Период реставрации, отмеченный острой борьбой, завершился 9 сентября 1881 г. восстанием каирского гарнизона во главе с полковником Ураби. Основными требованиями армии были созыв Палаты депутатов и формирование национального правительства во главе с Шерифом. Последний не без колебаний принял это предложение. Будучи человеком с развитым чувством собственного достоинства, независимых взглядов и не склонный играть роль марионетки в руках лидеров революционной армии, он рассчитывал ограничить вмешательство армии в политику. Вполне сознавая опасность радикализации революции и установления военной диктатуры, он решил направить ход событий в рамки конституционного развития31. Поэтому с первого же дня прихода к власти (14 сентября) он приступил к проведению выборов в Палату депутатов. Вскоре между Шерифом и лидером революции Ураби возникли серьезные разногласия. В то время как первый хотел провести выборы на основании ограниченного избирательного закона 1866 г., Ураби настаивал на проведении в жизнь более демократической избирательной системы, разработанной самим Шерифом в 1879 г., но не утвержденной хедивом. Было вполне естественно, что вожди революции 9 сентября стремились продолжить развитие политических учреждений с той стадии, на которой оно было прервано вмешательством Европы. В конце концов Ураби уступил Шерифу, готового выйти в противном случае в отставку32.
египетский конституционализм палата совещательная
26 декабря 1881 г. открылась первая сессия четвертого состава Палаты, а 2 января 1882 г. Шериф внес в парламент для обсуждения и утверждения проект Основного закона, передав парламенту функции учредительного собрания, ответственного за разработку конституции33.
Несмотря на изменение и совершенствование некоторых формулировок, Конституция 1882 г. не отличалась от проекта Конституции 1879 г.: в ней содержались основные идеи современного парламентаризма, такие как определение принципов министерской ответственности перед Палатой, право последней утверждать законы, бюджет и вводить налоги. Правительство и Палата (ее конституционная комиссия) уже в середине января были близки к окончательному согласованию документа, если бы не январский кризис 1882 г., вызванный как и предыдущий (1879 г.) вмешательством Англии и Франции, которые 8 января представили египетскому правительству совместную ноту, в которой категорически отвергалось право Палаты принимать решения по бюджету. Шериф, испытывавший сильнейшее давление со стороны держав (новая нота от 26 января), решил пойти на компромисс с державами.31 января он внес в Палату модифицированный проект Конституции, в который был внесен ряд поправок, лишавшие парламент контроля над финансами, что фактически означало ограничение суверенитета страны, а возникшие спорные вопросы премьер предлагал решать посредством переговоров с державами34. Однако парламент, находившийся под влиянием революционной армии, отклонил статьи проекта конституции, включенные по требованию европейских кредиторов и высказался за решительную борьбу с иностранным контролем. Умеренный и либеральный Шериф был заменен решительным и радикальным сторонником революции М.С. Ал-Баруди.
События 2-5 февраля 1882 г. ознаменовали фактическую ликвидацию двойственного контроля и установление революционной диктатуры армии. Новое правительство, в состав которого впервые вошли два активных депутата парламента, приняло 7 февраля проект Конституции, которая в тот же день была утверждена парламентом и подписана хедивом.
Конституция 1882 г., в основу которой был положен проект Шерифа, предложенный парламенту 2 января, в который были внесены некоторые предложения депутатов, обобщенные председателем парламента Султан-пашой, явилась попыткой учреждения системы национальных политических институтов перед лицом европейских угроз автономии Египта35. В соответствии с Основным законом депутаты избирались на срок в пять лет и получали жалованье в 100 ег. ф. в год, председатель Палаты выбирался хедивом из числа трех кандидатов, предложенных ему парламентом; министры, назначаемые хедивом, были ответственны перед Палатой, которая получила право утверждать бюджет, за исключением тех его частей, которые предназначались для уплаты государственного долга, новые налоги, договоры, контракты или обязательства правительства с третьей стороной; Палата получила право выступать с законодательной инициативой (наряду с правительством), но с совещательным правом; она имела право вносить поправки, утвердить или отвергнуть любой пункт рассматриваемого закона.
Таким образом, в условиях напряженной борьбы за отстаивание национального суверенитета была выработана Конституция 1882 г., которая явилась наивысшим достижением египетского парламентаризма в XIX в., а Палата депутатов превратилась в высший законодательный орган. Через месяц, 21 марта Палата приняла новый более демократический избирательный закон, который явился развитием предыдущих избирательных законов. Его главное новшество состояло в том, что вводились двухступенчатые выборы: сперва избирали сотенных выборщиков (представителей от каждых ста избирателей), которые уже, в свою очередь, выбирали депутата Палаты, число членов которой увеличивалось до 12536.
