Смекни!
smekni.com

Виктимизация жертв насильственной преступности (стр. 4 из 7)

Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется психофизическими особенностями детского и подросткового возрастов — физической слабостью, любопытством, жаждой приключений, доверчивостью, внушаемостью, неумением приспосабливаться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощностью в конфликтных жизненных ситуациях, но не только: виктимозначимо здесь проявляются их социальные роли, положение в системе социальных отношений, а также положение, которое они занимают в семье.

Они становятся жертвами таких преступлений, как детоубийство, истязание, убийство в целях устранения препятствий для вступления в брак, завладения наследством, избавления от обязанности платить алименты.

Важнейшим проявлением повышенной виктимности несовершеннолетних является также негативное воздействие взрослых на их психику, приводящее к нравственным уродствам, проявление которых может оказаться и криминальным, и виктимным. Известно, что насилие в отношении детей трансформируется в насилие среди несовершеннолетних и молодежи и по мере взросления последних уносится ими в криминальное будущее. Другими словами, несовершеннолетний становится жертвой негативного воздействия, ибо приобретает антиобщественную установку личности, а далее, в зависимости от развития событий, иногда случайного, реализуя эту установку, может стать и потерпевшим, и преступником.

Особенности психофизического порядка определяют повышенную виктимность лиц пожилого и преклонного возраста. Прежде всего, здесь виктимологически проявляется физическая слабость, особенно у женщин.

Возможно и такое стечение обстоятельств, при котором самые ценные качества человека делают его наиболее доступной преступнику жертвой, если реализуются в попытках пресечения или предотвращения преступлений.

3. Соотношение образовательного и культурного уровня жертв и лиц, совершающих насильственные посягательства

В сложившейся обстановке большое значение приобретают викимологические аспекты профилактики, ее правильная и всесторонняя организация. Для этого наряду с изучением индивидуальных свойств личности преступника следует должное внимание уделять изучению личности потерпевшего и конкретной жизненной ситуации. Знание последних необходимо и потому, что преступление есть результат взаимодействия жизненной ситуации с антиобщественными установками личности виновного, а в конкретной жизненной ситуации в той или иной мере проявляются и личность, и поведение потерпевшего

Исследование личности потерпевшего имеет большое значение не только для квалификации преступления, но и для изучения и предупреждения преступности

В современной России крайне низок уровень правосознания у значительной части граждан. Поэтому вряд ли можно оспорить то, что у каждого народа такая преступность, насколько он способен к самоконтролю, насколько он хочет себя контролировать, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости.

Это справедливое утверждение, если дополнить его способностью осознавать пределы криминальной опасности и необходимости ей противостоять, полностью относится и к виктимности (массовой и индивидуальной), которая в России отличается более высокой долей нриинения вреда жизни и здоровью, чем в развитых странах.

Сознательная дисциплина имеет виктимологичееийй аспект: масса людей не задумывается о виктимогенном характере своего поведения в разных вариантах — от виктимно-кримимального до совершенно не осознаваемого, при полной возможности это сделать.

Для современной России неуважение к закону стало ширмой, а в некоторых регионах оно стало без преувеличения обвальным. Это негативное, неуважительное отношение к закону, конечно, не однозначно. Оно наиболее ярко проявляется в преступном, но также и в виктимном поведении. Различные формы и степени виктимного поведения обнаруживаются у жертв, которые сами виновны в преступлениях, иных противоправных, аморальных поступках. К примеру, даже нейтральные жертвы, скрывающие преступление, становятся виновными и уж во всяком случае демонстрируют неуважение к закону и своему моральному долгу перед обществом. У каждого народа есть «порог насыщения преступностью» и только от него зависит его предел. Если народ имеет такую преступность, какой он позволяет существовать и какую терпит (позиция виктимологическая), в которой часть граждан принимает более или менее активное участие (позиция криминальная), он (народ) имеет и такую виктимность, которая есть и следствие и частью причина преступности.

