Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XIIв. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр.
Но несмотря на размеры территории Новгородской земли, ее отличали невысокий уровень плотности населения, сравнительно малое по сравнению с другими русскими землями число городов. Все города, кроме "младшего брата" Пскова (обособившегося с 1268 г.), заметно уступали по численности жителей и своему значению главному городу русского средневекового Севера - Господину Великому Новгороду.
Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XIIв. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XVв. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде.
Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.
Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви - архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и пр. Город делился на 3 (позже 5) частей - "концов", торговоремесленные представители которых наряду с боярством принимали заметное участие в управлении Новгородской землей.
Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело
использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.
Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела важные политические последствия. Новгород неохотно участвовал в общерусских делах, в частности, выплате дани монголам. Самая богатая и большая по территории земля русского средневековья, Новгородская, не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель. Правящая в республике боярская знать стремилась к защите "старины", к недопущению каких-либо изменений в сложившемся соотношении политических сил внутри новогородского общества.
Усиление с начала XVв. в Новгороде тенденции к олигархии, т.е. узурпации власти исключительно боярством, сыграло роковую роль в судьбе республики. В условиях усилившегося с серединыXVв. наступления Москвы на новгородскую независимость значительная часть новгородского общества, в том числе не принадлежащая к боярству земледельческая и торговая элита, или перешла на сторону Москвы, или заняла позицию пассивного невмешательства.
Культура Древней Руси 10-13 вв.
Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа.
Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.
Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.
Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный - церковнославянский - язык.
Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси.
Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов в житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.
Повесть временных лет - общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Вершина древнерусской литературы - Слово о полку Игореве.
В церковной архитектуре заметно ощущалось влияние Византии. Воспринялся крестово-купольный тип храма. Скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность (Софийский собор в Киеве). Вскоре появился и Софийский собор в Новгороде, что стало спором двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине 12 в во Владимире сооружается Успенский собор.
Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Первые иконы были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении её многовековой истории.
Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой - сканью, зернью, эмалью.
Древнюю Русь земледельца и горожанина, труженика и защитника раскрывает устное народное творчество. Оно представлено былинами - эпическими сказаниями Древней Руси (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин). В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.
Развитие культуры Древней Руси происходило в условиях тесной взаимосвязи со странами Европы и Азии. Общерусская культура не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы Запада и Востока, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов других стран.
Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в. Александр Невский.
Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населённая племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказались во власти немецких царей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землёй утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения её северо-западных земель в зону имперского влияния.
В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почётное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть в Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название - Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей - построении в форме сужающегося клина ("свинья"), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лёд, не выдержавший веса тяжеловоожённой пехоты. Относительная безопасность северо-западный рубеж Руси, Новгородской земли была обеспечена.