Смекни!
smekni.com

Виктимизация жертв насильственной преступности (стр. 5 из 7)

Человек существо - общественное и, формируясь как личность, он социально адаптируется, «осваивает» свои индивидуальные особенности, одновременно вырабатывая систему защитительных средств и приспособлений. Исследования показывают, что если потенциальная жертва в виктимогенной обстановке не поддается виктимизации, не определяет себя как жертву, а остается личностью и доказывает преступнику, что является субъектом а не объектом в данной ситуации, то ей нередко удается избежать виктимизации.

Латентная жертва - это всего лишь степень относительной способности человека стать жертвой преступления.

Важнейшим элементом ситуации совершения преступления являются личность и поведение жертвы. Духовные и физические свойства потерпевшего в той или иной мере выражаются в его поведении. Причем личностные черты могут и не получить конкретного проявления в поведении. Виктимология особенно интересуется такими видами поведения потерпевшего как неправомерное, виктимное (виновное) поведение. Под «виктимным» понимается нарушение норм нравственности.

Считаем возможным типологизировать потерпевших в зависимости от их социально-психологических характеристик потерпевшего на следующие виды:

1) потерпевшие, не способные сами адекватно оценить виктимность ситуации, предшествующей преступлению. К ним можно отнести детей и лиц с психическими отклонениями. Эта категория людей практически беззащитна перед преступными посягательствами, если они оказываются вне сферы влияния лиц, призванных контролировать их поведение и защищать их;

2) потерпевшие, способные сами адекватно оценить опасность ситуации, предшествующей преступлению, но в силу того, что преступник является их знакомым или родственником, не строящие предположения о наступлении криминальных последствий;

3) потерпевшие, находившиеся в своих домах, чаще всего в сельской местности, и подвергшиеся там нападениям, которые иногда сопровождаются ограблением жертв, либо, напротив, вначале совершается разбой, который перерастает в изнасилование и сексуальное убийство;

4) потерпевшие, способные сами адекватно оценить виктимность ситуации, предшествующей преступлению, но по тем или иным соображениям пренебрегшие мерами личной безопасности. Сюда относятся, в первую очередь, женщины, чьи маршруты передвижения пролегали по безлюдным местам, в поздние вечерние часы без сопровождения и т. д.

Нравственно-психологическая характеристика имеет значение, в первую очередь, применительно к тем категориям преступлений, в которых указанные черты личности потерпевших ложатся в основу способа и формы совершения преступления или выступают в виде повода преступления. В этом отношении наиболее показательно состояние опьянения. (Конечно, разница между алкоголиком и человеком, редко употребляющим спиртные напитки, существует, но для ситуации, в которой человек активно или пассивно ведет себя именно в силу состояния опьянения, это не имеет значения). Привычка к спиртному, к наркотикам — черты личностного облика явно виктимного плана. Взять хотя бы столь характерное в этом плане преступление, как «обирание» пьяных или множество убийств и случаев причинения тяжкого вреда агрессивным потерпевшим.

Очевидно, помимо нравственно-психологических особенностей потерпевших, следует учитывать и различные отклонения от нормального умственного развития; также сказываются и определенные болезненные возрастные изменения. Так, преступником могут быть использованы слабая память, снижение половой потенции и др. «Подходы» к потерпевшему преступник находит, ориентируясь на чувство одиночества, например, овдовевшей женщины; возможны и иные варианты, когда действует преступница в расчете на одинокого пожилого мужчину.

В механизме преступления проявляются самые различные нравственно-психологические особенности жертвы — и отрицательные (половая распущенность, склонность к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ, жадность, деспотизм, агрессивность, грубость, трусость, жестокость, мнительность, пассивность, некритичность, моральная неустойчивость, физическая слабость и др.) и положительные (доверчивость, доброта, рассудительность, тактичность, вежливость, решительность, храбрость, хорошая физическая подготовка).

Все эти качества проявляются в поведении и при определенных обстоятельствах могут способствовать или препятствовать (в этом случае они становятся факторами минимизации виктимности) совершению преступления.

Личностные качества проявляются неоднозначно. Поэтому нельзя исходить из того, что объективно негативное качество всегда негативно проявится и в криминологическом механизме. Так, трусость (качество, несомненно, отрицательное) может реализоваться в уклонении лица от вмешательства в рискованную ситуацию, а это снимает возможность причинения ему ущерба. С другой стороны, в подобной ситуации окажется повышенно виктимным лицо, пытающееся противостоять преступнику.

