С 1851 Гарибальди плавал капитаном на торговом судне. В феврале 1859 г. глава пьемонтского правительства граф К. Кавур пригласил Гарибальди в Турин, предложив ему начать вербовку волонтеров для участия в войне против Австрии. В 1859-1860 годах корпус Гарибальди «Альпийские стрелки» совершил триумфальный марш по территории Ломбардии, изгнав из нее австрийцев. В занятых им местностях Гарибальди освобождал крестьян от налогов, чем завоевал огромную популярность среди населения.
После заключения позорного Виллафранкского перемирия 1859 г. Республиканская партия на Сицилии, где в это время началось восстание, предложила Гарибальди возглавить экспедицию с целью захвата всего Неаполитанского королевства. Так в 1860 г. был осуществлен знаменитый поход гарибальдийской «Тысячи», который был успешным и привел к освобождению Юга Италии от власти Бурбонов.[10] На время Гарибальди стал диктатором Сицилии, в его руках оказалось собственное государство, в котором он пытался провести ряд преобразований: освободил политических заключенных, принялся за организацию школ и приютов, раздал часть государственных земель крестьянам. Порой народный вождь действовал слишком прямолинейно, нередко проявлял наивность. 6 ноября 1860 г. после плебисцита Неаполитанское королевство было присоединено к Пьемонту.
В 1860 Гарибальди женился вторично, но этот брак с самого начала оказался неудачным.
В 1861 г. было объявлено о создании единого Итальянского королевства во главе с королем Виктором Эммануилом II, но вне его пределов все еще находились Папское государство и Венеция. Завершение объединения Италии могло быть достигнуто лишь в результате ликвидации светской власти папы и освобождения. Он был избран депутатом туринского парламента от избирателей Неаполя.
Летом 1862 Гарибальди посетил Англию для сбора средств на осуществление похода в Венецию. В Лондоне Гарибальди встретился с А. Герценом.
После начала в 1866 австро-прусской войны король Виктор Эммануил II вновь призвал Гарибальди для участия в военных действиях, который со своим отрядом занял Южный Тироль. Летом 1867 г. Гарибальди совершил агитационную поездку по Северной и Центральной Италии, призывая к новому походу на Папскую область, был арестован и вновь сослан на Капреру, откуда бежал 14 октября 1867. 22 октября 1867 г. он вместе со своими волонтерами перешел границу Папской области, но, потерпев поражение в одном из сражений, был взят в плен и возвращен на Капреру.
Окончательное объединение итальянских земель произошло в 1870 г. В связи с началом франко-прусской войны французы оставили территорию Папского государства. Итальянские войска тут же вошли в Рим, светская власть папы была свергнута, а его земли присоединены к Итальянскому королевству. Гарибальди был отстранен от участия в этом завершающем этапе объединения Италии: монархии он уже не нужен.[11]
Гарибальди предложил свои услуги республиканскому правительству Франции в войне против Пруссии. В январе 1871 он разбил прусские войска в битве при Дижоне и был избран депутатом Национального собрания Франции, но отказался от мандата и 16 февраля окончательно вернулся на Капреру. Его подругой в последние десятилетия была Франческа Ариозино, от которой он также имел троих детей. Жениться на ней он смог лишь в 1880 г., когда был аннулирован его предыдущий брак.
В поместье на острове Капрера он прожил последние годы жизни, поддерживая активную переписку с множеством корреспондентов. За это время он составил свое политическое завещание, написал окончательную редакцию «Мемуаров», создал роман «Тысяча», рассказывающий о его знаменитой экспедиции. Его перу принадлежат еще несколько художественных произведений. Страдая от мучительного артрита, лихорадки, ревматизма и других болезней, передвигаясь с большим трудом, прославленный герой пытался литературным трудом заработать на жизнь себе и своей семье. Человек гордый и независимый, лишь за несколько лет до кончины он с болью в сердце согласился, наконец, принять давно предлагавшиеся ему единовременную денежную помощь и ежегодную пенсию от итальянского правительства. Умер Гарибальди 2 июня 1882 г. и был похоронен на острове Капрера.
Заключение
джузеппе гарибальди италия революционная борьба
Итак, в заключение, попытаемся определить роль личности Джузеппе Гарибальди в истории, важной частью жизненного кредо которого была борьба против деспотизма за свободу, а также за республику, также кратко затронем его политические взгляды и убеждения.
По утверждению самого Гарибальди, он всегда оставался республиканцем «в сердце», хоть ему не раз и приходилось идти на союз с монархией для достижения своей главной цели - объединения и возвышения Италии. Гарибальди приветствовал создание Первого Интернационала и в конце 1871 г. даже назвал его «солнцем будущего».Но очень быстро возникли разногласия из-за того, что Гарибальди всегда отвергал революцию и насилие. Непреклонный в своих высказываниях, резкий, он умел быть и умеренным. Его «реализм» поссорил его с Мадзини и отдалил от революционеров-социалистов.
