Реферат: Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока
Филиппины принадлежат к числу государств Юго-Восточной Азии (ЮВА), географически удаленных от ближневосточного региона и не имевших непосредственных контактов со странами Ближнего Востока ни в историческом прошлом, ни в колониальный период, когда внешнеполитические приоритеты определялись метрополиями (Испанией с конца XVIдо конца XIXвв., затем США - с 1901 по 1946 гг.). Тем не менее в постколониальное время развитие многосторонних отношений с государствами Ближнего Востока и такой авторитетной в исламском мире международной структурой, как ОИК, вышло на одно из первых мест во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Филиппин. Происходило это постепенно, по мере того, как страна освобождалась от традиционно односторонней проамериканской ориентации во взаимоотношениях с внешним миром, вынуждавшей бывшую колонию США поддерживать тесные военно-политические, дипломатические и экономические связи на Ближнем Востоке лишь с Израилем и западными американскими союзниками и партнерами в этом регионе. Кардинальные перемены в филиппинской внешней политике начались на рубеже 70-х годов XXв. при президентстве Ф. Маркоса (1965-1986). Впервые разработанная в то время внешнеполитическая доктрина (сохраняющая свою силу до сих пор) основана на субъектности в международных отношениях, первоочередности задачи обеспечения национальных интересов, самостоятельности, активности, многосторонности дипломатии, многополюсной системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей Филиппин. Последнее прямо относилось к ближневосточной политике Манилы. Для иллюстрации используем свежие данные, приводимые в недавно вышедшей книге "Внешняя политика Филиппин на рубеже XXIв.", написанной российским дипломатом и специалистом в области международных отношений в ЮВА и Восточной Азии (ВА) Ю.А. Райковым. Вот несколько конкретных фактов: до 1972 г. Филиппины имели официальные дипломатические отношения только с Саудовской Аравией, Ливаном и Египтом. К 1981 г. были установлены дипотношения еще с 14 ближневосточными государствами. В 1974 г. Манила признала Организацию освобождения Палестины (ООП)"единственным представителем палестинского народа" и проголосовала за предоставление ей статуса наблюдателя в ООН. Более того, в ноябре 1988 г. Филиппины приветствовали алжирскую декларацию (о провозглашении Палестинским национальным советом создания Государства Палестина), и в ходе дебатов в ООН страна голосовала за принятие всех резолюций по палестинскому вопросу2.
В упомянутой книге Ю.А. Райков также ссылается на высказывание министра иностранных дел Филиппин в конце 80-х годов XXв. Л. Шахани, заявившей: "С точки зрения национальных интересов государства Ближнего Востока занимают исключительно важное, если не ключевое место, особенно в усилиях Филиппин по развитию их экономики"3.
Именно экономический фактор служит важнейшим стимулом для выработки Манилой сбалансированной модели "Филиппины - Ближний Восток", требующей немалого дипломатического и политического искусства: сохраняя традиционную прозападную ориентацию, расширять и укреплять отношения с ближневосточными государствами (и не только с консервативными режимами). Отсутствие на Филиппинах собственных нефтяных ресурсов ставит их в положение зависимости от поставок ближневосточной нефти, без чего невозможна реализация проектов помодернизации национальной экономики. С начала 70-х годов XXвека нефть - ведущая статья филиппинского импорта, причем 75% его объема шло из стран Ближнего Востока4. Арабские страны - экспортеры нефти на Филиппины занимают особое привилегированное положение в филиппинской экономике. Филиппины ввозят нефть и нефтепродукты из многих арабских стран; в Кувейте, Саудовской Аравии, Омане это единственная статья экспорта на Филиппины. В 80-х гг. XXв. общий товарооборот между Филиппинами и арабскими государствами (за счет нефтеторговли) достигал почти 10 млрд. долл. Как отмечает Ю.А. Райков, стремясь хотя бы в какой-то мере сбалансировать торговый обмен с ближневосточными нефтедобывающими странами, Филиппины приняли ряд мер по увеличению своего собственного экспорта в этот регион. Здесь Филиппины нашли новые рынки для вывоза своей избыточной рабочей силы. Лидирует Саудовская Аравия, где в 1983 г. по контрактам работали 250 тыс. филиппинцев. Между тем стабильность в экономических связях между Филиппинами и странами Ближнего Востока, базирующаяся на устойчивости системы нефтяного импорта, во многом, если не целиком, зависит от политических факторов. Не случайно, начиная с президента-диктатора Ф. Маркоса, практически все поставторитарные главы демократических Филиппин стараются не только поддерживать регулярные отношения с ОИК, но и прилагают немалые усилия, пытаясь обеспечить Филиппинам членство или хотя бы статус наблюдателя в этой влиятельной международной организации. Но все эти попытки официальной Манилы, несмотря на несомненную заинтересованность и взаимовыгодность нефтеторговли для обеих сторон, встречают отказ. Представляется, что на позицию ОИК в данном вопросе более всего влияет политикопсихологический фактор.
