В 1829 году Маколей написал три статьи против утилитаризма, получившего в Англии начала века распространения в этике, считающего пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Маколей, тем не менее, и сам испытывал влияние этого учения, идейными вождями которого были И. Бентам, Дж. Милль, Дж.С. Милль. Первая из этих статей интересна тем, что в ней Маколей вынес свое суждение относительно роли классов в истории общества. Маколей считал средние классы "естественными представителями человеческого рода" и отводил им в истории особую миссию, заявляя, что "их интерес …тождественен с интересом бесчисленных последующих поколений"
Т.Б. Маколей написал много известных очерков, статей и блестящих речей, произнесенных с парламентской и других трибун. Его первые произведения посвящены различным сюжетам, он писал и стихи, и этюды о древнем мире, и критические анализы, и политические статьи, и конечно же исторические очерки.
В тридцатилетнем возрасте Томас Бабингтон Маколей стал членом парламента. Он был среднего роста, довольно толст и крепкого телосложения. Его манеры отличались простотой и вся фигура привлекательностью, несмотря на неуклюжую походку. Особенно красива была его голова с правильными и подвижными чертами лица, с высоким лбом и темно-голубыми глазами. Очарование усиливалось когда он говорил. Маколей был в этом отношении первым человеком в салонах Лондона, ярким представителем английской нации. Святая святых Маколея - политическая свобода. Он любил ее из интереса, потому что она обеспечивает безопасность собственности и счастье каждого человека, наконец из гордости, как патриот, потому что эту свободу защищал целый ряд лучших и честных деятелей отчизны. Ничто не возмущало его в такой степени, как вид насилия и в прошлом, и в настоящем, и в Англии, и где угодно. [59]
Именно эта пора была самый блестящей в политической деятельности Маколея, время, когда он принимал участие в дебатах о парламентской реформе. Вопрос об этой реформе давно привлекал к себе его внимание и симпатию. [60]
В дебатах приняли участие лучшие ораторы Англии: сэр Роберт Пиль - за сохранение прежних порядков, Маколей - за реформу. Маколей видел опасность не в принятии билль, а напротив в желании отвергнуть его. "Если билль будет отвергнут, - говорил Маколей, - то я молю бога, чтобы никто из вас не стал горько и тщетно раскаиваться в своём поступке среди разгрома существующего закона, покушений на собственность и коренного разложения всего общественного строя. Кроме наделения представительством новых политических центров и понижения избирательного ценза, этот билль предусматривал уничтожение так называемых "гнилых местечек" и заранее лишал таким образом полномочий людей, которые, подобно Маколею, были представителями этих "местечек", но не имели его мужества бороться за реформу. [61]
В 1831 году Маколей произнес несколько речей в пользу реформы. В первой из них он прежде всего открещивался от всеобщего избирательного права, так как оно "произвело бы разрушительную революцию", одновременно считая необходимым внести улучшения в конституцию. Он отважился даже на утверждение, что если средний класс Англии будет против монархического и аристократического строя, то он будет на стороне среднего класса, правда, он расценивал такое его состояние, как практически невероятное. [62]
5 июня 1832 года, день голосования билля, принадлежало к числу редких исторических моментов. Маколей сравнивал его с днём, когда Цезарь упал под кинжалом заговорщиков, или с днём, когда Кромвель взял булаву со стола скипера. Палата была переполнена. Когда удалили посторонних, в ней оказалось 608 депутатов, на самый опытный глаз не поддававшихся определению, сколько "за" и сколько "против". Наконец голосование кончилось. Виги победили большинством голосов. Что касается Маколея, то он даже заплакал от волнения, когда узнал о победе. [63] Реформа 1832 года, в борьбе за проведение которой Маколей снискал себе славу блестящего оратора и пламенного вига, и была, по его мнению, тем последним штрихом, который придал законченность шедевру, каким он считал английский государственный строй. Он не считал её большим благодеянием, и утверждает, что хотя она по форме является только парламентским актом, проведённым по строгим правилам закона, но по существу, по своей важности она может быть приравнена к революции. И эту реформу Маколей усиленно подчёркивал в своих многочисленных речах, произнесённых в парламенте в защиту билля о реформе, что проведение этой реформы предотвратило назревающий революционный взрыв. [64] Прогрессивными Маколей считал только те изменения, которые соответствуют его политическим требованиям, то есть в первую очередь изменения, способствовавшие установлению того "идеального" порядка, который был, наконец, достигнут в Англии после парламентской реформы 1832 года. Такое понимание прогресса было свойственно не только Маколею: оно являлось своеобразной политической философией всей партии вигов, ревностным членом которой Маколей был с самого начала свое политической карьеры. [65]
