Княжение Ярослава, которого в народе прозвали Мудрым, стало периодом наивысшего развития Киевской Руси. При Ярославе границы Руси простирались от Балтийского моря до Черного, от Бассейна Оки до Карпат. При Ярославе происходит дальнейшее укрепление древнерусской государственности: была укреплена княжеская власть, сохранилась система управления русскими городами через своих наместников - сыновей. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли в государстве (принцип ротации). Законодательная деятельность той поры говорит о расширении и укреплении княжеской администрации, именно в этот период было кодифицировано русское право - "Русская правда" - стала первым писаным гражданским уставом и легла в основу законодательства Руси 11-13 вв. Развитие торговли и денежных отношений привело к чеканке русской золотой (при Владимире) и серебряной (при Ярославе) монеты. Усилилась организация христианской церкви, меняется сам характер христианства, греческое духовенство принесло на Русь монашеско-аскетическую струю. В1051 г Ярослав без ведома константинопольского патриарха назначил главой русской церкви Иллариона. Видимо, византийская патриархия слишком ревниво отнеслась к назначению митрополитом русича, потому что после 1052 г в Киев на этот пост направили из Константинополя грека, а Илларион исчез - возможно, опасаясь за свою жизнь, прятался в монастыре. Ярослав старался поддерживать тесные дипломатические, династические и экономические связи с Германией, Францией и другими странами Западной Европы. Современники называли его "тестем Европы". В средневековой Европе престиж и могущество династии измерялось тем, насколько охотно другие авторитетные династии вступали с ней в брачные связи. И в этом смысле престиж его был воистину огромен.
Истинную, прочную славу принесли Ярославу его деяния на благо родины. Огромные средства тратились на строительство Киева. Взяв за образец столицу Византии - Царьград в Киеве возводятся Золотые Ворота, монументальный Софийский собор и другие храмы. Четыре сотни храмов украшали город, появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения, создаются школы, развивается русское летописание. Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни. Через некоторое время после его смерти Киевская Русь перестала существовать как единое государство.
Киевские князья присвоили себе титул великих князей. Государство раздирали феодальные распри, лишь сильная личность смогла бы его объединить. В 1097 г. в Любече (под Киевом) состоялся съезд князей, они пытались найти путь к прекращению феодальных усобиц. Одним из организаторов этого съезда был сын великого князя Всеволода - Владимир Мономах. (1113-1125). В Любиче принцип сеньората заменили родовым (принцип вотчины - наследственный). Тем самым ушла в прошлое централизаторская тенденция, и возобладал децентрализм. Русь неумолимо превращалась в квазиконфедеративное образование. Ослабление княжеской власти вызывало возрождение древнего института самоуправления - вечей. После нескольких бурных собраний вече на киевский престол пригласили Владимира Мономаха. В период наивысшего могущества он контролировал три четверти земель, находившихся под властью Ярослава Мудрого: границы Руси простирались от Дуная до Дона. Он восстановил принцип верховенства великого князя Киевского, продолжил традицию династических браков с семьями европейских монахов (был женат на дочери английского короля, сын Мстислав - на дочери шведского короля, дочь Евфимия-супруга венгерского короля, дочь Мария - супруга сына греческого императора).
Владимир ограничил законодательно использование рабского труда, источники рабства. Особенно важным являлось решение о предельной прибыли ростовщиков - 150 %, хотя оно и нарушалось. В назидание потомкам князь оставил "Поучение детям" - в некоторой степени автобиографический труд. Произведение проникнуто высокоморальными принципами любви, справедливости, милосердия, отвращения к убийству, защиты убогих, сирот, послушания старших, уважения к иностранцам. Ряд его положений актуален и сегодня. В частности Владимир Мономах взывал: "Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…Ленности ведь мати всему дурному…. "
Еще до своей смерти Владимир Мономах разделил Русь на пять подвластных ему княжеств: Киевское, Переяславское, Смоленское, Владимир-Волынское, Суздальское. Лишь номинально признавал верховенство великого князя вечевой Новгород. Союзниками Киеву считались Черниговское, Червенское, а Камская Булгария и Южная Эстония уплачивали дань. В течение семи лет традиции отца пытался поддерживать его сын - Мстислав. После его смерти в 1132 г. хозяйственно самостоятельные княжества все больше замыкаются в своих пределах, не нуждаясь в протекции Киева. Сначала их стало 15 в том числе: Переяславское, Полоцко-Минское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Новгогодское. Через сто с лишним лет количество княжеств возросло до 250.
