Смекни!
smekni.com

Формирование системы колониального управления в Африке (стр. 2 из 5)

Самори родился в 1830 г. в Сананкоро (Республика Гвинея) в семье мелкого торговца. В начале 1870-х годов он предпринял первые шаги по объединению народа Мандинго и созданию сильного централизованного государства, получившего название Уасулу. В своей объединительной миссии Самори использовал различные средства. Предпочтение он отдавал дипломатии. Но когда ему не удавалось склонить противника к союзу на мирной основе, он брался за оружие и побеждал.

Престиж Самори рос по мере его дипломатических и военных успехов. В своей миссии по объединению племен и народностей в одно государство он опирался на религию. На присоединенных территориях вместо прежних традиционных верований он вводил ислам, который помогал ему обеспечивать единство подчиненных земель. В 1881 г. Самори провозглашает себя имамом (альмами).

Созданное Самори государство Уасулу было военно-феодальным образованием с сильными пережитками родоплеменных отношений и элементами рабовладения. Общая площадь государства составляла ЗОО тысяч кв. км, что примерно равно территории современных республик Сенегала и Либерии вместе взятых. Самори установил централизованное управление. Он разделил созданное им государство на десять больших губернаторств, которые, в свою очередь, делились на округа. Самую мелкую административную единицу в Уасулу составляли деревни.

Основу могущества государства Самори составляла сильная и хорошо организованная армия. Ее набор осуществлялся преимущественно из числа жителей Уасулу, но были и пленники, обращенные в воинов. Армия состояла из 10 корпусов, по числу губернаторств, и насчитывала в своих рядах до 10 тысяч воинов. С ополчением вооруженные силы Уасулу доходили до 20 тысяч, но не более. Поначалу армия была вооружена кремневыми ружьями, но в ходе сопротивления французским захватчикам происходило постепенное ее перевооружение благодаря добытым в боях скорострельным ружьям. Имелись в армии и кавалерийские части, максимальная численность которых не превышала 1500 всадников. Артиллерией Самори не располагал.

Альмами создал даже свои арсеналы, что было редким явлением для Африки конца XIX в. В арсеналах не только ремонтировалось оружие, но и создавалось новое. За неделю 300-400 кузнецов, местных умельцев производили 12 ружей и до 2 тысяч патронов.

До начала 1880-х годов между армией Самори и войсками французских колонизаторов боестолкновений не происходило. Французы еще не имели достаточно сил, чтобы позволить себе развязать войну против такого сильного государства, как Уасу-лу. Непосредственным поводом для развязывания Францией против него военных действий послужил захват воинами Самори ряда районов на левом берегу Нигера, где находились золотые копи. Первое столкновение произошло 26 февраля 1882 г. Тогда французам удалось вытеснить африканцев из этого района.

В самом начале 1880-х годов военные действия между противниками велись от случая к случаю. Но уже 2 апреля 1883 г. произошла битва на Ояко — одна из самых памятных в истории сопротивления Самори. Французы были разбиты, потеряв 10% своих войск, они отступили. Жаркие бои развернулись в 1885 и в начале 1886 г. В это время французы сосредоточили на верхнем Нигере отряд в количестве 900 человек. Это было самое крупное соединение, действовавшее здесь когда-либо до этого. Убедившись, что борьба с правителем Уасулу требует больших сил, французы решили пойти на перемирие. Положение колонизаторов осложнилось и началом выступления африканцев в Сенегале под руководством Мамаду Ламина, что создавало реальную угрозу их тылу.

В марте 1887 г. между двумя сторонами было заключено соглашение. Реально оценивая на тот момент соотношение сил, Самори уступил французам левый берег Нигера и согласился принять французский протекторат. Правда, для него он имел чисто формальный характер. Благодаря армии, которая оставалась в его распоряжении, альмами сохранил независимость своего государства.

Передышку в войне с Самори колонизаторы использовали для наращивания своих сил в регионе и подготовки нового наступления. Почувствовав себя достаточно сильными, французы возобновили военные действия. К 1891 г. укрепил свои силы и Самори. При этом он не исключал и использование новой тактики в действиях своих сил. На случай отступления армии предусматривалась эвакуация всего населения с занятых противником районах и отступление на новые территории. Эта тактика была необычной для африканского военного искусства конца XIX в. и свидетельствовала о блестящих способностях альмами. Отказался он и от ведения обороны в крепостях, которые были легко уязвимы для вражеской артиллерии. Начиная с 1891 г., армия государства Уасулу все время находилась в движении.

Новый этап вооруженной схватки между Францией и Самори продолжался с 1891 по 1898 г. Колонизаторы поставили задачу во что бы то ни стало сокрушить государство Уасулу. В начале 1891 г. они вторглись в его пределы. Хотя под натиском неприятеля армия Самори стала отступать, французы все же не достигли главного — разгрома армии альмами. В 1894 г. центр его государства перемещается в северную часть Берега Слоновой Кости. В этом же году Франция предпринимает очередную попытку покончить с Самори. Но африканцы, оказав упорнейшее сопротивление, заставили колонизаторов отступить на исходные позиции.

