В ту далекую эпоху складывались и очень тесные контакты между сакскими племенами и соседними народами. В VIII - VII вв. до н.э. племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию были тесно связаны с цивилизациями Древнего Мира -Ассирией и Мидией, с середины VI в. до н.э. начались тесные контакты с Персией. Так создавалась в это время знаменитая легенда о царице Томирис. Персидский царь Кир решил завоевать саков и массагетов, этот поход персов потерпел полную неудачу, его войска были разгромлены, а сам великий завоеватель погиб. Именно тогда, после блестяще одержанной победы, царица Томирис приказала наполнить кровью кожаный мешок, и опустив в него голову Кира, сказала: "Ты жаждал крови, пей же ее!". И эта легенда описана "отцом истории" Геродотом. При преемнике Кира, Дарие первом, саки все же были покорены, но личные качества воинов - саков были так значительны, что они попали в личную гвардию царя, в так называемые "десять тысяч бессмертных". Еще один поход предпринял Дарий первый против массагетов, и вновь, как и Кир потерпел сокрушительное поражение. Из этого похода Персидский царь узнал и о Шираке. Ширак, в 518 г до н.э., порезав свое тело ножом, перебежал к персам, и представил себя обиженным вождем, персы, поверив ему, выслали вместе с ним большой отряд своих воинов, а Ширак, окольными путями завел это войско в пустыню, и оно полностью погибло.
После персов на земли саков вступили войска Александра Македонского, в борьбе против знаменитого полководца проявил себя один из сакских вождей по имени Спитомен. Три года саки под руководством Спитомена в тылу отборных войск Македонского оказывали самое ожесточенное сопротивление, и только подкуп некоторых вождей саков позволил подавить восстание, но саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою независимость. Однако воинские подвиги саков составляют только одну из страниц их богатой истории. Самым значительным вкладом саков в мировую историю стало их культурное наследие. Внимание археологов издавна привлекали так называемые "царские курганы" - огромные насыпи, диаметром до 150 метров, а высотой до 18 метров. Многие из них были разграблены в давние времена. "Царские курганы", по определению А.Н. Бернштама принадлежат "царским сакам и усуням". Топография этих курганов свидетельствует о стройной системе религиозных и космогонических представлений саков. При раскопках в этих курганах находили оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения. Самым значительным достоянием науки стал раскопанный "Иссыкский курган", в котором было обнаружено захоронение Золотого человека. Это открытие позволила досконально изучить и определить духовную жизнь саков Казахстана. Все золотые изделия свидетельствуют о превалировании в искусстве саков "звериного стиля", который стал достоянием мировой культуры в изделиях из золота всемирно известных скифских курганов.
Изобразительные элементы и сам костюм, по мнению ряда ученых, воспроизводят троичную модель космоса, что сопоставимо с элементами природы, воплощенными в орнамент. Троичность заключалась в царстве низа, воды - подземного мира; середина - в царстве земли, верх - с царством неба. Конический головной убор схематизирует космос - царство неба, кольцевое строение представляет собой тетраэдерную модель мира - царство земли. Иначе говоря, головной убор Золотого человека - это мир творения неба и земли. Таким образом, жизнь саков - это уже сложный общественно - политический организм со многими элементами развитой культуры, что послужило историкам основанием заявить о сакской государственности на территории Казахстана.
Это пространство живой истории, она знает радость и страдание... Это место, где происходили события, и лишь человек делит их на большие и малые... Эта земля в центре Азии - дом для многих людей, колыбель бесчисленных родов несущих в себе неспокойную кровь кочевников...
5. Хунну, усуни и кангюи
В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э.. Хунну распространили свое влияние от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. В 206 г. до н.э. во главе этих племен становится Модэ Шань Юй, который разгромил китайцев. Через несколько лет, около 201 г. до н.э. войска Хунну продвинулись на запад, вплоть до Илийс-кий долины.
В 177 г. до н.э Модэ и его полководцы покорили несколько племен Юечжи. Источники так пишут об этом: "Милостью неба воины были здоровы, а кони в силе; они уничтожили и усмирили юедий". Начиная с этого времени, хунну установили свою власть, по - видимому, на всей территории от Тихого океана до Прикаспия.
По одной версии усуни - это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, а по другой - это те же самые Юечжи.