Он призывал к дружбе и взаимопомощи между народами, а не к объединению пролетариев всех стран. Восхищаясь подвигами Гарибальди-военного, К. Маркс и Ф. Энгельс не раз критиковали Гарибальди-политика.
Политические идеалы приверженца республиканской формы правления, борца за свободу против тирании, несомненно, были демократическими. Но Гарибальди никогда не был сторонником революции. Он был склонен скорее к социальному компромиссу, к поэтапному развитию, позволяющему избежать насилия. Придерживаясь во многом идеалистических взглядов, Гарибальди, тем не менее, умел действовать как реалист, исходя из сложившейся ситуации. У него была программа тех преобразований, которые необходимо было осуществить в итальянском обществе после объединения страны.
После объединения страны не пришло ни моральное, ни материальное улучшение, на которое надеялся Гарибальди, а внутренние социальные проблемы обострились. Понимая это, Гарибальди пытался найти решение, составив программу действий, в которой он настаивал на «духовном освобождении» от влияния католической церкви, считая, что необходимо запретить религиозные корпорации в Риме. По его мнению, религиозные суеверия народа могут быть рассеяны лишь с помощью повышения уровня грамотности. Поэтому он предлагал сделать образование обязательным и бесплатным. Нужно было усовершенствовать систему налогообложения, отменив специальный налог на соль и на предметы широкого потребления, и вместо ряда тяжелых налогов ввести один, более справедливый и равномерно распределенный. Гарибальди понимал, что для уменьшения налогов необходимо сократить государственные расходы. В 1880 г., в более позднем варианте своей программы, он конкретизировал этот пункт, указывая, что надо: 1) уменьшить государственные пенсии; 2) сократить военные расходы и вместо постоянной армии создать «национальную милицию»; 3) привлечь к работе духовенство, на содержание которого уходят большие деньги. Но наиболее важный пункт политической программы Гарибальди касался предоставления избирательного права всем грамотным итальянцам.
Вся же программа Гарибальди легла в основу программы итальянских радикальных демократов и использовалась Конгрессом Рабочих и Демократической Лигой в 1870-1880-е годы, а также парламентской группой «левая», оппонентами «правой», которым удалось прийти к власти, получив большинство в парламенте в 1876 г.
Гарибальди был ярым защитником гражданских прав. В своей программе 1880 г. он писал о необходимости защищать свободу слова, печати и собраний, был приверженцем отмены смертной казни, о чем упоминал в письмах.
Но Гарибальди разочаровался и в возможности провести свои предложения через парламент. В 1880 г. он подал в отставку с поста депутата. Правительство "левой", возглавляемое Депретисом, еще при жизни Гарибальди начало проводить ряд демократических реформ: были изданы законы о светской школе и гражданском браке, которые несколько ограничили позиции церкви; в 1879 г. введено обязательное начальное образование; в 1880 г. ликвидирован налог на помол зерна. Но Гарибальди надеялся на более интенсивные преобразования. Он видел слабые стороны парламентаризма. Он был и оставался до конца своей бурной, насыщенной разнообразными событиями жизни, «человеком действия», патриотом и сторонником демократии. Его проекты политических преобразований, созданные после 1871 г., являются свидетельством этого.
Гарибальди и в конце своей жизни продолжал выступать за «неделимую Италию», под которой понимал теперь присоединение Трентино и Триеста к территории страны. Он до конца остался верен избранному им «национальному пути». Гарибальди разделял чувства средних слоев Италии, убежденных в том, что новая Италия должна играть в Европе заметную роль, что Италия униженная, осмеянная, низведенная до положения туристической области, должна остаться воспоминанием. Гарибальди до последних своих дней защищал единство и процветание своей родины и оставался патриотом Италии. Его славе завидовали короли и премьер-министры. Во многих городах Италии ему поставлены памятники.
Список использованных источников
1. Большая российская энциклопедия. Т. 6. – М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2006.
2. Бочаров И. Джузеппе Гарибальди, человек – легенда // Огонек. 1982. № 27. – С. 28 - 29.
3. Гарибальди Дж. Мемуары. - М., 1966.
4. Кирова К.Э. Заговорщики и народ: Революционное движение в Италии XIX в. / Отв. Ред. М.И. Ковалевская. – М.: Наука, 1991. – 157 с.
5. Крелин Ю., Эйдельман Н. Гарибальди и Россия // Знание – сила. 1984. № 12. – С. 40 - 41.
6. Лурье А.Я. Гарибальди 1807–1882. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 288 с.
7. Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди // Новая и новейшая история. 2002. № 1. – С. 158.