В.И.Ленин писал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. Буря – это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году».[42]
Отношение к декабристам и к их движению было противоречиво как в их время, так и в наши дни. По словам П.Я.Чаадаева, восстание декабристов задержало развитие России на пятьдесят лет.
Исходя из конкретной исторической ситуации, поражение декабристов, лишив привилегированное сословие его лучших представителей, ослабило тем самым духовный и интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции.
Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов от лица своего поколения, пришедшего вслед за поколением декабристов, писал:
«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом».
Недаром критик Виссарион Белинский видел в М.Ю.Лермонтове «поэта, в котором выразился исторический момент русского общества». Лермонтов подвергал критике современное ему общество и поколение, рожденное в эпоху общественного недуга, и делает вывод о том, что «будущее иль пусто, иль темно». М.Ю. Лермонтов утверждал, что его поколение состарится «под бременем познанья и сомненья», что оно иссушило ум бесплодной наукой. М.Ю.Лермонтов носил «в душе своей предчувствие будущего идеала» и испытывал глубокую неудовлетворенность жизнью и деятельностью своего поколения. В знаменитом стихотворении «Дума» поэт написал:
«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда».
«Эти стихи писаны кровью, - говорил В.Белинский, - они вышли из глубины оскорбленного духа…». « Голубые мундиры» жандармов и послушный им народ – вот что увидел М.Ю.Лермонтов в глухие годы, последовавшие за декабрьским разгромом. «Страна рабов», - скажет он и в этом увидит «дух всеобщего» - то есть объективный ход времени. Он пишет поразительные по силе революционного гнева строки:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ».
С той же горечью по поводу революционной и исторической пассивности широких народных масс России писал в 1823 году в своем стихотворении «Сеятель» Александр Сергеевич Пушкин:
«Паситесь, мирные народы,
Вас не пробудит чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды –
Ярмо с гремушками да бич».
Александра Григорьевна Муравьева (жена Никиты Муравьева) передала сосланным в Нерчинские рудники декабристам революционное стихотворение Пушкина – послание декабристам в Сибирь:
«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье».
От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Александр Одоевский:
«Но будь покоен, бард! Цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы,
Как встарь, смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет;
Из искры возгорится пламя
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя».
Однако, стоит заметить, что оценка современной ему политической ситуации в России у величайшего российского поэта Александра Сергеевича Пушкина была весьма двойственна и противоречива.
Будучи близко знаком и дружен со многими декабристами, он во многом разделял их взгляды. Ведущая линия его политической лирики – это отрицание произвола и насилия. В его творчестве находит отражение идея равенства всех перед законом, выдвинутая французской революцией 1789 года. Защищая идею законности, А.С.Пушкин резко критикует тиранов, предостерегает их от возмездия. С огромным пафосом и страстью восстает Пушкин против тиранства и самовластия. Он развенчивает надежды на царя, на то, что тот введет нужные законы.
Однако, Пушкин, отрицая тиранию трона, вместе с тем видел опасность в тирании народа, которая приносит с собой кровь и человеческие жертвы. В 1825 году он писал: «Что нужно Лондону, то рано для Москвы», признавая тем самым невозможность радикальных изменений в России.[43]
Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорбным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на активное участие народных масс. Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа. Тема народа как главной силы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в сознание деятелей революционного движения.
«Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа», - сказал преемник декабристов Герцен,- и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.
Таковы, на мой взгляд, основные выводы из истории декабристского движения. Но историческая наука, как любая другая наука, не стоит на месте, и что в процессе ее развития скажут о декабристах наши потомки, нам пока не известно. Дай Бог, чтобы благородные помыслы и высокое стремление к идеалам оставались в цене, сколько бы ни прошло лет и столетий.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Декабристы» (автор- академик М.В. Нечкина)- издательство «Наука», 1984 год.
2. «Большая школьная энциклопедия» (составитель- Петр Кошель) – издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1999 год.
3. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 год, (вступительная статья доктора исторических наук С. Волка).
4. Советский энциклопедический словарь (главный редактор А.М. Прохоров) – издательство «Советская энциклопедия», 1986 год.
5. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 год.
6. История России (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 год.
1. «Большая школьная энциклопедия» (составитель- Петр Кошель) – издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1999 г., с. 404.
2. «Декабристы» (автор- академик М.В. Нечкина)- издательство «Наука», 1984 г., с. 3.
3. Декабристы (автор- академик М.В. Нечкина)- издательство «Наука», 1984 г., с. 4-5.
4. История России (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 229.
5. Советский энциклопедический словарь (главный редактор А.М. Прохоров) – издательство «Советская энциклопедия», 1986 г., с. 369.
6. Декабристы (автор- академик М.В. Нечкина)- издательство «Наука», 1984 г., с. 19-20.
7. История России (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 229.
8. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 311-312.
9. Глоток свободы (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 5.
10. «История России» (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 229-230.
11. «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 312.
«Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 5.
12. «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 311-312.
13. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 6-7.
14. «Большая школьная энциклопедия» (составитель- Петр Кошель) – издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1999 г., с. 187.
15. «История России» (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 230.
16. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 5-6.
17. «История России» (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 230-231; «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 314-315.
18. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 8-9.
19. «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 315-316.
20. «История России» (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 231-232.
21. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 10.
22. «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под редакцией В.В. Керова) - издательство «Астрель», 2004 г., с. 316.
23. «История России» (под редакцией М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева) - издательство «Высшая школа», 2004 г., с. 232.
24. «Глоток свободы» (автор- Булат Окуджава) – «Издательство политической литературы», 1971 г., с. 10-11.