БКП рассматривала режим Цанкова как военно-фашистскую диктатуру. Коминтерн предложил ей тактику создания Народного фронта борьбы с диктатурой, для чего нужно было привлечь БРСДП И БЗНС. Однако эти партии не доверяли БКП. БКП с августа взяла курс на всеобщее вооружённое восстание, наметив его на конец сентября (был создан Военно-революционный комитет во главе с Г. Димитровым). Коммунисты стали накапливать запасы оружия. Правительство ответило репрессиями, и 12 сентября были арестованы 2,5 тыс. активистов БКП (руководство партии избежало ареста). В итоге единого и организованного восстания не произошло. В середине сентября восстали крестьяне в Южной и Восточной Болгарии, но эти волнения были скоро подавлены. Сильные выступления прошли лишь в Северо-западной Болгарии с 23 по 30 сентября, однако и они были подавлены (погибло более 20 тыс. чел., многие восставшие бежали в леса и горы). БКП была объявлена вне закона. Сентябрьское восстание 1923 г. БКП считала антифашистским и организованным под руководством коммунистов. На самом деле это было стихийное крестьянское восстание, которое не было поддержано рабочими и которое коммунисты возглавили не во всех районах и только на заключительном его этапе.
В ноябре 1923 г. состоялись выборы в парламент. Победу одержал ДС. Среди депутатов оказалось много военных, связанных с Военной лигой (т.н. «политический эскадрон»). Они проводили политику Конвента. БКП создала в 1924 г. легальную Партию труда, но и она была запрещена. В 1924 г. был издан закон об охране государства: были запрещены любые организации, боровшиеся за изменение государственного строя. После этого БКП перешла к террору. 16 апреля 1925 г. она организовала взрыв в Софийском соборе, где на службе присутствовали все члены правительства во главе с Цанковым. Это покушение оказалось неудачным, и на коммунистов обрушились репрессии.
Правительство Цанкова продолжило вмешательство государства в экономику. Был принят закон о введении системы пособий и пенсий. Однако аграрная и налоговая реформы БЗНС были отменены. Конфискованные земли вернули прежним владельцам. Так же поступили и с конфискованным жилым фондом.
Однако политика Цанкова вызвала рост разногласий в ДС и его постепенный распад. От него отделились сд и ряд буржуазных партий. Волна жестоких репрессий подорвала международный престиж режима Цанкова. В итоге в конце 1925 г. Цанков подал в отставку. Новым премьером в начале января 1926 г. царь назначил лидера оппозиционного крыла в ДС Андрея Ляпчева, возглавлявшего правительство до лета 1931 г. При нём произошла либерализация режима и наметилась тенденция возвращения к парламентскому правлению (лозунг «Смирение и милосердие»). Сокращалось влияние военных на политическую жизнь. Была проведена амнистия политзаключённых (кроме участников сентябрьского восстания). Была разрешена деятельность оппозиционных партий. Коммунисты создали в 1927 г. легальную Рабочую партию. В 1927 г. ДС одержал победу на парламентских выборах.
В середине 20-х гг. в Болгарии произошла стабилизация экономики. Правительство поощряло экспорт (сократило экспортные пошлины) и ввело протекционистские таможенные тарифы. Производство табака стало основой болгарского экспорта. В структуре импорта преобладали машины и оборудование. Был взят курс на частичную индустриализацию Болгарии, хотя важнейшие отрасли тяжёлой индустрии не были развиты. Иностранцы не вкладывали свои капиталы в болгарскую промышленность из-за нестабильной политической ситуации. Доминировала по-прежнему лёгкая и перерабатывающая промышленность (90% предприятий). Рабочий класс составлял лишь 10% населения. Болгария оставалась аграрной страной (с/х давало 2/3 ВВП). Укреплялась с/х кооперация, однако преобладало середняцкое землевладение (по площади земли, хотя по численности середняки составляли 30% хозяйств). Государство поддерживало развитие с/х: проводило централизованную закупку с/х машин с последующим их распределением между землевладельцами, поощряло переход от зерновых культур к техническим.
С 1929 г. Болгария вступила в полосу экономического кризиса, который оказался не слишком глубоким. Т.к. фактически не существовало тяжёлой промышленности, то спад промышленного производства составил около 30%. Малочисленность пролетариата не привела к массовой безработице. Агарный кризис также не был слишком острым, т.к. хотя цены значительно упали, но товарность болгарского с/х не была высокой (т.е. с/х экспорт не был большим и не сильно пострадал от падения цен).
