Смекни!
smekni.com

Конституционная политика в Индии (стр. 2 из 17)

Таким образом, проведя глубокий анализ колониальной политики одной из ведущих партий Великобритании, А.Г. Судейкин в целом разделяет мнение других российских историков, что процесс создания новой конституции имел целью не реальное предоставление самоуправления индийцам, а удержание последней в составе Британской империи.

В данном направлении работали и Л.В. Степанова, И.Д. Парфенов. Выводы исследователей в целом совпадают с концепцией А.Г. Судейкина.

Изучением индийской истории, занимались многие исследователи. В работе А.М. Дьякова основное внимание уделяется росту национального движения в Индии под руководством ИНК с 1918 года. Намерения англичан при созыве конференции "круглого стола" получают крайне негативную оценку: разжигание вражды между мусульманами и индусами. Конституция 1935 года, по мнению А.М. Дьякова, заслуживала определения "рабской", которое получила от индийцев.

Г.Г. Котовский также акцентируют внимание на национально-освободительном движении в Индии и росте популярности ИНК. Но исследователь обращается и к истории создания и деятельности других партий Индии; коммунистической, конгресс-социалистической партий. Мусульманской Лиги.

Автор полагает, что начало реформированию индийской конституции в конце 20-х годов ХХ века было положено мощной кампанией протеста, развернувшейся в Индии против английской колониальной политики. Поводом послужило формирование комиссии Саймона, не включавшей представителей Индии. В новой конституции Индии исследователи отмечают ряд положительных черт. Во-первых, возросло число избирателей до 14 %, что позволило обладать правом голоса некоторым группам трудящихся из числа крестьянского населения и рабочих. Во-вторых, расширялись и прерогативы законодательных собраний, перед которыми отныне были ответственны провинциальные кабинеты министров. Но наряду с этюд конституция включала множество негативных моментов. Самый главный недостаток конституции, по справедливому замечанию автора, состоял в том, что в ней не был зафиксирован статус Индии. Критически исследователь подходит и к оценке федерального устройства Индии, которое предполагалось установить по конституции. Он полагает, что данное положение вызвало бурю негодования, поскольку введение федеральной схемы предусматривало в будущем расчленение страны. Однако такой вывод представляется спорным, поскольку именно индийские представители прибыли на I сессию конференции "круглого стола" с идеей Всеиндийской Федерации, которую настороженно приняло британское правительство, а со стороны оппонентов в парламенте федеральное устройство для Индии вызвало большую волну критики.

Те исследователи, которые занимаются изучением биографии ведущих политических деятелей и национальных лидеров, изучают историю Индии в тесной связи с судьбой этих героев.

Автор А.В. Горев рассматривает своеобразие путей к национальному лидерству двух людей: М. Ганди и Дж. Неру. Каждый из них определенное время занимал лидирующее положение в партии ИНК. Несмотря на то, что Дж. Неру считается преемником М. Ганди, между ними возникали конфликты и непонимание, и судьба каждого была по-своему сложной.

Основным достоинством работ по истории Индии является глубокая разработка проблем, связанных с этапами становления национального движения в Индии, особенностями его развития. Свои отличительные черты массовые движения в Индии приобрели благодаря самобытной тактике, которую разработал Ганди. Она вошла в историю как метод ненасильственного сопротивления или сатьяграха. Основы философии гандизма, его компоненты также хорошо изучены в российской историографии. Однако в отечественной исторической науке прослеживается тенденция к уменьшению значения проблем, присущих Индии, а также перекладывание ответственности за многие из них на Великобританию. Так, существует склонность недооценивать степень вражды между мусульманской и индусской общинами. Многие исследователи её корни видели в политике британского правительства, направленной на искусственное разжигание индо-мусульманских противоречий.

Третью группу исторической литературы по обозначенной проблеме составляют исследования, посвященные в целом кризису и распаду Британской империи. Исследователи проблем кризиса и распада Британской империи рассматривают события в Индии как составную часть всего процесса заката империи.

Н.А. Ерофеев в своем исследовании рассматривает политику британского правительства как попытку внести раскол в национальное движение, в ряды ИНК, что позволило бы продлить время империи в Индии. По мнению Ерофеева, уже на конференциях англичане сталкивали деятелей ИНК, Мусульманской Лиги и князей. Реакцию на конституцию 1935 года в Индии исследователь рассматривает в несколько ином аспекте, чем большинство авторов. Автор справедливо отмечает, что после первой волны критики в адрес этой конституции, деятели национального движения перешли к сотрудничеству с властями. Этот факт позволил состояться выборам 1937 года, в которых участвовал и ИНК и Мусульманская Лига.

Однако основной вывод Ерофеева также содержит негативную оценку политики английских властей, которые, прибегая к репрессиям, провоцируя вражду, делали небольшие уступки, пытались удержать Индию.

Представляют интерес и работы по проблемам Британской империи, созданные индийскими исследователями.

А.К. Азад, видный деятель ИНК, игравший в нем важную роль около 50 лет, посвятил свое произведение проблемам истории Индии в 1939-1947 годах, подробно обращаясь к участию Индии во Второй Мировой войне и одновременному развитию национального движения, которое привело к достижению Индией независимости в 1947 году. Но в первых главах автор обзорно коснулся событий из истории Индии до 1939 года. Однако, подробно останавливаясь на борьбе между направлениями в ИНК, Азад не затронул вопросов, связанных с разработкой новой конституции: работу комиссии Саймона, участие Ганди в конференции "круглого стола", отношения к Акту 1935 года в Индии.

Другие индийские историки Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи, создавшие коллективный труд по истории Индии, больше всего внимания уделили Индии в древности и средние века. Современной истории Индии посвящены лишь две последние главы. Авторы целиком придерживают положения, что ИНК был единственной, крупной и хорошо организованной партией Индии. Поэтому английское правительство, по мнению индийских историков, изначально не могло достичь своих целей при назначении комиссии Саймона, поскольку она бойкотировалась лидерами партии, выражавшей общественное мнение. Исследователи дают подробный анализ конституции 1935 года, подчеркивая, что раздел, касающийся провинциальной автономии, содержал ряд принципиально новых моментов и был жизнеспособен. Но закон 1935 года в части, касающейся создания федерации, осуществлен не был. Очевидным достоинством работы индийских историков является использование наряду с хронологическим и проблемного подхода к изучению истории Индии. Отдельные пункты посвящены раскрытию сути проблем религиозных общин, индийских княжеств. Но при изучении политических организаций и партий Индии, авторы больше всего внимания уделяют ИНК, придавая исключительно важную роль деятельности Конгресса в политической жизни Индии.

Обзор зарубежной историографической литературы хотелось бы начать с замечания, что проблемы Британской империи получили большое внимание со стороны английских исследователей, что является естественным результатом столь длительной и тесной связи истории Великобритании с империей. В Англии с 1971 года издается специальный журнал по проблемам колониальной империи. Серия публикаций на страницах этого журнала посвящена и индийской проблеме в политической жизни Великобритании. Поскольку большинство авторов соглашаются в том, что закон об управлении Индией был разработан деятелями из числа консерваторов, то детальному анализу подверглась политика консервативной партии. Наиболее принципиальные разногласия среди исследователей возникают при анализе истоков и значения оппозиции в консервативной партии, возглавляемой У. Черчиллем, а также при оценке Акта 1935 года. Проблемы дискуссий, развернувшихся на страницах журнала, получили детальную разработку и в большом количестве монографий.