3. Оружие воинов эпохи бронзыдревних племен Западной Сибири
Второе тысячелетие в Западной Сибири отмечено распространением первого металла. Прежде всего, новый материал начал применяться для изготовления оружия. Правда первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а их форма повторяла очертания каменных изделий. Тонкие металлические пластинки лезвий ножей и наконечников копий нередко гнулись от ударов и быстро тупились. Это и не удивительно, потому что первые металлические изделия были медными, а медь, как известно, очень мягкий металл.
Ситуация изменилась с появлением сплава - бронзы. Со средины 2-го тыс. до н. э. на огромных территориях северной Евразии появляются сходные типы прекрасного бронзового оружия. Заслуга в его создании и распространении принадлежит сейминско-турбинским племенам. Эти племена вышли из районов рудного Алтая и расселились на большой территории северной Евразии. Воины этих племен владели прекрасным набором вооружения из бронзы. Грозным оружием в их руках было копье с коротким древком и большим наконечником длиной до 40 см. Обязательным оружием каждого воина были богато орнаме6нтированные втульчатые топоры – кельты. Набор оружия ближнего боя дополнялся двулезвийными кинжалами и ножами. Интересно, что эти виды оружия ближнего боя не имели перекрестья. Рукоятки таких клинков с обеих сторон украшались литым орнаментом, а на их навершиях часто помещались фигурки животных.
Виды оружия претерпевали серьезные изменения на всем протяжении бронзового века, что было связано с появлением новых племен, с усовершенствованием техники ведения боя и, прежде всего, с развитием новых видов хозяйства: развитием скотоводства. Со второй половины 2-го тыс. до н.э. в лесостепях и степях Западной Сибири появляются племена андроновской культуры. Их стремительному расселению на новых территориях содействовали наличие у них лошадей, которых они запрягали в боевые колесницы.
К началу 1-го тыс. до н.э., в эпоху позднего бронзового века, на территории Сибири андроновцев сменили их дальние родичи, племена культур карасукского круга. Развитие вооружения андроновских и карасукских племен шло по линии приспособления оружия для нужд колесничих и, затем, всадников. Древние мастера удлиняют клинки оружия и постепенно кинжалы приближаются по своему виду к коротким мечам. У кинжалов появляется перекрестье, способное удержать вражеский клинок. Такие удлиненные кинжалы, приближенные по своим размерам к мечам, были удобными и для всадника, и для пешего воина. К этому времени уже не встречаются кинжалы без перекрестий, широко бытовавшие у лесостепных племен эпохи развитой бронзы и предназначенные для ведения индивидуального боя и поражения противника из засады на небольшом расстоянии.
4. Оружие воинов- кочевников Алтая
Вопросы изучения военного дела древних кочевников Горного Алтая привлекают внимание специалистов в течение длительного времени. М.П.Грязнов и С.В.Киселев использовали находки предметов вооружения как хронологический показатель при отнесении разных групп памятников к различным этапам пазырыкской культуры и сопоставления их с другими культурами скифского и хунно-сарматского времени. Первый опыт систематизации материалов по вооружению пазырыкской культуры был предпринят С.И.Руденко, который проанализировал находки стрел, кинжалов, чеканов, щитов и изображения воинов. В.Д.Кубаревым были охарактеризованы находки предметов вооружения из курганов рядовых кочевников в восточных районах Горного Алтая. В работах Ю.С.Худякова был проведен сравнительный анализ комплекса вооружения кочевников Горного Алтая с наборами оружия других культур скифского времени в Южной Сибири и рассмотрены общие закономерности формирования военного искусства древних номадов. Наряду с характеристикой военного дела пазырыкской культуры в целом, важное значение имеют работы, в которых анализируются материалы по вооружению из локальных районов распространения культуры. В результате целенаправленного изучения В.И.Молодиным и Н.В.Полосьмак курганов пазырыкской культуры на плоскогорье Укок удалось реконструировать внешний облик, защитное облачение и воинское снаряжение пазырыкских воинов. Особый интерес представляет обнаруженное на могильнике Ак-Алаха-1 захоронение пазырыкской амазонки - женщины в воинском облачении с оружием.
Пазырыкская культура датируется IV – началом II века до н. э. Она была распространена на территории Горного и Центрального Алтая и относится к ираноязычным культурам кочевого типа, заселившим в раннем железном веке огромные пространства от степей Северного Китая до степей Северного Причерноморья. Пазырыкская культура прошла два этат па развития: первый, пазырыкский этап, и второй, завершающий или шибинский этап позднескифского или хуннского времени.
