Смекни!
smekni.com

Западная цивилизация (стр. 4 из 6)

В III в. н.э. Римская империябыла охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия.В 395 г. н.э. империяокончательно распалась на Западную и Восточную.

В V в. н.э. упадок империипривел к походам варваров на Рим. Римв первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. н.э. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. н.э. вождь геруловОдоакрв очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императораРомула Августула, и Римское государство, начало которому положил Ромул, Ромуломже и закончилось.

Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.

2.3Европа варваров и её эллинизация

Термин «варвары» введен римлянамидля обозначения всех неримлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Порой утверждается наивная этимология этого слова, якобы производного от звукоподражания нечленораздельной речи неримлян – «вар-вар». В действительности латинское слово «barbares» означает «бородатые». В представлении римлян, чисто бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья, невежественности, грубости нравов, неуважения к нормам поведения, отвержение правил благовоспитанности и эстетических ценностей. Варварами называли обитателей североевропейских лесов и евразийских степей и даже жителей Греции и Персии, хотя они обладали более древней культурой, чем Рим.

Однако в IV – V вв. н.э. понятие «варвары» стало менять свое значение; в эти столетия те народы, которых прежде именовали «варварами», облагородились, восприняли латинскую письменность, римское право и культуру; римлянеже, напротив, в культурном отношении деградировали, стали подражать варварской моде, отращивать бороды и длинные волосы, носить узкие кожаные брюки, как кочевники, и рубашки. В IV – V вв. н.э. «варварами» станут называть нехристиан, язычников

Мир варварства» размещался на севере и востоке от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли, степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее западную часть. Хронологически «мир варварства» достаточно долго сосуществовал параллельно римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей «мира варварства» может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда племена норманнови венгровприняли христианство. «Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Кроме кельтовв «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. . Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, В дальнейшем, в IV – VI вв. н.э., «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, поляни др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных.

В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнови венгров, последних «варваров» Европы.

Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией.

В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные (фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны.

При всей критике варваров, живущих, якобы, только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом. Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли. Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние.

Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты.

В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши. Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцевв судостроении и в навигации.

В I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев.

Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций.

Первые государства складуются у франков, англов и саксов. Франкская монархия Каролингов стала основой формирования французской народности и нации( 8 в. н.э.), К 899 г. Англия была объединена ,первым королем стал Альфред Великий. Т.Е. англы и саксы стали основой образования в последующих столетиях английской народности.

Помимо германоязычных народов нужно отметить образование ранней государственности у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной Европе, существовавшее в VII в. Затем – Великоморавское государство, существовавшее на той же территории в VIII – IX вв. В дальнейшем поляне сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них, оказались причастными к образованию русских княжеств.

3.Средневековая европейская цивилизация

Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.