Повышенная виктимность зависит также и от ролевого статуса потенциальных жертв. Лица, занимающие определенные должности или занимающиеся определенного рода общественной деятельностью, именно в силу специфики своей работы чаще, чем другие, оказываются потерпевшими от преступления. Так, работники милиции, народные дружинники, сторожа, кассиры, инкассаторы, военнослужащие при исполнении обязанностей по караульной службе или патрулированию, т. е. лица, обязанные противодействовать преступнику, рискуют при этом здоровьем и даже жизнью; участники предпринимательской деятельности привлекают внимание преступников как владельцы собственности, соперники в конкурентной борьбе, источники криминальных поборов и др.

Так, среди потерпевших от организованных вымогательств владельцы и служащие частных предприятий (в основном торговых) составляют 40 %, владельцы и служащие других видов предприятий — 8,1, индивидуальные предприниматели — 8,8 % , 15.

В рассматриваемом плане индивидуальная виктимность, следовательно, — это способность, а повышенная индивидуальная виктимность — сочетание способности и предрасположенности стать жертвой.

Реальных жертв без потенциальной виктимности не бывает. Каким бы, на первый взгляд, «невиктимным» ни казался человек, как бы идеально он себя ни вел, стать жертвой лишь за счет внешних обстоятельств он не может. Необходима еще сумма личностных качеств, определяющих способность стать жертвой, понести ущерб. И повышенная индивидуальная виктимность приобретается субъектом не от нуля. Ее основа — не отсутствие виктимности, а «нормальная», «средняя» потенциальная индивидуальная виктимность, способность стать жертвой, от которой человек не может избавиться с первого до последнего дня жизни.

Любой индивидуум потенциально виктимен, поскольку он, находясь в определенной жизненной обстановке, включаясь в сплетение разноплановых социальных отношений, может оказаться жертвой преступления. Он не приобретает виктимность. Наоборот: просто не может быть потенциально невиктимным. Но это, разумеется, вовсе не означает, что ему «суждено стать жертвой с неизбежностью и предопределенностью».

Виктимные предрасположения, виктимная способность— специфические личностные качества — относительны. Они существуют объективно только как системные элементы. Качествами виктимной потенции их делает состояние общества, в котором закономерно существует преступность.

Таким образом, индивидуальная виктимность — это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку (но не фатальной) способности стать жертвой преступления. Реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции, эта уязвимость зависит от субъективных и объективных предрасположений и в конечном счете выступает как объективная неспособность или субъективное нежелание избежать причиняемого преступлением вреда.

Нередко лицо характеризуется противоположными параметрами виктимной потенции: например, может легко защититься от нападения, но совершенно не способно разобраться в уловках мошенника, или наоборот. Вместе с тем виктимность как состояние уязвимости относительна, так как всегда реализуется в ситуации, оказавшейся для этого достаточной. Одинаковые личностные качества, аналогичное поведение могут привести к различным последствиям в зависимости от конкретной ситуации.

Как носители индивидуальной виктимности, жертвы преступлений отличаются в личностном и поведенческом отношениях значительным разнообразием. Жертва (потерпевший) может быть активной и пассивной; осознающей сущность и последствия своего поведения или остающейся в неведении; близко связанной с причинителем вреда и вовсе с ним не знакомой; способной к сопротивлению и др.

Соответственно и ее роль в механизме преступления может быть активной и пассивной, осознанной и неосознанной, решающей и второстепенной; ограничиваться непосредственно ситуацией причинения вреда и быть важнейшим элементом формирования преступника в этом его качестве и др.

С точки зрения своей «виктимологической биографии» жертва может быть пострадавшей один (однократно) и несколько раз (повторная жертва, жертва-рецидивист); случайной (ситуативная) и предрасположенной (условно-виновная).

Следует также различать потенциальные жертвы (в отношении которых реального причинения вреда еще не произошло), реальные жертвы (уже понесшие ущерб); а также латентные жертвы (реальные, но по тем или иным причинам оставшиеся вне официального учета). Наиболее интересны для виктимологии жертвы с повышенной уязвимостью, в т.ч. и вытекающей из их негативного поведения, а также латентные жертвы, намеренно избегающие огласки факта причинения им вреда.

Преступники учитывают, что представляет собой избираемая ими жертва, определяют, какие ее качества можно использовать.