Но вскоре Маколей стал выступать не только против торийских писателей и историков, но и против единомышленников своего идейного наставника Ч. Остина. Когда Маколей вступил на поприще исторической публицистики, в английской историографии господствующей оставалась торийская концепция, воплощенная в "Истории Англии" Д. Юма и трудах его последователей Дж. Дальримпиля, Дж. Макферсона и др. Юм пытался оправдать проявление тирании Стюартов, критически относился к пуританам, к Кромвелю, к нижней палате парламента; осуждал политические пристрастия Мильтона. Именно эти положения Маколей подверг пересмотру. Традиция критики Юма уже существовала в лице Дж. Миллара, Ч. Дж. Фокса, Дж. Броди и др. Никто из историков - вигов до Маколея не достиг такой популярности, чтобы положить конец преобладанию юмистских взглядов среди широких слоев читающей публики. [46]
В 1822 году Маколей окончил университетское образование. Что начать, чему посвятить свою деятельность, - на эти вопросы у него не было ещё в эту пору определённых ответов. Первое время он склонялся в пользу адвокатуры. Сюда влекло его природное красноречие и главным образом желание родителей, и он действительно записался в знаменитую практическую школу юристов, Lincoln`sInn. В 1826 году Маколей был принят в корпорацию адвокатов, но никогда не выступал ни в одном процессе. Его не тянуло на это поприще. Будучи красноречивым оратором, он был слаб в качестве полемиста. Среди забот о приобретении юридического навыка он начал посвящать своё время литературным знаниям и незаметно увидел, что здесь именно та почва, на которой суждено обнаружиться его талантам. В 1823 году был основан новый журнал "Трёхмесячное Образование", и Маколей принял участие в этом издании, как самый выдающийся сотрудник.
Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, безусловно семья Т.Б. Маколея дала ему хорошее начальное образование, привила любовь к научному знанию; участие же в семейных дебатах заложило основы его дальнейших выступлений на публике. Но огромное влияние на становление личности великого английского деятеля оказала его студенческая жизнь и дискуссионный клуб, в котором он принимал непосредственное участие, а самое главное это социально - политическая обстановка страны и настроения в обществе.
В произведениях Маколея часто сказывалась сатирическая черта, но в первых из них она часто главенствует, потому что другая особенность этих первых произведений - разнообразие сюжетов. Он писал стихотворения, картины древне-римской и древне-греческой жизни, критические этюды о Данте и Петрарке и сатиры. "Отчёт о великой тяжбе между общинами Сент-Дени и Сент - Джордж в воде", написанный в 1824 году самое характерное из числа последних. Общины Сент-Дени и Сент-Джордж - это Франция и Англия. Маколей написал только первую часть "Отчёта", но этого вполне достаточно, чтобы судить о взглядах писателя в 20-х годах его жизни. Он безусловно сочувствовал революции и что было особенно важно, относился отрицательно к политическому положению Англии. В этом были основательные причины его разлада с отцом. В прочем разлад их никогда не выходил за пределы идейного несогласия, да и в этой сфере у обоих были общие симпатии и антипатии - эмансипация негров и борьба с рабовладельцами.
