Разочарование в результатах революции 1848–1849 гг. способствовало временному оживлению у Штура симпатий к славянофильским представлениям о самобытности и особых путях исторического развития славян. Лишенный возможности участвовать в общественной жизни Штур много писал. В сочинении "Славянство и мир будущего" (1851) он высказался за объединение славян во главе с сильной и свободной Россией. Он считал, что "мир будущего" принадлежит славянам, тогда как неславянские народы ждет эпоха упадка. Задача славянских лидеров состояла в том, чтобы устранить "чуждые влияния" на славянство. Под ними Штур понимал материализм, идеи коммунизма и революции. Он воспевал истинно славянские формы быта в России. Вместе с тем Штур восхвалял православие, которое должно было стать господствующей религией в будущем славянском государстве. Кроме того, славянам следовало принять единый литературный язык, которым мог стать только русский.
В январе 1856 г. после случайного ранения на охоте Штур умер в возрасте 40 лет.
60-е годы XIX в. – новый этап словацкого национального движения
В связи с конституционными изменениями государственного устройства Австрийской империи в начале 60-х годов наблюдается новая волна активности словацких национальных деятелей. Согласно Октябрьскому диплому 1860 г. и Февральскому патенту 1861 г. в Венгерском королевстве восстанавливалось Государственное собрание. Подготовка к выборам заметно оживила общественную жизнь.
Программа словацкого национального движения была сформулирована на многочисленном форуме посланцев большинства словацких городов и сел в июне 1861 г. в городе Мартине. Она получила название "Меморандум словацкого народа". Ее авторами были Штефан Дакснер и Ян Францисци. Основным требованием меморандума было признание национальной самобытности словацкого народа и введение автономии словацкой этнической территории, так называемого Словацкого околья или "дистрикта", в пределах Венгерского королевства. Здесь должны были действовать собственный законодательный сейм, администрация, судопроизводство, национальное образование всех ступеней. Словацкий язык вводился в начальной и средней школе, суде, церковном богослужении, местных органах управления. Предоставлялась свобода действий культурно-просветительским, экономическим и литературным обществам. В качестве официального языка всего Венгерского королевства признавался венгерский. На этом же собрании было решено основать Словацкую матицу.
После неудачной попытки добиться рассмотрения меморандума венгерским Государственным собранием словаки обратились с петицией непосредственно к императору Францу-Иосифу. На фоне ухудшавшихся австро-венгерских отношений невенгерским народам королевства были сделаны некоторые уступки. Так, словаки получили разрешение на открытые трех словацких гимназий и основание Словацкой матицы как культурно-просветительного общества.
Торжественное открытие Матицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований и взносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа 1863 г. Она была открыта в памятные дни празднования тысячелетия миссии Константина и Мефодия в Великой Моравии. Все усилия Матицы были направлены на пробуждение национального самосознания словаков. Матица была первой и единственной общенациональной организацией словаков, функционировавшей легально. Она всемерно поддерживала развитие словацкой культуры, литературы, искусства, науки.
Еще в период подготовки меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты "Пештьбудинские ведомости". Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянства они видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке в Россию в 1867 г. на Всероссийскую этнографическую выставку привело к росту русофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию как спасительницу словацкого народа.
Второе течение – Новая школа – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства, интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она активно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта, добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатный орган – журнал "Словенске новины" (Словацкая газета), выходивший в Будапеште.
В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.
В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основу государственной идеологии была положена идея "единой венгерской политической нации". Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местного уровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.
Интеллигенция начинает проводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизацию издательской и просветительской деятельности Словацкой матицы. Возникают новые общества, такие как
Большинство словацких общественных деятелей оставалось на стороне требований меморандистов, хотя они и понимали, что в новой политической ситуации вряд ли будет выполнена их программа. В 1870 г. редакция "Пештьбудинских ведомостей" переехала в Мартин, где газета получает новое название "Народние новины" ("Национальная газета"). В это время сторонники Старой школы провозгласили о создании Словацкой национальной партии и ее верности меморандуму.
Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со стороны властей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацких гимназии, а затем и Словацкую матицу. Словаки оставались без национальной средней школы вплоть до распада Австро-Венгрии, Матица также была воссоздана лишь в 1918 г. Таким образом словаки оказались лишены символа духовной жизни, первой по-настоящему общенациональной культурной организации, музея, литературного общества и издательства одновременно.
В 1875–1899 гг., когда во главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государстве проводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык становится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшие признаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знак протеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стены Государственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия отказалась от участия в политической жизни страны. С этого времени она придерживалась тактики пассивной оппозиции.
С начала 90-х годов велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской, словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезда невенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономии в рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов, вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др.
Стремление венгерских правящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, что вместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральные политики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции.
В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павел Мудронь. Одновременно вокруг газеты "Народние новины" объединяется младшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрели Светозар Гурбан Ваянский, Йозеф Шкультеты, Матуш Дула и др.
4. Словакия в конце XIX–начале XX века.
В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В 1912 г. Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественно торговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладала масса мелких предприятий.