"Литература о М.В. Ломоносове огромна, – писал в 1965 году известный историк науки В.П.Зубов. - Однако нельзя сказать, чтобы все стороны его многогранной деятельности были освящены с достаточной полнотой (что верно, то верно – В.С.). Исследователи нередко главное свое внимание обращали на то, что Ломоносов "предвосхитил", "предвидел", "предугадал", вместо того, чтобы раскрывать исторические причины как были возможны подобные "предвосхищения", "предвидения", "предугадывания", опережавшие свой век". Сопоставление атомизма Ломоносова с предшествущими учениями делались нередко в плане целых столетий; его сравнивали с атомизмом Гассенди, Декарта, Бойля и слишком мало уделяли внимания тем, кто был современником Ломоносова. Такое изолирование от ближайшего исторического окружения, вместе с модернистскими истолкованиями отдельных высказываний, вело к "героизации", коренным образом противоположной действительно историческому истолкованию. "Чудеса" приоритетов продвигали вперед ломоносоведение столь же мало, как старомодные панегирики полководцам и государственным деятелям – историческую науку.
Настоящий исторический подход, – продолжает В.П. Зубов, - становится возможным лишь тогда, когда к Ломоносову подходят, как к сыну своего века, как к сыну глубоко оригинальному, сочетавшему, по выражению А.С. Пушкина "необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия" (Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала 19 века, М., 1965, с.316).
Значительный раздел во втором томе "Учение Дальтона. Исторический аспект" своего трехномника "Три аспекта атомистики" академик Б.М.Кедров посвящает М.В.Ломоносову. "Большое внимание, - писал в 1969 году Б.М.Кедров, - было уделено мною атомистике М.В.Ломоносова, как прямой предшественнице атомистике Дальтона (выделено мною – В.С.). В конце 40-х – начале 50-х годов усилилось внимание советских историков науки к истории отечественного естествознания. Однако в эти годы эта тенденция в ряде случаев получила неправильное, искаженное выражение. В некоторых работах того времени по истории науки приоритет естественнонаучных открытий приписывался только нашим соотечественникам, в т.ч. Ломоносову (? – В.С.).
При оценке научного творчества Ломоносова я видел свою задачу в том, - продолжает Кедров, - чтобы проследить, каким образом главные достижения Ломоносова вытекали в качестве гениальных предвидений из его общей идеи сохранения материи и движения – идеи, лежавшей в основе всей его атомно-кинетической концепции. Оказалось, что если принять оба принципа сохранения и сочетать их с представлениями об атомах, то отсюда (даже без соответствующего экспериментального подтверждения самих принципов) чисто логически вытекают такие следствия, которые в обстановке науки XVIII века оказались чрезвычайно смелыми предвосхищениями многих физических и химических открытий конца XVIII и всего XIX веков. Но все же это было только предвосхищением открытий, но не свершением, для чего во второй трети XVIII века не было необходимых условий" (Кедров Б.М. Три аспекта атомистики. Учение Дальтона, т.2, М., 1969, с.8). Вот так, дорогие коллеги, оценивал деятельность ученого и философа Ломоносова философ и ученый Б.М.Кедров. Но кстати здесь сказать, в противодействии Б.М.Кедрову, еще в 1910 году немецкий историк химии М.Шпетер, отмечая заслугу М.В.Ломоносова в формулировке закона сохранения материи и движения подчеркнул (кто-кто, а немецкие ученые и философы хорошо были знакомы со всеми научными и философскими трудами великоросса М.В.Ломоносова еще в XVIII веке, даже диссертации по его творчеству защищали): "Такого осознанного всеобъемлющего и точного выражения важнейшего закона химии (закона сохранения материи и движения – В.С.), какое имеется у М.Ломоносова, мы не найдем у Лавуазье" (Биографии великих химиков, пер. с немецк., М., 1981, с.60).