В годы кризиса государство активно вмешивалось в экономику. Предпринимались меры для поддержания курса лева, вводились новые протекционистские тарифы. государство привлекало иностранные инвестиции, при помощи которых активно строились новые промышленные предприятия, закупалось оборудование. Проводились мероприятия в поддержку крестьянства. Был принят закон о конверсии крестьянских долгов (на всю сумму долгов государство выдало кредиторам ценные бумаги – на 20 лет, 3% годовых). Мелкие участки (до 4 га) освобождались от налогов.
В годы экономического кризиса возникла угроза и политического кризиса. Зрел раскол в правящем ДС. Весной 1931 г. оппозиция (буржуазные партии и БЗНС) образовала «Народный блок». Он победил на парламентских выборах в июне 1931 г. Новое правительство возглавил один из его лидеров Александр Малинов. Однако в 1933 г. сильный неурожай вызвал голод и крестьянские волнения. В НБ разгорелась межпартийная борьба, особенно между БЗНС и буржуазными партиями. Деятельность парламента оказалась парализованной. Разразился острый политический кризис.
В этих условиях снова активизировались военные, которые составили оппозицию буржуазному правительству. Ещё в 1927 г. возникла офицерская политическая организация – группа «Звено», выступавшая за свёртывание парламентаризма и создание надпартийной авторитарной власти. Лидером «Звена» стал полковник Кимон Георгиев. В 1928 г. возник ещё один тайный военный союз – Капитанская (военная) лига. Т.к. офицерство происходило не из аристократии, а из средних слоёв, то в этих организациях были сильны антидинастийные (против дома Кобургов) настроения. [правые силы в это время группировались в рамках партии Цанкова, созданной в 1932 г., – Народного социального движения, которая имела даже свою систему профсоюзов]. Эти офицерские организации стали готовить государственный переворот.
3. Болгария в 1934 – 1941 гг
19 мая 1934 г. в Софии произошёл второй по счёту после окончания войны государственный переворот, осуществлённый группой «Звено» и ВЛ под лозунгом «за общенациональное согласие вместо обанкротившейся буржуазной партийной системы». «Народный блок» был отстранён от власти. Новое правительство возглавил лидер «Звена» Кимон Георгиев. Вновь устанавливался авторитарный режим (советская историорафия: военно-фашистская диктатура). Была отменена Тырновская конституция, разогнан парламент, распущены политические партии и профсоюзы. Вместо профсоюзов для рабочих и служащих создавалась корпоративная организация Болгарский рабочий союз. Т.о., возникала беспартийная система. Правительство опиралось на армию, его постановления имели силу законов. Специально создавалась Дирекция общественного обновления, которая должна была управлять духовной и общественной жизнью граждан (для достижения «общенационального согласия»). Ликвидировалось местное самоуправление. Вместо 16 округов создавались 7 областей во главе с директорами, назначавшимися правительством.
Экономика, особенно лёгкая промышленность, в это время постепенно стала выходить из кризиса. Правительство сократило крестьянскую задолженность, ввело государственную монополию внешней торговли, а также на производство табака, соли, спирта, нефтепродуктов. Это ущемляло позиции крупного капитала, который перешёл в оппозицию к правительству.
Во внешней политике Георгиев был сторонником выхода Болгарии из изоляции, т.к. благодаря Нейискому договору и созданию МА и БА она оказалась в окружении недружественных государств. Летом 1934 г. были установлены и дипотношения с СССР. Георгиев стал ориентироваться на Францию и противодействовать усилению итальянского и германского влияния в регионе. Принимались попытки нормализации отношений с соседней Югославией: была запрещена ВМРО и пропагандировалась идея создания единого федеративного славянского государства на Балканах.
Однако правительство стало терять поддержку военных. Этим воспользовался царь Борис III, стремившийся усилить свою власть за счёт ослабления влияния военных кругов. Вокруг двора стала консолидироваться оппозиция. В январе 1935 г. царь вынудил Георгиева уйти в отставку. Следующие 2 правительства носили переходный характер и утверждались лично царём. В течение 1935 г. царь сумел удалить военных из правительства и разгромить все офицерские организации. Наконец, в ноябре 1935 г. премьер-министром был назначен глава царской канцелярии Георгий Кьосейванов. Т.о., оформилась монархическая диктатура – режим личной власти царя Бориса III (советская историография: монархо-фашистская диктатура).