Заключение
Великие беды Курского края длились почти до конца XIII века. Заметим, что вплоть до 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что курская сторона Руси и в самом деле погибла. Но не оставила курян их вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. Верные заветам Христа куряне молили его о пощаде. 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы.По преданию, икона была найдена жителем Рыльска в 1295 году в лесу, на месте ее появления забил святой источник. В 1383 году монголо-татары пытались сжечь святыню, но она не загорелась, а когда рассекли мечом соединилась снова. В 1597 году икону взяли в Москву, и в тот же год царь Федор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря Коренная пустынь. В 1613 году икону вернули в Курск. Образ помогал русским ратникам – его изображения украшали полковые знамена в Крымском походе в 1689 году. В 1812 году список с чудотворной иконы куряне отправили в действующую армию Михаила Кутузова.
Ежегодно25 сентября православные верующие Курска переносят крестным ходом чудотворную икону Божией Матери "Знамение" Курскую Коренную из монастыря Коренная пустынь на зимнее хранение в Знаменский кафедральный собор.
Крестный ход начался с Божественной литургии, которую отслужил архиепископ Курский и Рыльский Герман. Руководитель пресс-службы Курской епархии Людмила Штукина сообщила ИТАР-ТАСС, что поклониться святыне прибыли паломники из соседних областей, а также Белоруссии, Приднестровья, Украины и Сербии.
Первый крестный ход со святыней состоялся в 1618 году. Праздник стал традиционным, проходил два раза в год. В настоящее время крестный ход с иконой является одним из самых значимых событий в жизни курских православных верующих. В прошлом году в нем участвовали более 70 тыс. человек.
В 2010 году верующие отмечают 100 лет со дня рождения Серафима Саровского. В детстве он излечился от тяжелого недуга, прикоснувшись к Коренной иконе.
В Курске прошел 25-тысячный Крестный ход с Коренной иконой Знамения Божьей Матери. Этот образ считается одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Образ Знамения Божией Матери «Курская Коренная» был обнаружен в конце ХIII века у корня дуба, отсюда и название – Коренная. Во времена татарского нашествия, когда вся Русь испытывала величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. В окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону. Он поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно иконе «Знамение» Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на этом месте забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. Ею благословляли русские войска перед сражениями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи верующие, по традиции, несут чудотворную икону из Знаменского собора в монастырь Коренная пустынь. В этом году верующие отмечают 100 лет со дня рождения Серафима Саровского. В детстве он излечился от тяжелого недуга, прикоснувшись к Коренной иконе. Поклониться святыне в Курск приехали паломники из разных городов России и зарубежья. С 25 мая 2010 года Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», со времен Гражданской войны являющаяся главной православной святыней русского зарубежья, вновь находилась на исторической родине - в Курске.
В сентябре 2009 года она впервые после 90-летней разлуки была принесена в пределы Отечества и сначала пребывала в Москве, в храме Христа Спасителя, а затем до 2 октября - в Курске, где сотни тысяч курян и паломников из других регионов России смогли прикоснуться к легендарному древнему образу Богородицы.
И вот во вторник святыня вновь оказалась на курской земле, только на этот раз она была доставлена с Украины: с 13 по 22 мая ей поклонялись киевляне, затем жители Сумской области. А на Украину икона прибыла из Мюнхена – она постоянно странствует по миру, посещая русские православные приходы в разных странах на всех континентах. На границе икону «Знамение» встретила курская делегация во главе с архиепископом Курским и Рыльским Германом и губернатором Александром Михайловым, а в Курске, – как и в прошлый раз, редкостное многолюдье. Священнослужители установили святыню на украшенные цветами носилки, и торжественная процессия прошествовала по улице Ленина от площади Перекальского к Знаменскому собору. Накануне по всей улице Ленина реклама на растяжках была заменена изображениями Курской Коренной иконы, а путь ее был выстлан цветами и свежескошенной травой. На площади перед собором начались первые богослужения около святыни, установленной на постаменте…
На курской земле древняя икона оставалась до 8 июня. В основном она была круглосуточно доступна для паломников в Знаменском соборе (издревле своем «зимнем» доме), а 4 июня, – как всегда, в девятую пятницу после Пасхи – возглавила знаменитый крестный ход из Курска в Коренную пустынь[24]. Необходимо сказать, что Промыслом Божиим крестные ходы помогали народу преодолевать все трудности жизни.