Для государств Ближнего Востока Филиппины, вопреки их "дипломатическим играм" в ООН, остаются прежде всего ближайшим союзником США, Израиля, крупных стран Запада (в отличие, скажем, от мусульманских стран ЮВА Индонезии и Малайзии, где преобладает антизападничество) и, кроме того, страной, в которой христианское большинство проводит политику дискриминации и угнетения мусульманского меньшинства. Подтверждение данного предположения - предоставление в 70-х годах XXв. статуса наблюдателя в ОИК самой влиятельной и массовой сепаратистской организации филиппинских мусульман - Фронту национального освобождения моро (ФНОМ) 5. В то же время ОИК, выступая за мирное решение "мусульманского вопроса" на Филиппинах, не отказывает филиппинским лидерам в поддержке и посредничестве в переговорном процессе между правительством и мусульманами-сепаратистами (см. ниже). Сложность и особая специфика отношений между Филиппинами и ОИК требуют разъяснения сущности "мусульманского вопроса" на Филиппинах.
Общие сведения: Филиппины имеют исторически сложившуюся биконфессиональную структуру населения. Жители северных и центральных районов Филиппинского архипелага (о-ва Лусон и группа Бисайских) - преимущественно христиане (до 80%), были обращены в католичество испанцами еще в XVIIв. Население южных районов страны (о-ва Минданао, Сулу, Басилан, Палаван), в свое время (конец XVIв.) устоявшее против испанской колониальной экспансии, - мусульмане (см. примеч.1 и 6). В антропологическом плане все коренное население Филиппин однородно (южные монголоиды). На сегодняшний день (по самым последним данным) на Филиппинах проживает свыше 84 млн. чел., причем, по разным оценкам, лишь 5-8% от общей численности составляют мусульмане6. Мусульманское население "разбавлено" христианами в новейшее время главным образом за счет переселенчества из демографически перенапряженных территорий Лусона и Бисайев на малозаселенный мусульманский Юг7. По конституции 1935 г., действовавшей на Филиппинах и после обретения ими независимости (1946), и ныне действующей конституции 1987 г.8 Филиппинская Республика - унитарное государство, мусульманский Юг является его неотъемлемой частью9. Именно политика жесткого государственного унитаризма, проводимая центральными властями, немало способствовала возникновению сепаратистского движения среди филиппинских мусульман с традиционными экстремистскими методами борьбы10.
Другими источниками конфликта являются: культурная отчужденность между двумя конфессиональными группами, отсутствие у филиппинских мусульман самоощущения принадлежности к единой национальной филиппинской общности и, бесспорно, факторы социально-политического и экономического характера. Это утвердившаяся исторически, так и не преодоленная практика политической и социальной дискриминации мусульманского меньшинства, социально-экономическая отсталость мусульманской периферии сравнительно с христианским центром, усложненная проблемой христиан-мигрантов в южные районы, расселяющихся на землях, которые мусульмане считают исконно своими. Факторы социально-экономического плана, а не религиозная нетерпимость в чистом виде, служили, как правило, причиной перманентных вспышек кровавых столкновений между мелкими группировками мусульман и местных христиан. С начала же 70-х годов мусульманское движение, приобретая более или менее организованный характер, превратилось в составляющую радикальной антиправительственной оппозиции, в долговременный дестабилизационный фактор. С этого же времени в кругах элитарной мусульманской молодежи, получавшей религиозное образование в зарубежных исламских центрах (Ливия, Саудовская Аравия), стали распространяться фундаменталистские и исламистские идеи. Носители этих идей ("реформаторы") выступали за "очищение" синкретического ислама и создание организованного вооруженного движения за выход мусульманских территорий из состава унитарного государства и создание независимой исламской республики (BangsaMoro). Основателем и лидером первой сепаратистской организации ФНОМ (1968) был HypМисуари, пользовавшийся большой популярностью и в филиппинской мусульманской общине, и известный за пределами Филиппин. В 70-х годах ФНОМ установил контакты с фундаменталистскими организациями Индонезии и Малайзии, оттуда, а также из стран Ближнего Востока шли оружие и деньги. Именно тогда ОИК признала ФНОМ единственным законным представителем мусульман южных Филиппин, предоставив ему статус наблюдателя11.
В 1977 г. в результате раскола ФНОМ возникла еще более радикальная сепаратистская организация Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ) во главе с Хашимом Саламатом. Центр деятельности этой организации расположен на о. Минданао, в него входят главным образом представители одной народности магинданао12. В 80-х годах отдельные мусульманские лидеры (в частности, основатель ультрарадикальной группировки Абу Саяф Абдуразак Абубакар Джанджалани) сражались на стороне моджахедов против советских войск в Афганистане, где, возможно, установили контакты с людьми Усамы бен Ладена. И все же в 70-80-х годах идеология филиппинского мусульманского движения, в котором преобладало сепаратистское течение, была далека от ортодоксального политического ислама. В этом смысле характерны программы ФНОМ и ИФОМ, в которых отсутствуют четкие формулировки о подчинении нормам шариата будущего общественного устройства независимой Республики моро. Кроме того, в 70-90-е годы среди мусульман росло число сторонников разных вариантов мусульманской автономии в пределах филиппинского государства.