Смекни!
smekni.com

Историческая география России (стр. 12 из 16)

Исключительно сложными и противоречивыми в аспекте демографического развития страны были 20-е и 30-е годы. С одной стороны, в результате индустриализации, социальных преобразований в сельском хозяйстве, культурной революции, быстрого развития науки и социальной инфраструктуры СССР по сравнению с первыми послереволюционными годами достиг значительных успехов в экономическом и социальном развитии, что нашло отражение в определенном росте уровня жизни населения. С другой стороны, результатом тотальных социальных экспериментов и прямого террора стали огромные человеческие жертвы. По данным Антонова-Овсеенко А. В., насильственная коллективизация и вызванный ею голод 1930 - 1932 гг. унесли 22 млн. жизней, а в результате политического террора в стране за период 1935 - 1941 гг. погибли порядка 19 млн. человек. Многие исследователи считают, что эти цифры явно завышены. Но, по официальным данным КГБ, с января 1935 г. по июнь 1941 г. в стране было репрессировано 19,8 млн. человек, из которых в первый год после ареста были казнены и погибли под пытками 7 млн. человек. Яковлев А.Н. определяет демографические потери от репрессий порядка 15 млн. человек.

В то же время в 20-е и 30-е годы широко сохраняются традиции многодетности, вследствие чего численность населения достаточно быстро растет. Если в 1926 г. в границах СССР проживало 147 млн. человек, то в 1939 г. - уже 170,6 млн. человек, а с вновь приобретенными западными территориями - 190,7 млн. человек. Огромные демографические потери понесла наша страна во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Это было связано с крупными военно-политическими просчетами тогдашнего советско-партийного руководства, недостаточной технической и мобилизационной готовностью страны, слабой квалификацией военных кадров, пострадавших во время массовых репрессий, с политикой национального геноцида, проводимой фашистскими оккупантами, а также с уже давней российской традицией «не стоять за ценой» своих военных побед. В 1946 г. советские официальные органы определили военные потери нашей страны порядка 7 млн. человек, то есть на уровне потерь Германии на советском фронте. В настоящее время демографические потери Советского Союза во время Великой Отечественной войны оцениваются порядка 30 млн. человек. Страна была обескровлена в полном смысле этого слова на многие десятилетия. Первая послевоенная перепись населения 1959 г. показала, что в СССР проживало 208,8 млн. человек, причем женщин было больше на 21 млн.

В 60-е годы широкие массы населения европейских районов страны переходят к малодетной семье, что снизило темпы роста численности населения. В 1970 г. в границах Советского Союза проживало 241,7 млн. человек, а в 1979 г. - 262,4 млн. человек. По численности населения СССР занимал третье место в мире, уступая лишь Китаю и Индии. Воспроизводственный демографический потенциал страны резко снизился в конце XX века. Если за период 1926 - 1939 гг. среднегодовые темпы роста численности населения составили 1,4%, за военное и послевоенное двадцатилетие 1939 - 1959 гг. - 0,5%, за 1959 -1970 гг. - 1,5%, то за 1970 - 1979 гг. -уже 1%.

§ 8. Основные изменения в социальной структуре населения

На протяжении XX в. коренные изменения произошли в социальной структуре населения страны. Предреволюционная Россия имела по существу крестьянский характер, поскольку крестьяне и кустари составляли 66,7% ее населения. На рабочих приходилось 14,6%, а на буржуазию, помещиков, торговцев и кулаков (богатые крестьяне) -16,3%. Узкий социальный слой представляли служащие - 2,4% населения страны. В этих цифрах - вся трагедия исторического развития страны начала XX века. В России не было достаточной социальной базы для революционных экспериментов. Большевики, создавшие диктатуру своей власти под видом диктатуры пролетариата, и «белое» движение, пытающееся восстановить дореволюционную Россию, имели примерно одинаковую по величине демографическую базу. Поэтому Гражданская война вылилась в самоистребление, а в последующем общественном развитии видную роль стал играть социальный геноцид.

В процессе Гражданской войны были уничтожены «эксплуататорские классы», а в результате коллективизации крестьянство стало колхозным. В последующем изменения в социальной структуре населения СССР обусловливались индустриализацией страны и формированием ее научно-культурного потенциала. В результате индустриализации быстро увеличивалась численность и удельный вес рабочих, которые официально были основой правящего режима. В 1939 г. рабочие составляли 33,7% населения страны, в 1959 г. - 50,2%, а в 1979 г. - уже 60%. В связи с массовым оттоком населения из села быстро сокращалась численность и снижался удельный вес колхозного крестьянства. На этот процесс повлияло и широкое распространение совхозов, работники которых с позиции официальной статистики относились к категории рабочих. В 1939 г. колхозное крестьянство составило 47,2% населения страны, в 1959 г. - 31,4%, а в 1979 г. - лишь 14,9%. В XX в. в стране быстро растет социальный слой служащих, занятых административными, хозяйственными, канцелярскими и контрольными функциями. В 1939 г. служащие составляли уже 16,5% населения СССР, в 1959 г. - 18,1%, в 1979 г. - даже 25,1%. Исходя из официальной коммунистической идеологии, государственная политика была направлена на формирование безклассового общества и стирание социальных различий. Ее результатом стала определенная социальная однородность общества, но и снижение личной инициативы, поскольку предприимчивость, образование и квалификация не давали достаточных преимуществ в оплате труда.

