Смекни!
smekni.com

Культурно-исторические типы цивилизаций (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Культурно-исторические типы цивилизаций

Эволюция понятия цивилизация

Циклическая концепция развития цивилизаций

Причины упадка и гибели цивилизаций

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций

Заключение

Список литературы

Введение

Тема контрольной работы "Культурно-исторические типы цивилизаций" по дисциплине "История мировых цивилизаций".

Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нет сценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углубляться в процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). История мировых цивилизаций - это новая дисциплина, которая своей синтетичностью способна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представление о развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации.

Культурно-исторические типы цивилизаций

Эволюция понятия цивилизация

Само слово появилось в языке не столь давно. В печати впервые употреблено в 1766 году, обнаружил Февр. Кто употребил первым не известно. Хотя прежде в языке имели место слова " цивилизованный" и "цивилизовать".

В энциклопедиях понятие "цивилизация" ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Именно так осмысливал ее Гольбах. Экономисты (А. Смит) связывали понятие "цивилизация" и "богатство". У многих исследователей цивилизация отождествлялась с хорошими манерами. Именно так этот термин впервые употребил Вольтер в своих трудах. Во множественном числе слово появилось после XVIIIвека, в связи с созданием различных теорий цивилизаций. Так, в 1827 году вышли "Принципы философии" Дж Вико и "Мысли о философии человечества" Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказал убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Появление в 1877 году книги Моргана "Древнее общество" или "Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно, соотношение понятий "культура" и "цивилизация" долгое время они выступали как синонимы. В XXвеке антропологическое понятие культуры, как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.

цивилизация культура эволюция циклический

Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать это определение. Цивилизация - (от латинского civilis- гражданский, государственный).

Определение российского обществоведа Семенниковой, построенное на формуле Тойнби, принято считать рабочим: "Цивилизация-это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу".

Какова продолжительность существования цивилизаций? По этому вопросу мнения очень разные. Шпенглер О. и А. Тойнби считали, что цикл развития цивилизаций равен приблизительно 1000 лет; Лев Николаевич Гумилев-1.5 тыс., лет; Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизаций составляет приблизительно 185 лет.

Разные мнения и по вопросу о том, сколько и каких цивилизаций было. Данилевский насчитывал их 11, Шпенглер-8, Тойнби сначало-100, потом постепенно сокращая, дошел до 36 потом до 21 и в итоге до 13.

В принципе, вопрос о том, сколько их было - 100 или 13 не столь уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа - культурно-исторический тип цивилизаций.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам:

1. Общность и взаимосвязь историко-политической судьбы и экономического развития.

2. Взаимопереплетение культур.

3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизаций:

1) Не прогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы).

2) Циклического развития (страны востока).

3) Прогрессивного типа развития (Греко-латинская и современная европейская).

Циклическая концепция развития цивилизаций

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении "земля - вода-воздух-огонь" - путем вверх, трансформацию в обратном направлении - путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосе время от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800 лет) или "мировой пожар", за которым следует период влаги, благодаря чему сохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.

Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.

Все народы он разделил на три основных класса:

1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-исторические типы.

2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам, не создали великих цивилизаций, но как "Божий кнут" способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.

3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.

В книге "Россия и Европа" Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.

Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политической независимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.

Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета, когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическую систему государств, а не представляют одно политическое целое.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения - относительно короток, а затем - истощение жизненных сил.

Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например: греческая достигла высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская в области права, и. т.д.

Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.

Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложена в книге "Закат Европы" (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры. "Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".

Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимо остановиться хотя бы очень коротко на "больших циклах" Кондратьева и циклическом контуре пассионарной концепции Гумилева.

Теория "больших циклов" (48-55 лет) касается экономических проблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волнового циклического процесса.

Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людей и природной среды. Природа этноса, по Гумилеву - энергетична. Пассионарность - это эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса. Пассионарность - это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, ни жизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именно они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляются пассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам:

1-я фаза этногенеза - подъем. Человеческий коллектив, впервые восходящий на историческую сцену, вдохновляется императивом: "Надо исправить мир, ибо он плох".