Курганы пазырыкской группы донесли до нас много интересного, благодаря специфике природных условий. Главной из этих особенностей является образование через несколько лет после захоронения в кургане вечной мерзлоты. Именно благодаря мерзлотной линзе впервые в исследовании культур евразийских степей I тыс. до н. э. были найдены хорошо сохранившиеся тканые и кожаные изделия, а также деревянная фурнитура.
Сравнительный анализ находок в курганах с ледяными линзами представляет интерес для реконструкции комплекса вооружения и военной организации пазырыкских воинов. К сожалению, полный набор воинского снаряжения обнаружен далеко не во всех захоронениях, даже в курганах с мерзлотой. В памятниках пазырыкского этапа полный набор вооружения встречен только однажды. В одном из могильника горного Алтая (Кок-Эдиган) был погребен воин с конем в полном вооружении и снаряжении. На нем был воинский пояс с бронзовыми обоймами, к которому были подвешены чекан и колчан. К бедру был пристегнут кинжал. От колчана сохранились бронзовая бляшка, крюк и два костяных наконечника стрел. Судя по материалам погребений, воинов могли хоронить как с конем, так и без коня, в полном наборе или только с отдельными предметами вооружения. Эти различия могли объясняться как личными воинскими заслугами умершего, так и принадлежностью к разным родам и их военным отрядам. На втором, шибинском этапе, ни в одном из погребений не было обнаружено полного набора вооружения. Исследователи связывают это с тем, что оружие в захоронениях стало выполнять символическую знаковую функцию.
Население Горного Алтая в скифское время имело на вооружении три основных вида оружия - лук, стрелы, кинжалы и чеканы, что соответствует классическому комплексу вооружения южно-сибирского всадника-лучника (Худяков, 1986, с. 144). Легкая конница пазырыкцев обладала полным набором вооружения: оружием для ведения дистанционного боя - луком и стрелами, оружием для ближнего боя в конном и пешем строю - чеканнами, и оружием для рукопашного боя в спешенном строю – кинжалами.
Основным видом оружия дальнего боя древних кочевников Горного Алтая в скифское время был лук. По археологическим данным хорошо известно, что население Горного Алтая в этот период было хорошо знакомо со сложными луками, как большими, длиной более 1 м, так и небольшими, короткими, длиной более 60 см, так называемого "скифского" типа. Оба типа луков успешно использовались как в бою, так и на охоте (Кочеев, 1997, с. 147-151). На территории Горного Алтая в результате археологических раскопок найдено немало остатков луков.
Самым массовым материалом среди предметов вооружения являются наконечники стрел. В памятниках I тысячелетия до н.э. Горного Алтая найдено большое количество наконечников стрел, изготовленных из бронзы, рога и кости. В колчанных наборах горноалтайских кочевников скифского времени обычно находят от 1 до 20 экземпляров наконечников стрел (Кочеев, 1987, с.55), причем бронзовых наконечников меньше, чем роговых, что характерно для памятников Южной Сибири. Бронза, как основной материал для изготовления наконечников стрел в основном применялась в VIII-V вв.. до н.э. Бронзовые наконечники из памятников Горного Алтая Iтыс. до н.э. были двухлопастными втульчатыми, и трехлопастными как втульчатыми, так и черешковыми, четырехгранными втульчатыми.
Своеобразной чертой Горного Алтая является использование в военном деле роговых и костяных наконечников. Они известны в памятниках второй половины I тысячелетия до н.э. на всей его территории. В колчанных наборах число их невелико - от 5 до 10 экземпляров (Кочеев, 1987, с.55). В основной же массе число наконечников не превышает 2-5 экземпляров. Практически все наконечники стрел на территории Горного Алтая изготовлены из рога марала, что вероятно обусловлено как местными сырьевыми ресурсами, так и определенной сложившейся технологической традицией. По своим типам роговые наконечники подразделяются на втульчатые и черешковые, большинство наконечников были трехгранными в сечении, реже встречаются встречались четырёхгранные, плоские, пулевидные наконечники.
Что касается применения роговых и костяных наконечников в боевых действиях, то здесь существует несколько точек зрения. Ряд исследователей считает, что они являются исключительно охотничьими (Руденко, 1953, с.242), другие справедливо полагают, что роговые наконечники одинаково успешно использовались и на охоте, и в бою. Об этом свидетельствуют факты нахождения наконечников в телах погребенных (Кочеев, 1983, с.94).
В качестве оружия ближнего боя у племен Горного Алтая скифского времени был широко распространен чекан. Чеканы предназначались они для поражения защищенного доспехом противника. О широком распространении чеканов свидетельствует довольно частые находки в курганах. Чеканы были хорошо известны у населения тагарской культуры, населения скифских культур Тувы, Северо-Западной Монголии и лесостепного Алтая.