Прокоммунистическая пресса не только идеологически, но и материально поддерживалась КП(б) Б, а так же минским Бюро помощи Компартии Западной Беларуси. В 1924 году Бюро приняло решение ежемесячно выделять 4 тыс. рублей на издательскую деятельность в Западной Беларуси и 500 рублей на содержание Виленской гимназии.
В 30-е годы КПЗБ субсидировала «Летапiс ТБШ» («Беларускi летапiс»). Сами коммунистические подпольные газеты, однако, не всегда соответствовали современным полиграфическим требованиям. Часто листовки и газеты печатали на гектографах, пишущих машинках, писали от руки. В среднем тираж коммунистических газет колебался где-то на уровне 3–6 тысяч экземпляров.
Коммунистическая пресса была призвана показать на примере Советской Беларуси притягательность социалистического государственного устройства, где учитывались интересы всех наций. Поэтому именно против изданий славянских меньшинств и коммунистических в первую очередь были направлены атаки властей, усматривавших в белорусских газетных статьях, призывавших народ к борьбе за автономию, независимость, самоопределение прямую угрозу целостности государства. Не случайно, в 1924 году из 99 депутатских запросов Отдела прессы Министерства внутренних дел 56 интерпелляций приходилось на Украинский клуб, 18 – на коммунистическую фракцию, 8 принадлежало Белорусскому клубу, 6 – еврейскому.
Наряду с использованием нелегальных газет, выходивших в подпольных типографиях (ни одна из которых, кстати, так и не была найдена полицией), коммунисты широко использовали легальные средства массовой информации.
Состояние дел существенно изменилось в период, когда Ю. Пилсудский выбрал линию на сближение с СССР. В 1933 году в Вильно было позволено издавать легальную коммунистическую прессу «Беларускую газету», «Асву», альманах «Лiтаратурная старонка».
Но период потепления отношений длился не долго. И вышеперечисленные газеты были закрыты уже в 1934 году.
Межвоенное возрождение было прервано искусственно. В Речи Посполитой с течением времени, особенно после майского переворота, все изощреннее становились методы борьбы с самим белорусским возрождением и с его представителями. Установление авторитарного режима, а затем события 1939 года окончательно разрушили надежды на свободное развитие национальной культуры.
В Советской Беларуси компания по разоблачению т.н. национал демократизма и сфальсифицированное дело «Союза освобождения Беларуси» фактически положили конец политике белоруссизации.
Таким образом, правительства обоих стран не могли допустить расцвета культурной и духовной жизни национальных меньшинств на окраинах. Демонстрация благих намерений в решении национального вопроса так и осталась только декорацией истинных намерений.
Усиление позиций НЭПа, укрепление крестьян экономически и неурожай 1924 г. способствовали сведению религиозной деятельности в 1925–1926 гг. к минимуму. Применялись наиболее мягкие формы работы, точечные удары по наиболее опасным участкам. Однако такое позиционное противостояние привело к усилению влияния религиозных организаций, и в условиях сложной внешнеполитической ситуации с начала 1927 г. в БССР церковный вопрос вновь поднимается чрезвычайно остро. Духовенство, заняв антисоветскую позицию, начало практически открыто проводить контрреволюционную пропаганду, нацеленную на свержение существующего режима. Возникла ситуация, когда, с одной стороны, резкая антицерковная атака подрывала авторитет партии и Советов, мешала проведению экономических преобразований, достижению согласия и спокойствия в обществе, с другой – неприменение быстрых мер противодействия внешним и внутренним антисоветским силам могло привести к изменению политического руководства страны.
Что касается свободы слова, она никогда в межвоенное двадцатилетие не была полной и безоговорочной. В роли «дозатора свободы слова» выступало государство.
Само влияние периодической прессы на широкую общественность было ограничено так же в силу низкого уровня грамотности потенциальных потребителей прессы. Но, не смотря на это, уникальность межвоенного возрождения как раз и состоит в том, что ему удалось втянуть на свою орбиту огромное количество людей из «низов».
