Смекни!
smekni.com

История египетского конституционализма в XIX – первой четверти XX вв. (стр. 1 из 4)

История египетского конституционализма в XIX - первой четверти XX вв.

История египетского конституционализма восходит к 22 октября 1866 г., когда египетский правитель (вали) 1 Исмаил опубликовал два документа - "Основной закон" (Ал-Лаиха ал-Асасийа) и "Закон об устройстве" (Ал-Лаиха ан-Низамийа) 2. Первый, состоявший из 18 статей, предусматривал учреждение "Совещательной палаты депутатов" (Маджлис шура ан-нувваб), члены которой должны были быть двадцати пяти лет и старше, сознательными и законопослушными, рожденными в Египте (ст.2), иметь хорошую репутацию (т.е. не быть банкротами, либо отстраненными от службы по судебному предписанию), не состоять ни на военной, ни на гражданской службе (ст.3-5); число членов, избираемых на трехлетний срок, на основе двухстепенных выборов, не должно было превышать семьдесят пять депутатов (ст.9 и 10) 3.

Второй документ, содержавший 61 статью, определял и уточнял правила и процедуры работы Палаты - речь правителя на открытии сессии, а также право руководителей палаты подготовить ответ Палаты и форму ознакомления с ней вали, формирование комиссий, процедуру подтверждения полномочий членов, функции и права председателя, методы рассмотрения проектов и предложений, порядок обсуждения и формы голосования. "Закон об устройстве" копировал, а в некоторых фрагментах даже в деталях воспроизводил процедуры европейских парламентов, в особенности Законодательного корпуса Франции. В то же время имелись статьи, адаптированные к египетским условиям, представлявшие по существу, совокупность этических норм и правил поведения для парламентариев. Так, депутатам предписывалось являться на заседания "в приличной, достойной одежде" (ст.12), не прерывать друг друга (ст.28), говорить только по разрешению председателя (ст.30), заблаговременно получать разрешение в случае, если они не могли присутствовать на заседании (ст.41) и др.5.

Возникает, по крайней мере, два вопроса: что заставило египетского правителя провозгласить конституцию и сформировать парламент и почему именно в конце 1866 г.? Мы согласны с теми исследователями, которые не склонны приписывать монархам, дарующим конституцию высокие и идеальные побуждения. Исторические факты свидетельствуют о том, что обыкновенно парламенты создаются (созываются) ими в периоды острых политических и экономических кризисов, либо социальных взрывов, с целью выпутаться из возникших осложнений6.

Исмаил вступил на престол в период заметного экономического подъема, ускоренной модернизации и включения страны в мировой рынок. Начало правления Исмаила совпало с самым пиком хлопкового бума, когда в связи с гражданской войной в США (1861-1865 гг.) египетские производители хлопка, воспользовавшись исключительно благоприятной конъюнктурой, в течение четырех лет в четыре раза увеличили экспорт хлопка по ценам возросшим почти втрое7.

Ослепленный необычайным процветанием, чрезмерно амбициозный Исмаил с самого начала задался честолюбивой целью ускорить европеизацию Египта, поразить воображение современников своими феноменальными достижениями и щедростью. Это требовало громадных средств, но вали не умевший трезво оценивать свои средства, считал свою страну сказочно богатой, а ее ресурсы бездонными. Но с окончанием гражданской войны в США экономическая конъюнктура ухудшилась, цены на хлопок стали падать и страну охватил кризис8. В изменившихся условиях правителю Египта нелегко было отказаться от прежних планов и многих неизбежных расходов9, и он был вынужден обратиться к займам в Лондоне и Париже. Но кризис 1866 г. вынудил хедива предпринять усилия для выявления новых внутренних источников увеличения доходов. Именно в это время Исмаил обратил свой взор на деревенских старост (омд) и шейхов и нашел эффективный способ установления контроля над ними. И хотя правитель не питал особых симпатий к последним, к "феллахам" (крестьянам), как их презрительно именовали представители господствующего слоя помещиков турко-египтяне, он прекрасно понимал, что именно деревенские нотабли являлись той общественной силой, которая может содействовать существенному пополнению его казны. Действительно, статус деревенских старост и шейхов стал меняться в период перехода к рыночным культурам и более интенсивного включения экономики в систему мирохозяйственных связей. И если в первой половине XIX в. латифундии коренных египтян встречались крайне редко, то уже в 60-80-е годы они стали распространенным явлением. Все высшие государственные посты вплоть до середины XIX в. занимали турко-египтяне, которые за государственную службу получали крупные земельные угодья в форме пожалования от правителей.