Хотя общие характеристики личности преступника относятся и к насильственным преступникам, их личность имеет свои особенности. Так, преступления, связанные с насилием, реже совершаются женщинами: мужчин среди насильственных преступников около 90%. Женщины обычно прибегают к насилию на бытовой почве, особенно в связи с аморальным и противоправным поведением жертвы — как правило, супруга или сожителя. Возраст насильственного преступника, как правило, достаточно молодой — до 40 лет. При этом преступления, связанные с лишением жертвы жизни и причинением вреда здоровью чаще совершаются лицами в возрасте 25—29 лет, а изнасилования — лицами моложе 25 лет.

Образовательный и социальный уровень насильственных преступников ниже, чем у остальных категорий преступников и населения в целом. Как правило, эти лица имеют относительно невысокую квалификацию, работают на малооплачиваемой работе или вообще не работают.

Среди насильственных преступников много рецидивистов, в том числе ранее совершавших менее тяжкие преступления против личности и общественного порядка. Кроме того, зачастую у лиц, совершающих насильственные преступления, «за плечами» имеется большой багаж аморальных поступков и правонарушений: систематическое злоупотребление спиртными напитками, хулиганство и т. д.

Насильственным преступникам свойственны нарушения социальной идентификации и адаптации, десоциализированность. Они слабо воспринимают навязываемые обществом нормы поведения, вместо этого оценивая ситуацию исходя из личных представлений и желаний. Наблюдается также примитивность потребностей, эгоцентризм и импульсивное стремление к реализации желаний и потребностей, не сдерживаемое механизмами самоконтроля. Нарушения социализации проявляются и в трудностях в установлении контакта с другими людьми, которые в результате этого воспринимаются как чуждые и враждебные вне зависимости от их намерений. Для таких лиц свойственны психологические механизмы самозащиты: они считают, что поступки, в совершении которых они обвиняются, спровоцированы жертвами, а сами они действовали верно, и не должны нести за это ответственность. Выраженность подобных отклонений может быть разной, в результате чего выделяются лица с устойчивой агрессивно-насильственной ориентацией личности, ситуативные преступники, в целом ведущие себя положительно или нейтрально и совершающие преступление под воздействием внешних обстоятельства, а также промежуточный тип, стоящий на грани социально приемлемого.

Среди насильственных преступников много психопатов (по разным оценкам от 30 до 60%) и лиц с пограничными психическими расстройствами. В числе наиболее криминогенных аномалий психики называют прежде всего алкоголизм, а затем различные расстройства личности: диссоциальное, импульсивное, эмоционально-неустойчивые, параноидные, истероидные, шизоидные.

Психиатр О. Г. Виленский выделяет среди прочих расстройств шизоидное, для которого он считает типичным патологическую гомицидоманию — стремление к убийству, которое вытекает у этих людей не из бредовых идей или галлюцинаций, а существует само по себе, побуждая искать всё новые жертвы. Достаточно часто именно это расстройство объясняет совершение многих жестоких и безмотивных убийств, в том числе серийных и сексуальных.

5. Проявление личностных качеств жертвы в особенностях его предкриминального, посткриминального поведения и ситуации посягательства на жизнь и здоровье

Определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность указанных личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой суммативное, интегрирующее качество (характеристику) личности — ее индивидуальную виктимность.

Любой человек обладает определенными личностными качествами, для него типичны определенные ситуативные обстоятельства, делающие его в большей или меньшей степени уязвимым. Он потенциально, а при неблагоприятном стечении обстоятельств и реально виктимен.

Представляется бесспорным, что определенное поведение, социальная роль, статус, если они создают «предрасположенность» к тому, что лицо при соответствующих обстоятельствах может стать жертвой преступления, и способность к этому, выражают специфическое свойство этого лица, связанное с его личностными качествами. Это свойство — одно из составляющих качества индивидуальной виктимности, представляющей собой не что иное, как состояние уязвимости, зависящее не только от субъективных, но и объективных факторов.

Индивидуальная виктимность, следовательно, складывается из личностного и ситуационного компонентов, причем их качественные характеристики находятся в системной взаимозависимости.

Личностный компонент индивидуальной виктимности — это способность стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств.