План
Введение
Глава 1. Основные направления британской конституционной политики в Индии в 1929-1935 годах
1.1 Декларация лорда Ирвина 1929 года и её последствия
1.2 Разногласия консерваторов по индийскому вопросу в 1929-1931 годах
1.3 Разработка Акта об управлении Индией 1935 года
Глава 2. Позиция У. Черчилля по индийскому вопросу в 1929–1935 годах
2.1 Причины сопротивления Черчилля правительственному курсу в Индии в 1929–1935 годах
2.2 Концепция Черчилля по проблемам Индии
2.3 Последствия критики У. Черчилля индийской политики 30-х годов ХХ века
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
После окончания I Мировой войны Великобритания постоянно испытывала сложности, связанные с дальнейшим управлением обширной колониальной империей. Не являлась исключением и политика Великобритании в отношении Британской Индии. Значимость и важность Индии для Британской империи никогда не вызывали сомнений. В политической системе Великобритании существовало несколько ведомств, занимавшихся внешними связями: министерство иностранных дел, министерство колоний, министерство по делам доминионов. Но вопросами индийской политики ведало отдельное министерство по делам Индии. Однако столь пристальное внимание к проблемам управления Индией не снижало их количества.
В 1919 году Великобритания разработала новый Акт по управлению Индией, который вошел в историю как реформа Монтэгю-Челмсфорда. Через 10 лет специальная комиссия должна била сделать заключение об эффективности функционирования созданной системы. Результатом работы этой комиссии стал проект новой конституции для Индии, которая получила оформление в Акте 1935 года.
Необходимость дважды в течение 10 лет возвращаться к преобразованию колониальной структуры и Индии может служить показателем действительных и серьезных затруднений Великобритании в отношениях с этой частью империи.
Трудности были вызваны рядом причин. Одна из самых важных заключалась в развитии мощного и своеобразного национального движения в Индии. На первый взгляд, прямой связи между размахом этого процесса и началом реформ не наблюдалось. Дважды, и в 1917, и в 1927 годах, Великобритания приступала к пересмотру системы управлении без видимой активизации национального движения. Затем британские политические деятели провозглашали о начале курса реформ, дав далеко идущие обещания. Одновременно с этим лидеры национального движения разворачивали широкую агитацию по стране, в ходе которой выдвигали свои требования, шедшие дальше деклараций Лондона. Следовавшая за этим трудоемкая работа в Британском парламенте заканчивалась выработкой нового закона по управлению Индией. Однако, и в 1917, и в 1935 годах он оказывался более сдержанным, чем предыдущие обещания. И естественно, что каждое законодательство все дальше отстояло от растущих требований индийцев.
Самое поверхностное объяснение этим явлениям может заключаться в следующем: в правительстве Великобритании после окончания I Мировой войны теряли уверенность в свои силах, способности и дальше обеспечивать эффективное управление империей, и, в частности, Индией. Но требовалось определенное время и испытания, чтобы признаться в этом. Тогда же империя казалась естественным и неизменным фактором, и, практически, никто в Великобритании не мог представить себе независимой Индии даже через какой-то промежуток времени. Британское правительство совершенствовало систему управления Индией, будучи твердо уверенным, что способствовало прогрессу Индии, постепенному продвижению колонии к самоуправлению, но обозначить время окончания этого процесса никто не брался. Естественно, что работа правительства не была легкой, особенно при разработке Акта 1935 года. В Великобритании оформилась мощная оппозиция, которая предупреждала об опасности курса правительства в Индии, поскольку он мог привести к росту проблем в колонии и даже ее потере.
Однако вряд ли кто из сторонников и противников реформ в Индии мог в 30-е годы ХХ века предположить, что это случится так скоро, через 12лет. Ещё сложнее было подставить, что в 1947 году произойдет относительно мирный переход от британской системы к периоду самоуправления, без какой-либо войны за независимость. Более того, уже полвека в Индии существует политический режим, повторяющий во многом британскую систему.
Объяснение такому направлению в развитии Индии в послевоенный период и на современном этапе английский историк Д. Лоу находит в системе, заложенной Актом 1935 года. Поскольку весь период конституционных преобразований в З0-е годы ХХ века привлекал внимание многих исследователей, но вместе с тем вызвал противоречивые оценки, то представляется важным и интересным обратиться к этой проблеме еще раз.
Предмет исследования: изучение проблем, связанных с процессом разработки и принятия индийской конституции 1935 года британским парламентом.
Хронологические рамки: Нижний рубеж – 1929 г.: Декларация лорда Ирвина (с нее начинается новое направление британской политики в Индии). Верхний рубеж – 1935г.: связан с принятием английским парламентом в июле 1935 года Акта об управлении Индией.
Степень изученности: существует значительное количество литературы по данной теме, написанное зарубежными исследователями. В российской историографии конституционные преобразования в Индии в З0-е годы нашего столетия изучены гораздо меньше.
В целом всю российскую историографию по проблемам англо-индийских отношений можно разделить на 3 группы:
1) исследования, посвященные изучению и оценке деятельности британского правительства по разработке основ конституции,
2) значительная группа авторов работала над исследованием событий и процессов в Индии в изучаемый период. Много внимания уделялось проблемам активизации национального движения в Индии, росту авторитета ИНК, деятельности лидеров национального движения, таких как Дж. Неру, М. Неру, М. Ганди, М.А. Джинна,
3) литература, посвященная в целом кризису и распаду Британской империи, касается и вопросов англо-индийских отношений.