§ 9. Формирование научно – культурного потенциала страны

В советский период в стране был создан огромный научный и культурный потенциал. Россия конца XIX - начала XX вв. пережила свой «серебряный век» культуры. Русская литература и искусство получили всемирное значение, а развитие фундаментальной науки принесло стране заслуженную славу. Формируется достаточно влиятельный социальный слой интеллигенции, то есть людей, профессионально занимающихся сложным творческим трудом. Даже сам термин «интеллигенция» был введен в употребление в русской литературе 60-х годов XIX в., а потом проник и в другие языки. Однако эти великие достижения культуры и науки не стали достоянием широких народных масс, поскольку они в своем большинстве были неграмотны. В 1913 г. грамотность среди населения России в возрасте 9 лет и старше составляла только 28%. Среди городских жителей страны неграмотные составляли почти половину, а среди сельских жителей - даже 3/4. Преемственность в развитии российской культуры и науки была прервана Гражданской войной. Во время 1-ой мировой войны создание массовой армии потребовало резкого расширения офицерского корпуса. Призванные в армию образованные люди одели офицерские погоны, что в условиях революции противопоставило их преобладающей пролетарско-крестьянской массе населения. Значительная часть дореволюционной интеллигенции враждебно отнеслась к идее насильственного революционного преобразования страны, поэтому была уничтожена во время Гражданской войны, эмигрировала из страны или даже была из нее выслана.

В условиях противостояния с «буржуазным миром» в Советском Союзе по существу заново был создан значительный научный и культурный потенциал, быстро сформировался достаточно значительный слой «народной» интеллигенции. В предвоенные годы одним из направлений его формирования стала «культурная революция», в процессе которой была быстро ликвидирована массовая неграмотность. В 1939 г. неграмотные среди городского населения составили лишь 6%, а среди сельских жителей - порядка 16%. В послевоенное время страна вышла на уровень поголовной грамотности. Так, в 1979 г. неграмотные среди горожан в возрасте 9-49 лет составили лишь 0,1%, а среди сельских жителей - 0,3%. Таким образом, элементарная неграмотность сохранилась лишь среди небольшой группы старых и больных людей.

На протяжении XX века существенно вырос общий культурный уровень населения, о котором косвенно можно судить по удельному весу лиц с высшим и средним образованием. Так, если в 1939 г. 90% населения имели лишь начальное образование, то в 1979 г. - порядка 36%. Напротив, удельный вес людей со средним образованием за этот период вырос с 10% до 55%. В то же время в последние годы в связи с проблемой финансирования образования поднимался вопрос о чрезмерно высоком образовательном стандарте, что не соответствует действительности. Даже в 1979 г. высшее и незаконченное высшее образование имели лишь 15% населения страны. К тому же явно видно несоответствие между образовательным уровнем и культурой населения. На этой основе в стране была создана мощная система подготовки высококвалифицированных и научных кадров мирового значения, особенно в области фундаментальных исследований и ВПК.

§ 10. Основные тенденции урбанизации страны

Несмотря на быстрое развитие промышленного производства в конце XIX - начале XX вв. предреволюционная Россия оставалась преимущественно сельской страной. В 1913 г. в городах России проживало лишь 18% ее населения. Гражданская война, голод и разруха явились причиной оттока населения из городов, поэтому в 1923 г. доля городского населения снизилась до 16,1%. В особо сложном положении оказались столичные города. В Москве в 1920 г. проживало лишь 1,1 млн. человек, а население С.-Петербурга уменьшилось на полмиллиона.

Быстрый рост городского населения СССР начался с конца 20-х годов в связи с индустриализацией страны и коллективизацией сельского хозяйства. Индустриализация обусловила все возрастающий спрос на трудовые ресурсы со стороны быстро растущего промышленного производства городов, а коллективизация оторвала крестьян от земли и выталкивала их в города. Уже в 1940 г. города сосредоточили третью часть населения страны. В начале 60-х годов численность городских и сельских жителей сравнялась, а в конце 70-х годов уже свыше 60% населения страны проживало в городах. За советский период произошло коренное изменение самой структуры городского расселения. Если в середине 20-х годов преобладающая часть горожан проживала в малых и средних городах, то в конце 70-х годов их большая часть уже приходилась на крупные города. Концентрированный характер городского расселения своим следствием имел быстрое формирование крупногородских агломераций, то есть локальных систем больших городов и их пригородных зон. Диспропорциональность городского расселения страны стала значительной общественной проблемой. Со стороны власти неоднократно декларировалась политика ограничения роста крупных и активизация развития малых и средних городов, однако реального успеха она не имела.