Маколей был единодушно избран Лидсом в депутаты обновлённого парламента. Он принимал здесь деятельное участие в дебатах об ирландском самоуправлении, причём высказывался против ослаблённого ирландского парламента, в дебатах об английских католиках, причём поддерживал их сторонников, говорил против чрезмерных доходов английской церкви, наконец за равноправие евреев. [66]
Речи Маколея всегда были событием парламентских заседаний. Как только разносилась весть, что он собирается говорить, депутаты спешили к своим местам, парламентские чиновники покидали свои бюро и даже буфетная прислуга искала местечко, чтобы послушать оратора. Маколей говорил плавно, почти не переводя дыхание, несколько монотонным голосом, заложив левую руку за спину и делая правой небольшие редкие движения. Его речи были своего рода эссе, только не написанными, но также прекрасны во всём, что было автором не спеша и строго обдуманным. Напротив, когда надо было возражать Маколей вдруг терял своё красноречие и, окончив главную речь за или против, большеё частью молча сидел на своём месте. Писатель одерживал в нём верх над оратором. Он чувствовал это сам и потом, с первых дней своей парламентской деятельности, подумывал о более спокойной и подходящем поприще. К тому же материальное положение его и родных всё ёщё было неудовлетворительным, и, когда ему предложили, он с большой охотой принял должность члена верховного индийского совета и в 1834 году распростился с парламентом. [67]
Основным трудом Маколея является многотомная "История Англии" (1849-1861), охватывающая события 1685 - 1702гг. "История Англии" занимает промежуточное место между научным исследованием и историческим романом. Это объемистый политический трактат, а обилие характеров, картин и отчасти наличие интриги приближают "Историю Англии" к художественному произведению.
В "Истории Англии", Маколей рассматривал всю историю человечества как непрерывное движение по пути прогресса и особенно подчеркивал этот момент для английской истории. [68]
Первая часть "Истории", посвящена характеристике положения Англии при Карле II, которую он раскрывает с помощью своеобразных зарисовок, миниатюр, определяющих структуру тома и одновременно создающих многогранный образ эпохи. Историк начинает свое изложение с особенностей политической ситуации, сложившейся при Карле II. Он подробно останавливается на характеристике государственных деятелей того времени: графа Кларендона, Данби, Галифакса, Сондерленда, лорда Гилфорда и многих других. Таким образом, перед читателями предстает целая галерея портретов исторически значимых лиц. Не случайно в русском издании сочинений английского историка последний шестнадцатый том специально отведен для подобной галереи, состоящий из двухсот портретов знаменитостей, упоминаемых в "Истории Англии" и других работах Маколея. Далее автор "Истории" рисует картину экономической жизни Англии второй половины XVIIвека. В кратких, но наполненных богатейшим материалом, очерках он рассказывает о развитии городских центров. Каждый такой центр в изображении Маколея приобретает неповторимые черты и своеобразие. Описание городской жизни сменяется заметками о культуре, в которых также проявляется мастерство Маколея в подробном живописном рассказе. [69]
Центральное событие "Истории" - революция 1688 года во многом представлена с позиций двух персонажей - Якова IIи Вильгейма IIIОранского. История их противостояния осмысляется Маколеем как борьба прошлого и настоящего, определившая общее направление движение Англии. [70]Историк хочет представить англичанам XIXвека истинную картину жизни их предков. Он восстанавливает прошлое во всех подробностях, и оно оживает, становиться актуальным, превращается в "нереальную" реальность - в "роман, основанный на фактах". [71] Маколей пытается представить саму эпоху, отразившуюся в индивидуальной судьбе человека. Впрочем, персонификация - не единственное условие исторических образов, созданных Маколеем. Картина прошлого вырастает в "Истории" и вне всякой связи с личностным началом.
Интересна третья глава "Истории", в которой автор рассматривает вопросы, связанные с особенностями повседневной жизни англичан последней четверти XVIIвека. Он знакомит читателей с устройством городской, центральных и провинциальных, перечисляет названия улиц, местечек и площадей, описывает их застройку. Отдельно осматривает каждый район Лондона. Пишет о состоянии дорог и придорожных гостиниц, о работе почты и другое. Маколей прослеживает развитие науки и литературы, упоминая при этом об особенностях мужского и женского образования. Историк рассказывает о быте сельских джентльменов и городских обитателей, аристократов и бедняков. Подробности повседневной жизни призваны создавать ощущение реальности всего происходящего в "Истории": великие события также реальны как предметы обихода. [72]