Н.Ф. Мочульский занимался историей Англии в межвоенный период. В курсе лекций, которые Н.Ф. Мочульский читал на историческом факультете МГУ в 50-е годы, автор обращал внимание больше на внутренние проблемы Великобритании в З0-е годы ХХ века: трудности, вызванные экономическим кризисом, активизация рабочего движения, дебаты по вопросам протекционизма и фритрэда. Имперские события привлекали меньше внимания автора, но упоминание о работе конференции "круглого стола" и создании новой конституции для Индии содержится в работе автора. Основной вывод, который автор сделал по этой теме, состоит в следующем: Индия не получила самоуправления и статуса Доминиона, поэтому вся работа была направлена на упрочнение колониального положения.
В.Г. Трухановский в ряде комплексных исследований по новейшей истории Англии обращается и к проблемам отношений с другими странами в рамках Британской империи и Содружества Наций. Однако процесс создания конституции для Индии в 1929-1935 годах получает гораздо меньше освещения, чем работа имперских конференций в Лондоне и Оттаве в 1929-1932 годы. Анализируя конституцию 1935 года, Трухановский отметил ряд положительных моментов: участие индийцев в работе центральных и провинциальных представительных органов и правительств, увеличение числа избирателей с 2,8% до 14%. Автор справедливо заметил, что большая часть работы по выработке основ конституции была проделана консерваторами, но автором конституции был назван Болдуин хотя главную роль в организации работы принадлежала С. Хору, министру по делам Индии. Как и Мочульский, Трухановский пришел к выводу, что конституция была направлена на сохранение господства Великобритании. Это способствовало и привлечению на свою сторону верхушки индийского общества. Исследователь также затронул и проблему разногласий консерваторов по индийской поли. тике; среди наиболее яростных оппонентов был назван У. Черчилль выступивший против каких-либо уступок Индии.
Черчилль действительно сыграл важную роль в консолидации оппозиционных сил в Британском парламенте и в целом по стране.
Более подробно к истокам разногласий между Черчиллем и лидером консерваторов Болдуином по индийской политике Трухановский обращается в работе, посвященной биографии У. Черчилля.
Автор считает, что в конце 20-х годов ХХ века назрела объективная необходимость уступок для индийского населения, но с сохранением английского господства, которую поняли многие здравомыслящие люди Великобритании. Предложение вице-короля лорда Ирвина о привлечении индийцев к управлению встретило поддержку лидера консерваторов Болдуина, а также большинства членов партии. Черчилль не принял эту политику. Споры по проблемам Индии лишили Черчилля участия в национальном правительстве 1931 года. В течение почти 10 последующих лет он вынужден был довольствоваться скромной ролью члена парламента, которых в Англии называют "заднескамеечниками". Но мнению Трухановского, имперские амбиции и "твердолобость" Черчилля отделили его от большой части консерваторов, которые вместе с лейбористами и либералами работали над новой конституцией. Трухановский дает достаточно полную картину взглядов Черчилля по индийской проблеме, а также влияние последней на дальнейшую политическую судьбу этого деятеля. Однако автор не обращается к вопросам о глубине разногласий по индийской политике среди консерваторов и поддержки Черчилля другими консерваторами.
Таким образом, все названные исследователи склонялись к оценке конституционных преобразований З0-х годов как меры, которая помогла бы удержать Индию в составе империи благодаря небольшим уступкам, связанных с привлечением индийцев к управлению. Данные авторы не обращались к анализу различий во взглядах между группами деятелей в рамках консервативной, либеральной и лейбористской партий.
Работа А.Г. Судейкина принципиально отличается в этом отношении. Она посвящена колониальному курсу лейбористов. Автор обращается к исследованию взглядов лейбористов по колониальной политике в рамках достаточно обширного периода между двумя Мировыми войнами. Лейбористы только дважды, в 1924 и 1929 годах формировали свои правительства. Однако на обширном источниковом материале (включающем отчеты о ежегодных конференциях лейбористской партии). А.Г. Судейкин прослеживает мнение лейбористов по всем имперским проблемам, которые имели место в то время. Он выделяет определенные оппозиционные группы внутри лейбористской партии по отношению к той или иной проблеме колониальной политики. Что касается исследования индийской политики лейбористов 1929-1935 годов, то оно приобретает особо важное значение, поскольку лейбористы победили на выборах 1929 года, и все инициативы в отношении Индии связаны с лейбористским правительством Макдональда. Однако А.Г. Судейкин достаточно критически оценивает индийскую политику лейбористов в те годы. Созыв конференции "круглого стола" автор считает попыткой лейбористов задним числом включить индийцев в работу, поскольку они не были представлены в комиссии Саймона. Никаких конструктивных решений она, по мнению исследователя, не выработала. Автор осуждает принцип, которым руководствовались в то время лейбористы: не спешить с переменами. Во всех действиях лейбористского правительства, по мнению историка, можно усмотреть опасение из-за скоропалительных реформ потерять Индию, а вместе с ней и основу могущества Британской империи. Хотя А.Г. Судейкин обращается к вопросу о разногласиях среди лейбористов, особенно по проекту конституции для Индии, он больше склонен проводить сравнение и аналогии с позициями других партий, в частности, консервативной. Исследователь полагает, что, хотя в арсенале лейбористов имелись более разнообразные, чем у консерваторов, методы, они были подчинены той же цели – прочному удержанию Индии в орбите британского влияния. В этом автор видит причины поддержки консервативной партией индийского курса лейбористов.