Сознавая, насколько силен и опасен был враг, Самори неоднократно пробовал договориться с французами за столом переговоров. Однако переговоры, происходившие в 1894,1895 и 1897 гг. оканчивались неудачей в силу неприемлемости для Самори требованием французской стороны о возобновлении установления протектората. Будучи достаточно опытным политиком, он использовал в своих интересах соперничество между Францией и Англией в их колониальных устремлениях. Альмами наладил дружеские отношения с Англией, рассчитывая на ее помощь в борьбе с французами. Но этот расчет оказался напрасным. В 1897 г. дело дошло даже до крупного столкновения его армии теперь уже с английскими отрядами, во время которого последние были разбиты.

Французская тактика преследования противника не приносила ожидаемого для колонизаторов результата. С 1897 г. французское командование прибегло к постепенному окружению армии альмами. Самори терял свободу маневра, все более ощущалась нехватка боеприпасов и продовольствия. В армии начался голод. 29 сентября 1898 г. Французам удалось, наконец, проникнуть в расположение лагеря Самори и захватить его в плен. Самори потребовал, чтобы его лишили жизни, заявив, что «лучше умереть, чем жить в бесчестье», и предпринял неудачную попытку покончить с собой. Он был сослан в Габон, где и умер 2 июня 1900 г.

Колонизаторам потребовалось семь лет почти непрерывных военных действий, прежде чем они смогли одержать победу. С чисто военной точки зрения такое длительное сопротивление является подвигом, поскольку ни вооружение армии альмами, ни ресурсы его государства не шли ни в какое сравнение с тем, чем располагал противник.

В Западной Африке ожесточенное сопротивление французской агрессии оказал и правитель государства Дагомея Беханзин, имя которого не сходило со страниц французской печати в 1890-х годах. Дагомея была одним из самых сильных государств Западной Африки, с хорошо организованной системой государственного управления и сильной армией. Она поддерживала связи со многими государствами, в том числе и с некоторыми европейскими.

Предметом особой заботы правителей («даба» — король) Дагомеи являлась армия. Она была постоянной, хорошо обученной и сравнительно неплохо вооруженной. Костяк войска составляла личная гвардия короля — корпус знаменитых амазонок. Он был учрежден в 1818 г. и набирался как среди дагомейских девушек и женщин, так и среди пленниц. Во время боевых операций мужская и женская части армии действовали раздельно. Мужские формирования располагались на флангах, женское — в центре. В армии имелись специальные службы: разведывательная, артиллерийская, инженерная и др. В мирное время армия насчитывала в своих рядах до 5 тысяч мужчин и 2 тысяч амазонок; в военное она развертывалась до 12 тысяч воинов. На вооружении имелась и артиллерия, но старых образцов. Имелись и свои арсеналы. В стране производился порох по технологии, заимствованной у европейцев, изготовлялось также оружие. В войсках придерживались своеобразной военной тактики: неожиданные атаки, скрытное передвижение отрядов, предоперационное действие разведки.

В 1889 г. королем Дагомеи стал Кондо, принявший при воцарении имя Беханзин (1889—1894). С 1884 г. после оккупации французами дагомейского города Порто-Ново отношения между странами стали напряженными. Дальнейшие экспансионистские устремления французов в Дагомее натолкнулись на решительный отпор. Принимая в конце декабря 1889 г. представителя Франции, Беханзин заявил, что местные обычаи запрещают королю уступать какую-либо часть его владений и что Дагомея никогда не признает претензий Франции на территорию страны.

Первая война Дагомеи с Францией началась в 1890 г. Беханзин со своей армией вступил в борьбу и одержал ряд побед. Понеся потери, французы отступили и пошли на заключение с королем мирного договора, который и был подписал в октябре 1890 г. Согласно договоренностям, Франция обязалась не предпринимать враждебных действий против Дагомеи. Таким образом, после первой войны с Францией страна отстояла свой суверенитет и независимость.

Договор нужен был Франции, как это было уже не раз, для передышки и подготовки нового нападения. Военные приготовления французов не остались незамеченными. Беханзин, видя неизбежность нового вторжения, предпринял меры по укреплению своей обороноспособности. Он приступил к широкому перевооружению своей армии современным оружием, закупив только у германских торговцев около 5 тысяч скорострельных ружей и боеприпасов к ним, а также четыре пушки. Завершить мероприятия не удалось, помешало возобновление военных действий.

Вторая война против Дагомеи со стороны Франции началась в августе 1892 г. Для нанесения удара французы собрали огромные по тем временам силы — около 3,5 тысяч солдат и офицеров. Это была самая большая французская экспедиционная армия, действовавшая когда-либо в Африке. Она была снабжена самым современным оружием, в том числе экспериментальными разрывными пулями. К берегам Дагомеи была стянута флотилия, включавшая 10 кораблей. Войскам колонизаторов противостояли 15 тысяч дагомейских воинов, на вооружении которых находилось до 8 тысяч скорострельных ружей и 15 пушек.