Период с 1866 по 1882г г. был наиболее плодотворным в истории парламентаризма в Египте и отмечен поступательным развитием конституционных и законодательных актов, расширявших права Парламента. Однако действие Конституции 1882 г. не было надлежащим образом испытано на практике. Революция Ураби и последующая британская оккупация привели к нарушению нормальной политической жизни. Устанавливая свой контроль над Египтом, английские колонизаторы первым делом отменили конституцию 1882 г. В новом "Основном законе" (1883 г.), разработанном Дафферином37, предусматривалось создание двух новых полу-парламентских институтов по индийскому образцу - Законодательный совет38 и Генеральное собрание. Первый состоял из 30 членов, 14 из которых, включая председателя и одного из вице-председателей, являлись постоянными членами и назначались хедивом и его министрами, остальные 16 членов, включая второго вице-председателя, избирались на шесть лет провинциальными советами (из своей среды) и выборщиками-делегатами от Каира и Александрии39. Законодательный совет должен был созываться в первый день февраля, апреля, июня, августа и октября, а функции его заключались в рассмотрении бюджета и всех подготавливаемых правительством законов, но он не обладал правом законодательной инициативы, а его поправки могли отвергаться правительством.
Итак, его права были весьма ограниченными. Генеральное собрание включало в свой состав Законодательный совет, шесть министров и 46 депутатов, избираемых на шесть лет по двухстепенной системе выборов, и состояло из лиц, которые платили не менее 50 ег. ф. прямых налогов. Собрание имело также исключительно совещательные прерогативы. Однако оно было наделено одним правом негативного свойства, поскольку никакой новый налог не мог быть введен без ее согласия40.
Наиболее важным в британском "Основном законе" было восстановление абсолютной власти хедива, в руках которого была сосредоточена вся полнота исполнительной власти - он назначал и смещал министров, которые были ответственны только перед ним, высших гражданских и военных чиновников, осуществлял законодательную власть, то есть была восстановлена автократическая власть монарха, какой он обладал в соответствии с Конституцией 1866 г.
Таким образом, были ликвидированы достижения египетского конституционного движения, а страна была отброшена к прежней деспотической системе. Британская система косвенного управления ("Мы не правим Египтом, мы управляем лишь его правителями") основывалась на сильной власти полностью зависимого от них хедива41.
Параллельно с египетскими правительственными структурами во главе с хедивом была создана реальная британская структура управления, которая не была отражена ни в одном правовом документе. Номинальный характер египетских представительных институтов привел к потере интереса к выборам как среди избирателей, так и их избранников. Деятельность депутатов этого времени отличалась апатичностью и безынициативностью; чаще всего они без особого обсуждения вопроса утверждали предложения своих лидеров. Что касается Генерального собрания, то оно с 1883 г. по 1892 гг. созывалось не более четырех ("Основной закон" предусматривал ее созыв не реже чем раз в два года) раз, а обсуждения вопросов были краткими и бесцветными42. И только в период подъема освободительного движения после знаменитого Деншавайского дела (13 июня 1906 г.) настроения улицы стали оказывать влияние на некоторых депутатов, что проявилось в требовании Законодательного собрания в 1908 г. восстановить Палату депутатов и конституционное правительство43. В ответ на это и другие подобные требования колониальные власти отвечали, что время для формирования представительных органов в Египте еще не наступило.
Стремясь воспрепятствовать расширению национального движения, колониальные власти решили создать более популярный представительный орган.1 мая 1913 г. был издан новый Основной закон без какого-либо предварительного ознакомления и обсуждения в стране. Он предусматривал формирование однопалатного парламента - Законодательного собрания. Изменения в парламентской системе носили чисто формальный характер. Собрание должно было состоять из министров, 66 избранных и 17 назначенных правительством депутатов. Избирательный закон предусматривал двухстепенные выборы, в которых могли принять участие около двух миллионов человек. Каждый избранный депутат представлял 200 тысяч избирателей44. Депутат должен был быть не моложе 35 лет, грамотным и платить земельный налог 50 ег. ф. и выше, либо налог на городскую недвижимость не менее 20 ег. ф. в год45.