Выскажу по поводу выше написанных мыслей марксиста-ленинца академика Б.М.Кедрова несколько возражений. Во-первых, философский и научный атомизмы М.В.Ломоносова не были предшественником научного атомизма Дж. Дальтона (1766-1844), ибо Дальтон был ортодоксальным продолжателем (своего рода учеником) той модели философско-научного атомизма, которую изобрел М.В.Ломоносов. Что это действительно так, а не иначе, сошлюсь на слова самого Дж.Дальтона, взятые из его работы "Новая система химической философии" (1908 г.). Вот что здесь он пишет и как пишет: "Все тела, имеющие воспринимаемую величину, состоят из огромного числа крайне малых частиц или атомов, которые соединены воедино, благодаря силе притяжения. Эта сила, смотря по обстоятельствам, более или менее заметна, и поскольку она препятствует разделению атомов, то очень удачно названа в этом смысле притяжением сцепления". А пишет он, я повторяю, чисто по Ломоносову, а не по И.Ньютону, потому что придти к своему основному выводу о кратных отношениях в химических соединениях и введению понятия "относительный атомный вес", пользуясь моделью химического слоя материи Р.Декарта или горячо им любимого И.Ньютона, он никогда бы не смог. К этим понятиям Дж. Дальтон мог придти и пришел, работая только в модели химического слоя (атомной философии) нашего М.В.Ломоносова. Ведь у М.В.Ломоносова все это уже было. И гораздо более точен в определении и оценке результатов философского и научного атомизмов М.В.Ломоносова пусть далеко не ученый, великий восточнославянский, великорусский поэт и мыслитель А.С.Пушкин, когда он писал: "Ломоносов – величайший ум новейшего времени, человек произведший в науках переворот и давший им то направление, по которому текут они и поныне" (Пушкин А.С. ПСС, т.7, М., 1937, с.641). Это в тысячу раз вернее, точнее, правильнее. Вот так-то, Бонифатий Михайлович. И "новая эпоха в химии" начинается не с Дальтона, и даже не с Лавуазье и Р.Бойля, как об этом пишет обожаемый вами Ф.Энгельс, а с М.В.Ломоносова, ведь тот же Лавуазье воспользовался, начиная свою профессиональную деятельность химика, в первую очередь, результатами экспериментов и теоретических положений М.В.Ломоносова, изложенных им в "Комментариях Санкт-Петербургской академии наук", а не кого-либо другого. То, что в химии Лавуазье пошел дальше М.В.Ломоносова, тут я с вами согласен. Но так и должно было быть, иначе не было бы ни Лавуазье, ни Дальтона, ни Гей-Люсака, ни Авогадро, ни Д.И.Менделеева. Известный шотландский химик Дж.Блэк в 1754 году писал: "Все наши прежние понятия о химических соотношениях изменились" (явно напрашивается – только после Ломоносова – В.С.). Почему? Я забегаю несколько вперед, потому что "в результате (работ М.В.Ломоносова – В.С.) место отвлеченных "принципов", "начал", "земель", включая "флогистон" заняли реальные химические элементы" (Кедров Б.М. Три аспекта атомистики, т.2, Учение Дальтона, М., 1969, с. 17), точнее – ломоносовские атомы химических элементов, рисунками и словесными образами которых наполнены многие его опубликованные произведения.
В своей работе "М.В.Ломоносов" Г.С.Васецкий в 1969 году писал: "Ломоносов решительно ломал устарелые традиции в исследовании природы" (Васецкий Г.С. М.В. Ломоносов, М.,1961, с.7). Изучая труды М.В.Ломоносова, я нигде не заметил, что наш Михаил Васильевич Ломоносов что-либо ломал в науке. Ломоносов ввел в философию и науку (в человеческий интеллектуальный оборот) новую научную Программу под названием "АТОМНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ" и на этой основе далее развил атомное учение строения химического вещества на Земле. Это да! А открытия? Они пришли к Ломоносову с его новой моделью понимания существа и сущности мира. Только-то и всего! Говорить о том, что Ломоносов что-то "ломал" в науке – это ненаучно, по варварски как-то. Он строил, создавая новое представление о мире и о веществе его составляющего. И вот здесь стоит обратить внимание на весьма важный факт нашего бытия-мышления, а именно: совпадает ли то, что мы строим в своей интеллектуальной системе, в своем мозгу с тем, что находится за пределами нашей интеллектуальной системы, нашего мозга. То, что по своему вещественному содержанию они не тождественны и тем более не равны – это факт. Но равны ли они (модель мира и естественный мир) , конгруэнтны ли они в плане "образа"?
"Отличие реальных систем (моделей Вселенной – В.С.) от концептуальных (абстрактных, виртуальных, то есть созданных только силой человеческого интеллекта – В.С.) дает иногда основание, - писал в 1967 г отечественный философ Н.Ф.Овчинников, - относить понятие системы (модели – В.С.) лишь к сфере самого знания. Сложный объект действительности, или, иначе говоря, систему реального объекта, предлагается поэтому называть структурой. Мы, однако, примем другой обозначение. Целесообразней, как нам кажется, говорить о различии материальных систем и систем, относящихся к области знания. Понятие структуры будет иметь определенное отношение и к тем и к другим системам, хотя, разумеется, это не исключает различия структур" (Овчинников Н.Ф. Категория структуры в науках о природе; // Структура и формы материи, М., 1967, с.12). Это весьма сложный и очень ответственный вопрос. Но еще более ответственен ответ на этот вопрос, ибо все исследователи мира работают только с созданными их воображениями моделями мира и объектами - также моделями, располагающимися внутри данной (данных) модели ( моделях), созданными опять-таки путем только работой их интеллектуальных систем.