Смекни!
smekni.com

Биография Мухаммеда Махди Акефа – руководителя египетской организации "братьев-мусульман" (стр. 1 из 3)

Реферат: Биография Мухаммеда Махди Акефа - руководителя египетской организации "братьев-мусульман"


14 января 2004 года в Каире прошла "инаугурация" нового руководителя египетских "Братьев-мусульман". После смерти престарелого Мамуна аль-Ходейби, пробывшего на посту "верховного наставника" организации немногим более года, "Братство" возглавил 76-летний Мухаммед Махди Акеф.

Избрание нового руководителя "Братьев-мусульман" вызвало широкий отклик в египетских и арабских СМИ. Многие обозреватели и наблюдатели усмотрели в нем залог едва ли не неизбежной радикализации старейшего в арабском мире исламистского движения - радикализации, которая еще больше осложнит и без того конфликтные отношения между "Братством" и египетскими властями. Такой прогноз аналитики делали, исходя из биографии Мухаммеда Махди Акефа.

Седьмой по счету "верховный наставник" является в прямом смысле современником "Братства". Он родился в деревне Кафр-Авад-эс-Сенейта провинции Дакахлия (Нижний Египет) 12 июля 1928 г. - через четыре месяца после создания Ассоциации "Братья-мусульмане".

Окончив начальную школу в городке Эль-Мансура, он получил среднее образование в школе имени короля Фуада I в Каире. С "Братьями-мусульманами" он познакомился, когда ему было всего 12 лет. Подросток увлекался спортом, а руководство Ассоциации всячески поощряло это увлечение у подрастающего поколения, готовя его к борьбе с "врагами ислама". Вступление в Ассоциацию, которая в 40-е годы переживала период бурного развития, сразу же внесло коррективы в жизненные планы юноши. Так, по окончании средней школы он собирался учиться на инженера, однако по воле (или по совету) основателя Ассоциации Хасана аль-Банны он поступил в Высший институт физкультуры, где у "Братства" не было своих людей. Но главное, в тот же период Мухаммед вступает в "особый аппарат" (аль-джихаз аль-хасс) - "элитную" структуру, созданную по инициативе аль-Банны в начале 40-х годов и предназначенную для проведения "силовых" (по сути - террористических) акций против врагов "Братства". Мухаммед становится верным учеником Абд ар-Рахмана ас-Санади, основателя "особого аппарата". Впрочем, согласно официальной биографии нынешнего лидера "Братства", среди его учителей были улемы и шейхи Ассоциации во главе с самим аль-Банной, а самым любимым своим наставником он считал шейха Мухибб ад-Дина аль-Хатыба.

В 1950 г. Акеф окончил институт физкультуры, а через год поступил в Каире на юридический факультет университета Ибрахима-паши (ныне - университет Айн-Шамс). В 1951-1952 гг., в период партизанской войны против англичан в зоне Суэцкого канала, он руководил университетскими лагерями, а после антимонархической революции 1952 г. передал эту функцию Камаль ад-Дину Хусейну, в то время - командующему Национальной гвардией.

До 1954 года Акеф занимал еще один пост в "Братстве": в штаб-квартире Ассоциации он возглавлял студенческую секцию, а также секцию спортивного воспитания молодежи.

1 августа 1954 г., в ходе начатой режимом Гамаля Абдель Насера кампании репрессий против "Братьев-мусульман", Акеф был арестован. Его обвинили в похищении Абдель Монейма Абд ар-Рауфа - генерала египетской армии, руководившего ссылкой короля Фарука (по другим сведениям - в организации покушения на Насера), и приговорили к смертной казни, однако потом приговор был смягчен: Акеф "отделался" пожизненной каторгой.

На свободу он вышел лишь в 1974 г., хотя многие активисты "Братьев-мусульман", репрессированные в годы правления президента Насера, вернулись из мест заключения еще в 1971-1972 гг. по указам нового главы страны - Анвара Садата, который небезуспешно использовал исламистов в качестве противовеса египетским левым и насеристам.

Два года Акеф проработал генеральным директором Управления по делам молодежи (ведомстве при министерстве реконструкции и развития). Однако вскоре после состоявшегося в 1977 г. визита Анвара Садата в Иерусалим, открывшего эру "нормализации" египетско-израильских отношений, но резко испортившего отношения между режимом и исламистами, Акеф уехал в Саудовскую Аравию, куда еще в 60-е годы эмигрировали многие "братья-мусульмане" из Египта и других арабских стран, в которых они подвергались гонениям. В Эр-Рияде Акеф занял должность советника в организации "Всемирная ассамблея мусульманской молодежи" (основанной в 1972 г.), в которой отвечал за организацию исламских летних лагерей и проведение молодежных конференций. Такие лагеря были им организованы во многих странах мира: Саудовской Аравии, Иордании, Малайзии, Бангладеш, Турции, Австралии, Мали, Кении, Северном Кипре, Германии и США.

Из Саудовской Аравии Акеф ненадолго вернулся в Египет, но в сентябре 1981 г., за несколько дней до массовых арестов "Братьев-мусульман" в Египте, вместе с Мустафой Машхуром (в то время - "верховным наставником" "Братства") выехал в Германию. Он основал и возглавил Исламский центр в Мюнхене, который наряду с аналогичными центрами, уже действовавшими к тому времени в Женеве и Лондоне, стал одной из главных структур сети, созданной "Братьями-мусульманами" в Западной Европе. В европейских странах, как и в США, благодаря демократическому законодательству и свободе слова "Братья" имели широкую возможность не только проводить работу среди местных мусульманских общин, но и вести борьбу против правящих режимов.