После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировался за счет дани, платы за судебные издержки, штрафов и пошлин. До Владимира Русь представляла собой слабо скрепленную племенную конфедерацию, где население регионов владело разными языковыми диалектами. Но племенная верхушка, в какой то степени потеряла былое влияние и реальную власть. Отсутствовала единая общегосударственная символика. Постоянный аннексионизм династии Рюриковичей привел к такому чрезмерному расширению территории, при котором метрополия оказалась не в состоянии контролировать и без того лишь формально зависимые земли. Находясь на границе степей и заселенных регионов, центр Руси систематически подвергался нападениям кочевников, что серьезно мешало развитию государственных начал. Великий князь выступал больше не в роли государя, а скорее выполнял обязанности отца, поэтому узы, связывающие княжества между собой являлись не юридическими, а нравственными. Функции первых киевских князей состояли, прежде всего, в организации дружины, народного ополчения и командования ими в военных походах. В конце 10 - начале 11 вв. они усложнились, особенно в военно-дипломатической, фискальной, судебной, управленческой и экономической областях.
Советниками князя были "княжеские мужи" из верхушки его дружины, становившиеся воеводами. В 11 веке они стали называться боярами. Возникли целые династии бояр, сословие бояр не являлось закрытой кастой, в его состав мог войти любой житель за выдающиеся заслуги перед князем (государством). Из среды богатых купцов и ремесленников выходили " старцы градские" - высшие должностные лица в городах. Развивалась дворцово-вотчинная система, при которой местные князья и бояре получали большие права по отношению к зависимому населению.
Отметим, что историческая княжеская власть так и не выделилась в автономный институт государственного управления. Правовые нормы определялись начальной редакцией "Русской Правды". С развитием и утверждением феодальных отношений право приобретает характер, присущий классовому обществу, об этом свидетельствуют более поздние редакции" Русской Правды". Интересны в правовом отношении и уставные грамоты князей.
Вся политическая система и право на Руси соответствовали уровню раннефеодального европейского государства, которое несло на себе элементы монархии - в лице великого князя, олигархии - в лице совета бояр и демократии - в лице - вече.
украинский галицкое волынское княжество
Социальная структура полиэтнической Руси включала в себя свободных крестьян-общинников (смердов), которые выполняли повинности в пользу феодала, свободного городского населения, полусвободных граждан (рядовичей, закупов), рабов (челядь или холопы), изгоев.
Как полагал М.С. Грушевский, на начальном этапе существования Киевской Руси большую часть сельскохозяйственной продукции давали небольшие хозяйства типа феодальных. Однако в сложных условиях княжеских усобиц они выжить не могли. Поэтому добровольно или принудительно общинники отдавали свои участки земли боярам, получая взамен права арендаторов и защиту от посягательств. К середине 13 в. рост числа рабов из военнопленных привел к появлению института приписанных к земле. Созданная таким образом система латифундий стала основой дальнейших социально-экономических процессов. Главным источником национального дохода было сельское хозяйство. Использовались разные системы земледелия - вырубная, переложная и паровая с двухпольным и трехпольным севооборотами. Господствующей являлась трехпольная система. Занимались также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Высокого уровня достигло ремесло, можно выделить до 60 специальностей. Развивалась на Руси и торговля. Рынки, которые назывались торгами, существовали в городах и некоторых селах. Безопасность купеческих караванов гарантировалась обычно местными властями. Чтобы иметь представление об объеме внешней торговли Руси, отметим: только вывоз в Византию составлял ежегодно по 5-10 тыс. тонн различных товаров и сырья. Между тем через перевал Сен-Готард в Германию из стран Средиземноморья поступало не более 1250 тонн импорта. Постепенная ликвидация торгового пути "из варяг в греки" началась в ходе первого крестового похода (1096-1099) и завершилась во время 4 крестового похода 1204 г. Открылись новые торговые маршруты через страны Средиземноморского бассейна в обход территории нынешней Украины. В 12 ст., с возвышением западноевропейской цивилизации Русь становиться более заинтересованной в торговых связях с Западной Европой, торговля с Европой для Руси стала больше транзитной.