Список литературы
1. Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край. Курск, 2002. 142 с.
2. Лысых В.Н. Курская Коренная икона Божией матери Знамение. М.,
2007. 168 с.
3. Шпилев А.Г. Знаменский монастырь. Курск, 2000 .24с
4. Бугров Ю. История Курской епархии. Курск ,1989.103с
5. Рождество Богородской пустыни. СПб., 1876. 217с
6. Курская святыня. СПб., 1899 .103с
7. Фирсов А. Коренная пустынь. М.,2000.930 с.
8. Сенаторский И.П. Исторические сведения о Курской чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1913.105 с.
9. Плотников А.А. Из истории монастырей и храмов Курского храма. Курск, 1998 .221 с.
10. Кулагин В. Святая Курская земля. Курск, 2004 .263 с.
11. Путешествия по Курскому краю: маршруты экскурсий и туристических походов по историческим и памятным местам. Курск, 2004 .103 с.
12. Пахомова А.Н. Курщина в процессе формирования государства и права Древней Руси. Курск, 2006. 291с.
13. Коренная пустынь 4 века (1957-1997 гг.), 48с.
14. Материалы интернет сайтов: www.korennaya.ru, http//www. Museum.ru/ M2246, http//foto.rambler.ru/users//arnosha/23/.
15. Щавелев С..П. Феодосий Печерский – курянин. М., 2008. 280с.
16. Раздорский А.И. Курская епархия. М., 1897. 25с.
17. Иванов А.Н. Курский край. М., 1899. 243с.
18. Королев Н.А. Крестный ход. М., 1999. 54с.
[1] Иеромонах Леонид. Историческое описание Коренной Рождество - Богородицкой пустыни. М,1998.С.24.
[2] Лысых В.Н. Курская Коренная икона Божией матери Знамения, Русский ренессанс. М., 2007.С.13.
[3] АрцыбашеваТ.Н. Православный Курский край. Курск, 2002.С.142.
[4] Шпилева А.Г. Знаменский монастырь. Курск,2000. С.48
[5] Фирсов А.Коренная пустынь, М.,2004.С.234.
[6]Лысых В.Н.Курская - Коренная икона Божией матери Знамения, М.,2007.С.48.
7 Сенаторский И.П. Исторические сведения о Курской чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1913.С.105.
[8] Лысых В.Н.Курская - Коренная икона Божией Матери Знамение. М.,2007.С.168.
9 Кулагин В.Святая Курская земля. Курск ,2004.С.236.
[10] Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2003 .С.24.
[11]Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2003.С.56.
[12]Кулагин В.Святая Курская земля .Курск,2004.С.345.
[13]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск, 2004.С.235.
[14]Лысых В. Н.Курская - Коренная икона Божией матери Знамение. М.,2007.С.56.
[15]Арцыбашева Т.Н.Православный Курский край. Курск,2002.С.212.
[16]Бугров Ю.История Курской епархии. М.,2000.С.123.
[17]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск,2004.С.153.
[18]Фирсов А. Коренная пустынь. М.,2000.С.135.
[19]Пахомова А. Н.Курщина в процессе формирования государства и права Древней Руси. Курск,2006.С.324.
[20]Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2002.С.13.
[21]Фирсов А.Коренная пустынь.М.,2000.С.92.
[22]ЩавелевС.П.Феодосий Печерский-курянин. М.,2008.С.157.
[23]РаздорскийА.И. Курская епархия. М.,1897.С.34.
[24]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск,2004.С.146.