маколей историк политическая реформа
Речь Маколея произвела впечатление не в одной только среде аболиционистов. Вместе с другой его речью в "Соединённом совещательном обществе" о представлении политических прав католиков и диссентёрам, она была справедливо признана целой программой в либеральных кружках Англии. Редактор "Эдинбургского обозрения", органы вигов, характеризовал её, как образец замечательного ораторского искусства, тем более удивительный, что он принадлежал человеку, впервые выступавшему перед публичным собранием. Оценив дарование Маколея, редактор "Эдинбургского обозрения" решил привлечь фактически на сторону вигов восходящую звезду литературы и предложил юному либералу этюд о Мильтоне. Выбор темы был чрезвычайно удачен. Мильтону с юных дней принадлежали симпатии Маколея. Совсем ребёнком, в 13 лет он написал "Послание" к автору "Потерянного рая". Школьный период в нём он черпал начало своего либерализма, как борьбы со всяким гнётом. В первых своих серьёзных работах он посвятил Мильтону два этюда, художественный оценке последнего - первый этюд об итальянских писателях, политическим воззрениям - прекрасный по выдержке и ясности "Разговор между Авраамом Коули и Джоном Мильтоном о междоусобной войне". Напечатанная в 1825 году в " Эдинбургском обозрении" статья о Мильтоне была только переработанным соединением в одно этих последних произведений, принесшая Маколею известность. [47]
Знакомство с политическими воззрениями Мильтона имело весьма важное значение для характеристики Маколея в том же отношении. Маколей с замечательной ясностью установил в этом этюде свой взгляд на английскую революцию XVIIвека и никогда впоследствии не отказывался от этого взгляда. [48] Это эссе представляет собой своеобразную историческую ретроспекцию, воссоздающую атмосферу Англии периода реставрации. "Я счел полезным изложить достопамятный спор, присутствии, между двумя лицами плодовитых способностей и высокой репутацией"[49] Два идейных противника - поэт - роялист Коули и поэт - индепендент Мильтон - летним вечером совершают прогулку на лодке по Темзе. Сам по себе этот эпизод - характерная примета модного время провождения джентльменов времен поздних Стюартов.
Мирная беседа постепенно перерастает в ожесточенный политический спор о том, как следует оценивать сравнительно недавно завершившуюся революционную эпоху. [50] "Общественное поведение Мильтона, - говорил он здесь, - следует одобрить или осудить, смотря потому, признаём ли мы сопротивление народа Карлу Iделом законным или преступным". В известном "разговоре" решение этого вопроса вытекало из препирательств Коули, для которого английская революция была потопом, смывшим все следы райского сада;, с Мильтоном, для которого тот же потоп был плодотворным разлитием Нила. В лице Коули, писателя XVIIвека, Маколей считался с историческим сентиментализмом, с его вздохами о прекрасном, прошлом и ужасном перед крайностями революциями[51]. - "прекрасных вещах, которые исчезли, и дурных, которые сделаны"[52] Для этих людей Карл Iбыл мученик, добродетельный человек, смятый напором новых вандалов, более гнусных в новой исторической обстановке. Коули вспоминает о ужасном голосе, который кричал, что король - изменник; о просителей, которые требовали правосудия и льгот, но он уверен, что "Бог возвратит нам наши старые законы и законную линию наших королей", хотя ему кажется, что не хватает прежнего достоинства и прежней верности двора. [53] Мильтон же считает, что "Люди часто восстают против обмана и грабительства…возбуждают войну как помощь угнетенным…", и именно парламент по его мнению может дать безопасность, - "…англичанин должен быть так же свободен, как его мысли. Наш государь выворотил это правило; он старался сделать наши мысли такими же рабами, какими были мы сами."[54]
В конце спора Мильтон сравнивает политику с пылающим Везувием - "где народ наиболее стеснен, там он наносит наиболее сильные удары миру и порядку; поэтому я сказал бы всем королям: пусть ваши демагоги предводительствуют толпами, иначе они будут убивать…"[55] Мильтон считал, что "знаменитый парламент" должен служить примером для всех последующих парламентов.
Этюд о Мильтоне был началом целого ряда других столь же блестящих этюдов, известных под именем "Опытов" или эссе. Блестящий слог, то краткий, то разливающийся мирными периодами, характеристики и сравнения, всё это с первого раза привлекало к Маколею восторг читателей "Эдинбургского обозрения" и никогда не теряло свое притягательной силы. [56]
К 1827 году относятся первые статьи Маколея на политические темы. Первая из них была направлена против "Нового антиякобинского обозрения". Маколей защищал эту коалицию от нападок торийской прессы. Он предостерегал, что если к власти вернутся торийские министры будут проводить политику репрессий, то "дело кончится революцией, кровавой, беспощадной революцией…"[57]
Среди ранних работ Маколея есть статья под названием "История". Она была опубликована в майском выпуске "Эдинбургского обозрения" за 1828 год и содержала многие из теоретических предпосылок, которыми руководствовался Маколей при написании "Истории Англии от восшествия на престол Якова II"[58]