2.2 Преобразования в администрации
Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.
Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской.
План составился очень быстро: он был начат в конце 1808 г. и в начале октября 1809 г. лежал вполне готовый на столе императора. Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т.к. нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России.
Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
3 апреля 1809 г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809 г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.
Оба указа готовились и были изданы втайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2) он один их рассматривает;
3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.
Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к началу 1811 г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.
Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. В результате интриг противников Сперанский был сослан в Нижний Новгород и Пермь.
2.3 Назначение Сперанского М.М. на должность генерал-губернатора Сибири
В 1816 г. опала на Сперанского была снята, и его назначили пензенским гражданским губернатором, а в 1819 – генерал-губернатором Сибири.
Момент для назначения был выбран удачный. Обширные сибирские территории, богатые ценнейшими ресурсами и дававшие еще совсем недавно достаточно большие поступления в казну ясаком (ценнейшими мехами) и деньгами, стали отличаться другими "подвигами" — необузданным произволом и мздоимством местных чиновников. Генерал-губернатор Сибири П.И. Пестель управлял краем, как ни парадоксально, из Петербурга.
Бесконтрольная местная чиновная братия лишь усугубляла и без того сложные условия управления и освоения восточных территорий империи, связанные с неразвитостью инфраструктуры края, ее многонациональным составом и достаточно непростыми внешнеполитическими условиями закрепления земель за Россией. Все звенья губернского управления в Сибири пронизывали крайний деспотизм, коррупция, изощренные пытки при расследовании дел, беззастенчивый грабеж коренного населения. Этим отличались и губернаторы (особенно иркутский Трескин и томский Илличевский), и местные исправники и городничие. Дело даже дошло до того, что местный полицейский начальник г. Енисейска Куколевский запряг свой экипаж подчиненными ему чиновниками, осмелившимися подать на него жалобу, и ездил на нем по улицам города. Жалобы на сибирскую администрацию всякими окольными путями все же достигали столицы, назначались ревизии, рассматривались материалы… И все оставалось по-прежнему.
Сперанский получил широкие полномочия, далеко выходящие за рамки обычного генерал-губернаторского статуса. Он имел право проведения следствия, отстранения от службы и предания суду любого виновного в злоупотреблениях должностного лица, определения и проведения мер, необходимых для наведения порядка.
Определенной императором перед новым генерал-губернатором триединой задачи — ревизии, текущего управления и подготовки реформы Сибирского края — каждой ее части с лихвой хватило бы даже одному опытному администратору, а Сперанскому государь для исполнения задуманного отводил всего полтора-два года. Решение всех этих проблем могло бы затянуться, как и все российские попытки преобразований, на долгие годы, хотя старая поговорка "и овцы целы, и волки сыты" точно походила к этому решению монарха: Сперанского вроде бы "простили и вернули" к высокой государственной должности, а его нахождение в Сибири и удаление от общегосударственных дел не вызывало нового раздражения столичной бюрократии.
сперанский губернатор сибирь реформа
2.4 Изучение проблем Сибири. Проведение Реформ управления краем
22 мая 1819 Сперанский уже подъезжал к Тюмени, а 24 мая был в Тобольске. По мере его продвижения к Иркутску росло число жалоб жителей на жестокость и самоуправство местных властей, притеснения, произвол, взяточничество и казнокрадство. Сперанский обозревал заводы, монетный двор в Екатеринбурге, присутственные места, больницы, остроги. 29 августа 1819 г. Он прибыл в Иркутск. «Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нетерпимого, - писал он другу 24 июня 1819 из Томска. – Измучен жалобами, доносами, ябедою, едва нахожу я столько терпения, чтобы окончить дело, мне порученное. Слухи ничего не преувеличивали, и дела еще хуже слухов». Богатейший край с колоссальными природно-хозяйственными возможностями, в силу своей отдаленности, отсутствия всякого надзора и контроля из далекого Петербурга, превратился в объект бессовестнейшего грабежа и произвола местных сатрапов. Новому генерал-губернатору в короткий срок приходилось одновременно и проводить ревизию края, и управлять им, и собирать материалы для разработки некоторых основ местного управления и писать уставы новых учреждений. Уличенных казнокрадов и притеснителей-взяточников он предавал суду и даже возвращал взятки «обиженным взяткодателям». Картина злоупотреблений ужасала.