аб гісторыі адукацыі яўрэяў у Беларусі ў XIX – XX стст. [Тэкст] / А. Баранава // Беларусіка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі – выдатны дзеяч беларускага адраджэння / Рэд. В. Рагойша і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - С. 77-81.
2. Басін, Я., Барыс, С. Яўрэі на Беларусі [Тэкст] / Я. Басін, С. Барыс // Беларускі гістарычны часопіс. –Мн., 2000. - № 2. – С. 23-33.
3. Бядуля, З. Жыды на Беларусi: Бытавыя штрыхi [Тэкст] / З. Бядуля. – Мн.: Друкарня Я.А. Грынелята, 1918. - 32 с.
4. Беларусь многонациональная [Текст] // Архивы и делопроизводство. – Мн., 2006. - № 2. – С. 138-142.
5. Брест: краткая история еврейской общины самого западного города Беларуси [Текст] // Берега. – Мн., 2008. - № 10. – С. 10-11.
6. Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее: 1142-1900 [Текст] / Л. Виноградов. – М., 1900. – 48 с.
7. “Всеподданнейшій отчет…” виленского, гродненского и ковенского генерал-губернатора П.Д. Святополк-Мирского Николаю II [Текст] / М. Біч, В. Пічукоў // Беларускі гістарычны часопіс. – Мн., 1997. - № 2. – С. 94-116.
8. Гайда, М. З гісторыі навагрудскай яўрэйскай абшчыны [Тэкст] / М. Гайда // Беларусіка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі – выдатны дзеяч беларускага адраджэння/ Рэд. В. Рагойша і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - С. 85-88.
9. Дубнов, С. М. Краткая история евреев [Текст] / С. М. Дубнов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.
10. Дубнов, С. М. Краткая история евреев: учебник еврейской истории для школ и самообразования [Текст] / С. М. Дубнов. – Ч. 1-2. – СПб., 1912. – 317 с.
11. Евреи. По страницам истории [Текст] / Сост. С. Аиновский, Э. Иоффе. – Мн.: ООО «Завигар», 1997. – 320 с.
12. Іофэ, Э. Яўрэі на Беларусі [Тэкст] / Э. Іофэ // Беларускі гістарычны часопіс. – Мн., 1996. - № 1. – С. 43-51.
13. Иоффе, Э. Г. История еврейских общин Беларуси // Прошлое и настоящее евреев Беларуси: сборник статей: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.jewish-heritage.org/ioffe.htm. - М., 1998. - С. 3-34.
14. Иоффе, Э. Г. История евреев в Беларуси, Литве и Польше в XVI — начале XX вв. Роль Вильны в культурной жизни белорусских евреев XVIII — первой половины ХХ века // Прошлое и настоящее евреев Беларуси: сборник статей: электронный ресурс// Режим доступа: http://www.jewish-heritage.org/ioffe.htm. - М., 1998. - С. 35-41.
15. Иоффе, Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси: Краткий научно-популярный очерк [Текст] / Э. Г. Иоффе. – Мн.: АРТИ-ФЛЕКС, 1996. – 294 с.
16. Захаркевіч, С. Традыцыйная культура этнічных меншасцей Беларусі у XIV-XVIII стст. [Текст] / С. Захаркевіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 2005. - № 10. – С. 45-50.
17. Кiмель, Я. Яурэйскае гарадское насельнiцтва Беларусi у 1897-1926 гг. [Тэкст] / Я. Кiмель // Беларусіка: Кн. 4: Яўрэйская культура Беларусі і яе ўзаемадзеянне з беларускай і іншымі культурамі; Вацлаў Ластоўскі. – выдатны дзеяч беларускага адраджэння / Рэд. В. Рагойша і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - С. 89-92.
18. Каханоўскі, А. Г. Узровень пісьменнасці жыхароў Беларусі на мяжы XIX – XX ст. [Тэкст] / А. Г. Каханоўскі // Вестнік БДУ: Серыя 3. – Мн., 2006. - № 1. – С. 7-11.
19. Казённые еврейские училища [Текст] // Электронная еврейская энциклопедия: электронный ресурс // Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11921