Что же касается поместий деревенской элиты, то их формирование было, прежде всего следствием распада деревенской общины и имущественной дифференциации. От первого слоя латифундистов новые помещики отличались рядом особенностей - они не были абсентеистами, занимали промежуточное положение между турко-египтянами и крестьянами; поместья турко-египтян принадлежали к категории привилегированного налогообложения - ушурийя, а владения шейхов - хараджийя10, несмотря на сохранение громадной разницы в положении двух слоев помещиков в структуре власти, со второй половины 50-х годов наметились существенные сдвиги - провинциальная элита все активнее стала привлекаться на государственную службу, что также содействовало повышению ее экономического и социального статуса.

Одна из важных особенностей слоя деревенской элиты состояла в том, что эта была поднимающаяся, чисто египетская и более многочисленная социальная общность, отличавшаяся большим динамизмом и более ясно выраженными переходными к буржуазному типу чертами. Она в гораздо большей степени, чем остальные классы и слои, связанные с производством и экспортом хлопка, воспользовалась благоприятной конъюнктурой бума 1861-1865 гг., заметно приумножив свои доходы11. По всем этим причинам Исмаил полагал, что основным источником пополнения его казны могут стать провинциальные нотабли.

Созданная Исмаилом, вопреки протестам турко-черкесских пашей, Совещательная палата должна была стать инструментом в руках правителя, с помощью которого он предполагал установить более прочные связи и эффективный контроль над деревенской элитой, ибо потенциальная оппозиция правителю и окружавшей его иностранной османо-египетской элите могла появиться, прежде всего, со стороны коренных помещиков. В ответ на лояльность последних, он был готов повысить их политический статус, приведя его в соответствие с возросшим их экономическим весом12.

Поэтому отнюдь не случайно во всех трех составах Палаты эпохи Исмаила (избранных в 1866, 1870 и в 1876 гг.) абсолютное большинство мест в ней принадлежало омдам и шейхам. Сама избирательная система предназначалась преимущественно для сельских местностей, а города были представлены всего шестью депутатами. Так, например, в Палате, избранной в 1876 г. из 74 депутатов, 60 были сельскими нотаблями13.

Несмотря на видимое формальное движение в направлении конституционализма, Палата в действительности, ни в коей мере, не ущемляла абсолютной власти хедива и имела чисто консультативный характер. Вали мог в любое время созвать, прервать, отсрочить, либо распустить Палату, мог заменить ее членов, назначал председателя и его заместителя.

Тем не менее, Совещательная палата депутатов принципиально отличалась от консультативных советов, существовавших при халифах в средние века, в новое время и даже при некоторых современных монархах. Во-первых, были опубликованы вышеназванные документы - "Основной закон" - конституция и установлена система выборов (пусть несовершенных) депутатов; во-вторых, были проведены выборы депутатов на провинциальных собраниях знати; в-третьих, по образцу европейских парламентов были созданы парламентские структуры и установлены характерные для парламента процедуры (комиссии, обсуждение законов, порядок обсуждения и голосования, речь правителя и ответ парламента и др.).

Депутаты обсуждали преимущественно вопросы, непосредственно касающиеся налогообложения, земельной собственности, общественных работ и даже улучшения системы образования.

Уже на первой сессии Палаты были приняты ряд решений (о ликвидации системы ухда, об освоении неудобных и заброшенных земель и др. в интересах деревенских шейхов, направленных на юридическое и фактическое признание земельной собственности омд14.

На второй сессии рассматривались финансовые вопросы: после непродолжительного обсуждения парламент поддержал предложение правительства об увеличении налога не одну шестую часть и размещение внутреннего займа. Наконец, в апреле 1869 г. на последней сессии первого состава Палаты было принято еще одно решение в интересах деревенской элиты, направленное на предотвращение раздробления крупных владений сельских шейхов15.

В конце 1869 г. состоялись выборы второго состава Палаты, первая сессия которой продолжалась с 1 февраля по 31 марта 1870 г. Наибольшее внимание депутаты уделили проблемам сельского хозяйства (ирригация, ремонт дамб и мостов, очистка каналов), не проявив особого интереса к обсуждению бюджета, а немногие замечания по последнему вопросу были поверхностные и касались второстепенных вопросов16.

Вторая сессия второго состава Палаты открылась 10 июня 1871 г. на шесть месяцев позже установленного Основным законом срока в самое жаркое время года. Точная причина отсрочки остается неизвестной, но скорее всего, была вызвана с резким ухудшением финансового положения страны. Некоторые депутаты затребовали информацию о бюджете текущего года и им был представлен вполне благополучный бюджет, затем, ознакомившись с итогами работы комиссии по финансам и весьма поверхностного обсуждения, одобрили его.

Между тем финансовое положение стало столь критическим, что хедив под давлением иностранных кредиторов был принужден принять пагубный Закон о мукабале (возмещении) 17. Следует отметить, что закон о мукабале, принятый через 12 дней после завершения сессии Палаты, никогда не обсуждался на ней, что свидетельствует о том, что мнение депутатов спрашивали только тогда, когда считали это нужным; закон был разработан личным советом (маджлис хусуси) хедива и утвержден им 30 августа 1871 г18.