Многие памятники усуньской культуры указывают на заимствования из сакского стиля, особенно при изображении лошадей. Как показывают китайские источники хунну и усуни были кочевниками, где большую роль играло скотоводство. Об этом писал Сыма Цянь: "начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеялами". Основой всех войск кочевых объединений была конница, а важнейшим оружием были - лук и стрелы. Длина лука была 70 - 80 см, стрелы имели железный трехреберный наконечник. Хунну делились на 24 рода, во главе которых были старейшины, примерно также делились и усуни. Верховный владетель хунну назывался шаньюй, у усуней гуньмо. Государство Усунь имело свою столицу - Чигу. На территории Казахстана материальная культура усуней прослежена в долинах Чу и Кегень. Жилища усуней делались из сырого кирпича и из из камня. 4-5 семейных домов составляли поселок. Высокоразвитым ремеслом было гончарное. Ювелирное искусство усуней очень хорошо характеризуют золотые изделия из Каргалинского ущелья вблизи г. Алматы. Среди находок - два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурок горных козлов и другие изделия, среди них особенно выделяется ляется Каргалинская диадема. Это длинная золотая полоса, внутри которой которой имеются изображения зверей, птиц, людей, длина диадемы 35 см, а ширина 4.7 см. Генетически эти изделия созданы в зверином стиле".
Высокое проявление духовности у древних усуни наглядно и одновременно очень загадочно раскрывает курильница, найденная в окрестностях г.Алматы в 1993 году. Вместе с ней были обнаружены два человеческих скелета и множество остатков керамических изделий. Курильница - это круглое блюдо, закрепленное на усеченно-конической подставке. Сама подставка расширяется книзу. В середине блюда находится скульптурная композиция из пяти фигур животных и представляет сцену терзания горного козла двумя волками и двумя птицами. Они окружены вереницей из шестнадцати фигур хищников, похожих на кошачьих, высота всего изделия 22,5 см, диаметр 35 см. Что можно определить по этой композиции? В среде кочевников известен культ волка и он ассоциируется с темным миром, с миром погребения, с миром отходящим в небытие; в то же время у скифов и саков волк выступает как представитель царского рода, известны древние легенды о происхождении тюркских народов от волков и волкоподобных. Птицы (по всей видимости вороны) как бы являются медиаторами между хищниками и травоядными животными и как правило образ ворона связан со смертью, войной, поглощением жизни. Фигурки горных козлов воплощают верхний, светлый мир. Вся композиция отражает вековечную борьбу двух миров в настоящем, а кроме того являют возможные отражения древних воинских культов. И, действительно, один из китайских источников передает: "Гуньмо (властитель усуней - ред.) был новорожденный. Наставник бежал с ним, (затем) положил в траву и пошел искать пищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка) молоком, ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и взяв его, вернулся к сюнну (хунну - ред.)- Шаньюй (царь хун-ну - ред.) воспитал (ребенка). Когда ребенок вырос и возмужал, Шаньюй дал Гуньмо народ его отца, велел начальствовать над войсками. Неоднократно Гуньмо совершал воинские подвиги." Великое переселение народов во второй половине второго века до н.э. оказало значительное воздействие на государственные объединения в Казахстане, среди которых выделяется государство Кангюй. Территория его охватывала Южный Казахстан и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго- западного Семиречья. Государство кангюев было очень сильным вооруженным объединением. Они могла выставить до 120 тысяч конницы. По свидетельству китайского источника "кангю... горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед нашими посланцами." В 47 - 46 годах до н.э. Кангюйский правитель поддержал северо - хуннского шаньюя Чжичжи в борьбе с государством Усунь. В переплетении взаимных претензий и вражды Чжичжи был изгнан из ставки Кангюйского правителя и ушел на Талас, где начал строить город. Китайцы сожгли город Чжичжи, а он сам был пленен, и вместе с ним 1518 его поданных. В этих событиях китайскими союзниками были кангюй: Государство кангюев представляло собой общественно - политическое объединение, где вместе со скотоводством получила распространение земледельческая культура, а многие поселения становились центрами ремесла и торговли. Включенность населения кангюев в международную торговлю подтверждают находки вещей, изготовленных в удаленных ремесленных центрах. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что население кангюя, как горожане, так и скотоводы - кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового Пути в систему международной торговли. Генетически и по социально - экономическому строю Кангюй очень тесно связаны с усунями и саками. Страна кангюй большей части располагавшаяся по берегам Сырдарьи и ее ответвлений Куандарьи и Инкардарьи называлась страной "Массагетов болот и островов". Среди множества городов известен легендарный комплекс Жеты-Асар, состоящий из двадцати городов на Куандарье. Самым большим из них был Алтын-Асар, по легенде внутри этого города было так много золота, что его вывозили караванами двенадцать лет подряд по указанию персидского царя Хосрова, захватившего город.