В полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать, владельцу поймать раба. Также раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти квалифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.
При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.
Однако если закованный раб представлялся в королевском дворце или храме, он получал свободу.
Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по ее желанию. Отец мог продать сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, так же могли продать в рабство.
Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы,- около года,- после чего шли к новому хозяину. Обычно, это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток.
Развлечения и игры
ацтек империя коммуникация
Несмотря на то, что можно было пить «пульке», (сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя), ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.
Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли», ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле», означающее резину.
По другим данным мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью – вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений.
Участника игры, попавшего мячом в кольцо, приносили в жертву.
Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей. (По другим источникам в жертву приносили капитана и игроков проигравшей команды).
Жертвоприношение участника забившего «гол» являлось большой честью как для него самого, так и для всей его семьи. Участники, которые не проявляли достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке общества.
Обучение
До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор устных наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков») которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.
Существовали реплики, и поговорки на каждый случай, были слова для приветствия рождения и слова прощания при смерти.
Юноши шли в школу с 15-ти лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле и ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмеках, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых-учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.
Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения – холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускания шипами и испытания на выносливость – с целью формировать мужественный народ.
Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать и писать.
Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других – в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
Питание
Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 человек. Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день, они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев – ситуаций выражения благодарности и уважения. Еще одним источником мяса была охота – лани, кабаны, утки…
На мое мнение если у ацтеков существовал каннибализм, то, скорее всего не от недостатка белка или мяса, а скорее из каких либо религиозных соображений и традиций, например, способ показать и почувствовать силу величия и превосходства над другими людьми.
Ацтеки широко использовали агаву; из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Подчиненные города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).
После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.
Поэзия
Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясение эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалько-йотль и Куакуцин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения мысли ацтеков, независимо от «официального» мировозрения.
В подвальном этаже Великого Храма находится «Дом Орлов» где в мирное время ацтекские военноначальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии.
Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространенных тем стихов «жизнь – реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры – представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.
Воинственность ацтеков
Никто из других народов так не стремился к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Воины, погибшие в бою, жертвы, а также женщины, умершие во время родов, могли надеется на самый высокий почет в загробном мире; почти все другие, несмотря на социальное положение, были вынуждены четыре года скитаться по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня потустороннего царства, которое ацтеки называли Землей мертвых, или «нашим общим домом».
Одной из причин воинственности была религия. Каждую ночь повторяется борьба Солнца с Луной и звездами, и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходит человеческая кровь, которую они называли «драгоцейнейшей водой».
Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20000 человек.
В мире враждующих государств очень много можно было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли. По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических раскопок, в Месоамерике так и не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход битвы зависел исключительно от мастерства отдельных воинов. В таких условиях победителем станет тот, кто добьется двух целей – упрочения воинской организации и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была построена так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.
Есть особая логика в стремлении ацтеков к военным успехам. Примечательно, что ацтеки почти не пытались покорить завоеванные народности. Они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врагов.
Вместо этого они стремились напугать другие города-государства этого региона: только страх возмездия поддерживал поступления дани. Любой намек на то, что ацтеки больше не являются непобедимыми, вызвал бы немедленное восстание, тем и воспользовались испанцы, которым помогали местные жители, желавшие свергнуть угнетателей.
Однако ацтекская военная машина была безотказной и настолько разработанной, насколько позволял уровень развития общества. Вся энергия государства была направленна на увеличение военной мощи. С 20 лет любой здоровый мужчина мог быть призван на военную компанию, которая регулярно начиналась осенью, после сбора урожая и окончания летних дождей. Кроме того, были и профессиональные воины из числа знати и простолюдинов, отличившихся на поле боя. Никаких других обязанностей они не выполняли, а содержались в основном за счет дани с завоеванных городов.
Сражения представляли собой в основном беспорядочную и яростную рукопашную, где каждому предоставлялось много возможностей отличиться. По героизму они более напоминали сражения гомеровской Греции, нежели европейские вооруженные маневры того времени. Обычно бой начинался с обстрела из луков и пращей. Потом сходились войска, выстроившиеся длинной шеренгой, стрелял дротиками из атлалей. В авангарде шли бывалые ветераны, которые и вступали в рукопашную схватку с противником.
Целью военных действий было заставить покоренные народности признать господство ацтеков и платить им дань. К 1519 г. Подобная участь постигла около 370 городов, и размеры дани, поставляемой в Теночтитлан ежегодно, были грандиозны. Дань включала в себя 7000 т. Зерна, 4000 т. Бобов, 2 млн. хлопковых плащей вместе с меньшим числом военных доспехов, щитов и головных уборов из перьев.
В ходе раскопок Великого храма, было обнаружено множество предметов роскоши, большинство из которых попало к ацтекам в качестве дани, поскольку они не встречаются в долине Мехико.