Именно в Мюнхене Акеф вместе с пятым "верховным наставником" Мустафой Машхуром в сентябре 1981 г. основал структуру, известную под названием Всемирной организации братьев-мусульман (ат-танзым аль-алями лиль-ихван аль-муслимин). Акеф принял активное участие в разработке устава этой организации, о создании которой было официально объявлено в мае 1982 года. Учреждение Всемирной организации дало ему возможность еще больше укрепить связи с исламистскими движениями и группировками в различных странах мира и сыграть заметную роль в ряде международных кампаний "Братьев-мусульман", в первую очередь - в кампании по оказанию поддержки афганскому "джихаду".

Вернувшись в Египет, Акеф в 1987 г. был избран членом Руководящего бюро "Братьев-мусульман". В том же году он стал одним из 37 депутатов от "Братьев-мусульман" в Народном собрании (парламенте) Египта.

С тех пор, как в 1984 г. египетские "Братья-мусульмане" впервые в истории получили возможность вступить на арену парламентской деятельности, статус официально запрещенной организации, свобода действий которой целиком определялась внутриполитическими соображениями правящего режима, стал для них серьезной проблемой. Все попытки лидеров "Братства" добиться его легализации наталкивались на неизменный отказ властей. С другой стороны, идея создания легальной политической партии под другим названием (как это сделали, например, "братья-мусульмане" в Иордании или турецкие исламисты - последователи Неджметтина Эрбакана) разделялась в руководстве египетских "Братьев" не всеми. С 80-х годов Акеф был горячим сторонником именно этой идеи. Его план состоял в следующем: некая группа "Братьев-мусульман" официально объявляет о разрыве с организацией и создает собственную партию, в которую привлекает некоторых представителей христианской (коптской) общины. Добившись легального статуса, члены партии возвращаются в ряды организации, или, наоборот, "Братья-мусульмане" присоединяются к ней и таким образом приобретают собственную партию. Акеф излагал эту идею и Омару ат-Тилимсани, третьему "верховному наставнику" (1974-1986), и его преемнику Мухаммеду Хамеду Абу ан-Насру (1986-1996), но оба лидера отвергли ее. Хотя Мустафа Машхур одобрил этот "маневр", осуществить его не удалось.

В 1996 г. в условиях резко обострившихся отношений между правительством Хосни Мубарака и "Братьями-мусульманами" Акеф был арестован. Военный суд приговорил его к трем годам тюремного заключения по обвинению в причастности к созданию Всемирной организации братьев-мусульман. В 1999 г. он вышел на свободу, чтобы спустя пять лет, "неожиданно для него самого", как утверждает сам Акеф, возглавить "Братство".

В отличие от своего предшественника Мамуна аль-Ходейби, избранного "верховным наставником" лишь через две недели после похорон прежнего лидера "Братства" - Мустафы Машхура, избрание Акефа прошло легко, без проволочек. Объяснялось это главным образом поддержкой его кандидатуры со стороны зарубежных "Братьев-мусульман" (известно, что Мамун аль-Ходейби этой поддержкой не пользовался). Очевидно, что данный факт можно рассматривать как предпосылку усиления на ближайшие годы влияния "Всемирной организации" на египетских "Братьев-мусульман". Следует отметить, что согласно уставу "Братства", его может возглавлять не только представитель Египта и даже не обязательно араб: практика избрания "верховным наставником" исключительно египтян является традицией, а также данью признания "исторической роли" египтян в становлении и развитии организации. Нельзя считать случайностью и тот факт, что одним из своих заместителей (представляющим "верховного наставника" за пределами Египта) Акеф назначил проживающего в Лондоне сирийца Хасана Ховейди. Примечательно и то, что Акеф открыто признал сам факт существования Всемирной организации братьев-мусульман (и даже заявил, что он гордится вынесенным ему в 1996 г. приговором за причастность к ее созданию), в то время как Мамун аль-Ходейби вообще отрицал, что такая организация существует.

Избрание Мухаммеда Махди Акефа "верховным наставником" породило в арабских СМИ новую волну спекуляций на тему конфликта между "старой гвардией" (ветеранами движения, находящимися сегодня в возрасте 80 и более лет) и пятидесятилетними активистами, которые вступили на арену исламистской деятельности в египетских университетах в 70-е годы. На протяжении минувшего десятилетия на эту тему писали многие арабские и западные исследователи. Именно с этим "конфликтом поколений" связывали, в частности, упомянутую выше попытку создания партии "Васат" на более либеральной идеологической платформе (открытость партии для вступления в ее ряды коптов и женщин, провозглашение курса на защиту демократических прав и свобод и т.д.). Трудно судить, имеет ли такой конфликт место в действительности. Все без исключения лидеры "Братства", в том числе и Акеф, всегда опровергали подобные утверждения (признавая лишь возможность "споров" по тем или иным вопросам). Следует учесть и то, что организация вообще не склонна посвящать посторонних в свои внутренние дела; не способствует открытости и то, что "Братству" приходится действовать в полулегальных условиях, подвергаясь постоянному давлению со стороны властей. Но даже если этот конфликт существует, хотя бы в латентной форме, есть все основания полагать, что с приходом Акефа на пост руководителя "Братства" он утратит остроту.