Современная историческая наука стоит на пути более детального и глубинного изучения сложного и противоречивого межвоенного двадцатилетия.
Список использованных источников
1. Праграма i арганiзацыйны статут Беларускай сялянска-рабочай Грамады [Тэкст]. – Вiльна, 1926. – С. 1–12.
2. Постановление Пленума ЦК РКП(б) по вопросу о нарушениях пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды [Текст] // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т.2. – Изд. 8-е. – 1984. – 492 с.
3. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917–1941 г. Документы и фотоматериалы. – М.: Академкнига, 1996. – 480 с.
4. VIII съезд РКП(б). Программа РКП(б). Раздел «В области религиозных отношений» [Текст] // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т.4. – Изд. 8-е. – 1984. – 507 с.
5. Адамушка, У.І. Палітычныя рэпрэсіі 20-х – 50-х гг. на Беларусі [Тэкст]: [навуковае выданне]. – Мн.: Беларусь, 1994. – 158 с.
6. Беларусь на мяжы тысячагоддзяу [Тэкст]. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2000. – 432 с.
7. Зайкоўскі, Э. Роля канфесійнага фактару ў нацыянальнай свядомасці беларусаў [Тэкст] / Э. Зайкоускi Кн. 2. – Мінск, 1992. – 390 с.
8. Канфесіі на Беларусі (канец ХVIII – XX ст.) [Тэкст] / Пад рэд. У.I. Навiцкага. – Мн.: Экаперспектыва, 1998. – 340 с.
9. Клейн, Б. Западная Белоруссия: от иллюзий к реальности [Текст] / Б. Клейн // Неман. – 1989. – №9. – С. 125–133.
10. Конан, У. Пакутнікі за веру і бацькаўшчыну [Тэкст] / У. Конан. – Мінск – Мюнхен 1999. – 794 с.
11. Корзун, М.С. Русская православная церковь. 1917–1945 годы [Текст] / М.С. Корзун. – Мн.: Художественная литература, 1987. – 270 с.
12. Кротаў, А. Гульня ў незалежнасць [Тэкст] / А. Кротаў // Беларуская мiнуўшчына. – 1995. – №4. – С. 46–54.
13. Круглов, А.А. Мы и религия [Текст] / А.А. Круглов. – Мн.: Политиздат, 1984. – 275 с.
14. Ленин, В.И. Социализм и религия [Текст] / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. – Т. 12. – 1969. – С. 145.
15. Ленин, В.И. Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) 19 марта 1922 г. [Текст] / В.И. Ленин // Известия ЦК КПСС. – 1990. – №4. – С. 3.
16. Лабынцев, Ю. Щавинская, Л. Православная литература Польши (1918–1939 гг.) [Текст] / Ю. Лабынцев, Л. Щавинская. – Мн.: Книжный дом, 2001 – 411 с.
17. Ліс, А. Праваслаўны беларус [Тэкст] / А. Лiс // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. – Т.5. Мн.: БелЭн., 1999. – С. 557.
18. Лiс, А. Бранiслаў Тарашкевiч [Тэкст] / А. Лiс. – Мн.: Навука, 1966. – 245 с.
19. Навіцкі, У.I. Палітыка расколу рускай праваслаунай царквы у Беларусі (1920 гг.) [Тэкст] / У.I. Навiцкi // Беларускi гiстарычны чаоспiс. – 2003 – №2. – С. 40–48.
20. Навіцкі, У.I. Палітыка расколу рускай праваслаунай царквы у Беларусі (1920 гг.) [Тэкст] / У.I. Навiцкi // Беларускi гiстарычны чаоспiс. – 2003 – №3. – С. 18–24.
21. Одинцов, М.И. Государство и церковь [Текст] / М.И. Одинцов. – М.: Академкнига, 1994. – 455 с.
22. Православие и современность [Текст]: [научное издание]. – М.: Художественная литература, 1988. – 315 с.
23. Процька, Т. Пакутнiк за веру i Бацькаушчыну: Мiтрапалiт Мельхiсэдэк [Тэкст]: Т. Процька. – Мн.: Тэхналогiя, 1996. – 303 с.